Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-03/7439 (опубликовано 27 августа 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2012 года
N 05-03/7439
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 58-05/12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа "Инта", место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Горького, дом 16, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), обществом с ограниченной ответственностью "Балтика", место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Куратова, дом 48, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 06.01.2012, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 06.01.2012.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация МО ГО "Инта"), место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Горького, дом 16.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Балтика" (далее - ООО "Балтика"), место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Куратова, дом 48.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Аконит" (далее - ООО "Аконит"), место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Мира, дом 24а.
Общие принципы организации местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
Согласно части 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании городского округа "Инта" (далее - МО ГО "Инта", городской округ) определены Уставом муниципального образования городского округа "Инта", принятым Советом муниципального образования городского округа "Инта" 12.05.2007 (далее - Устав МО ГО "Инта").
В силу части 1 статьи 37 Устава МО ГО "Инта" администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральным законодательством и законами Республики Коми.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Устава МО ГО "Инта" к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Пунктом 7 части 1 статьи 39 Устава МО ГО "Инта" к полномочиям администрации городского округа отнесено управление муниципальной собственностью городского округа в соответствии с порядком, установленным Советом городского округа.
Подпунктом 4.2.1. пункта 4.2. Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта", утвержденного Решением Совета МО ГО "Инта" от 19.10.2007 N I-8/83 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта"), к полномочиям администрации городского округа отнесено управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа в порядке, устанавливаемом законодательством, решениями Совета городского округа и Положением.
Подпунктом 4.2.11. Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта" к полномочиям администрации городского округа отнесено осуществление прав арендодателя на основании Положений о порядке передачи в аренду недвижимого и движимого имущества, являющегося собственностью городского округа.
Пунктом 3.20. Положения о порядке передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО "Инта", утвержденного Решением Совета МО "Город Инта" от 30.05.2002 N 312 (далее - Положение о порядке передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО "Инта") установлено, что арендатор вправе с письменного согласия Арендодателя, Балансодержателя и Администрации МО "Город Инта" передавать арендуемое имущество в субаренду в соответствии с действующим Положением "О субаренде нежилых помещений", утвержденном Советом города.
Пунктом 2.5. Положения "О субаренде нежилых помещений", утвержденного Решение Совета МО "Город Инта" от 30.05.2002 N 313 "Об утверждении Положения "О субаренде нежилых помещений", предусмотрено, что на основании решения арендодателя с разрешения Администрации между арендодателем и субарендатором заключается договор, в котором оговариваются условия предоставления помещения в субаренду с соблюдением требований по использованию нежилых помещений.
Между Администрацией МО ГО "Инта" (далее - арендодатель), ООО "Балтика" (далее - арендатор) и ООО "Аконит" (далее - субарендатор) заключен договор субаренды N 719 от 29.02.2012 (далее - договор субаренды), согласно которому арендодатель дает согласие, арендатор сдает в субаренду, а субарендатор принимает в субаренду находящееся в собственности МО ГО "Инта" недвижимое имущество - нежилые помещения в здании по адресу: Республика Коми, город Инта, улица Куратова, дом 48, площадью 38,2 кв. м. (далее - муниципальное недвижимое имущество), на срок с 29.02.2012 по 31.12.2012.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 06.01.2012, установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 17.1. Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, урегулированы особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 06.01.2012, определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.
Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции урегулированы особенности заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.07.2009, определено, что до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Учредителем ООО "Аконит" является физическое лицо.
Основные виды деятельности ООО "Аконит":
-розничная торговля фармацевтическими товарами;
-розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами;
-деятельность агентов по оптовой торговле фармацевтическими, медицинскими, парфюмерным товарами, включая мыло;
-розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
-розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом;
-прочая розничная торговля в специализированных магазинах;
-розничная торговля играми и игрушками;
-деятельность агентов по оптовой торговле отдельными видами товаров или группой товаров, не включенными в другие группировки;
-оптовая торговля готовыми пищевыми продуктами, включая торговля детским и диетическим питанием и прочим гомогенизированными пищевыми продуктами;
-розничная торговля мужской, женской и детской одеждой;
-розничная торговля чулочно-носочными изделиями.
Средняя численность работников ООО "Аконит" за 2008-2011 года не превышала 13 человек.
Выручка ООО "Аконит" от реализации товаров (работ, услуг) за 2008-2011 года не превышала предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Соответственно, ООО "Аконит" является субъектом малого, среднего предпринимательства в понимании статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
Между Администрацией МО ГО "Инта", ООО "Балтика" и ООО "Аконит" в отношении муниципального недвижимого имущества заключен договор субаренды N 719 от 01.01.2008 на срок с 01.01.2008 по 30.12.2008.
Между Администрацией МО ГО "Инта", ООО "Балтика" и ООО "Аконит" в отношении муниципального недвижимого имущества заключен договор субаренды N 719 от 01.01.2009 на срок с 01.01.2009 по 30.12.2009.
Между Администрацией МО ГО "Инта", ООО "Балтика" и ООО "Аконит" в отношении муниципального недвижимого имущества заключен договор субаренды N 719 от 01.01.2010 на срок с 01.01.2010 по 30.12.2010.
Между Администрацией МО ГО "Инта", ООО "Балтика" и ООО "Аконит" в отношении муниципального недвижимого имущества заключен договор субаренды N 719 от 01.01.2011 на срок с 01.01.2011 по 30.12.2011.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, положения части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения с указанными в данной норме субъектами малого и среднего предпринимательства на новый срок договоров аренды и субаренды, заключенных с ними до 1 июля 2008 года.
Договоры субаренды между Администрацией МО ГО "Инта", ООО "Балтика" и ООО "Аконит" заключены без проведения торгов в порядке части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции.
В действиях Администрации МО ГО "Инта" в виде дачи согласия ООО "Балтика" на предоставление в субаренду муниципального недвижимого имущества ООО "Аконит" без проведения торгов нарушение части 1 стать 15 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
В действиях ООО "Балтика" в виде заключения с ООО "Аконит" в отношении муниципального недвижимого имущества договора субаренды без проведения торгов нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Прекратить рассмотрение дела АО 58-05/12 в отношении Администрации МО ГО "Инта", ООО "Балтика" в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-03/7439 (опубликовано 27 августа 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016