Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 23 августа 2012 г. N 65
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Сапунов Д.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Жуков И.А.- член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
Маскаева Н.В.- член комиссии, государственный инспектор отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N65 по признакам нарушения ООО фирма "Европа Плюс Скифы" законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе", в присутствии директора ООО фирма "Европа Плюс Скифы" <***> установила:
В ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения законодательства о рекламе.
В г. Ставрополе 04.06.2012 в 12-20 по московскому времени в эфире радио "Европа плюс" транслировалась реклама следующего содержания "Очки возьму в дорогу я, Без них не видно ни *** чего! Очки водителя "Кафа Франц"! Идеальная защита от бликов, солнца и встречных фар! Спрашивайте очки водителя "Кафа Франц" на АЗС, в автомагазинах и аптеках города".
Слово "ничего" звучало не полностью, а было разбито на слова "Ни" звуковой сигнал и "Чего", часть слова заглушалась звуковым сигналом, применяемым на телевидение и радио для маскировки нецензурной брани.
Кроме того, в адрес Ставропольского УФАС России поступило обращение гр. <***> вх. N7733 от 25.06.12г. направленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (вх. N936-04-Э от 13.06.12), по факту распространения в эфире радиостанции "Европа плюс" рекламы очков "КАФА Франц" с использованием ненормативной лексики.
В соответствии со сложившимися правилами и обычаями делового оборота на радио и на телевидение, звуковым сигналом заглушаются нецензурные выражения.
Так в рекламе в завуалированной форме используется обсценное (нецензурное, непристойное) слово "***" употребляемое в ненормативной лексике, не допустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается как оскорбительное.
Учитывая способ распространения рекламы - аудиореклама, реклама очков "Кафа Франц" доступна для восприятия самым разным слоям населения, в том числе несовершеннолетним. С учетом способа распространения реклама очков "Кафа Франц" может повлечь неоднозначное восприятие потребителями, в число которых входят несовершеннолетние.
Данное выражение может вызвать и вызывает, что подтверждается обращениями физических лиц, ассоциации с бранными словами, что недопустимо с точки зрения, как права, так и морали.
В соответствии с общепринятыми нормами морали Российского общества употребление ненормативной лексики, в том числе и в месте распространения данной рекламы, является неприличным и оскорбительным для общества.
Вопросы поведения - это личное дело каждого человека, и рекламодатель не должен навязывать окружающим свое мировоззрение.
Учитывая, что реклама предназначена для широкого круга потребителей, в том числе и несовершеннолетнего возраста, вышеназванная реклама для некоторых категорий граждан в силу религиозных, философских и иных убеждений является оскорбительной.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, российское государство гарантирует защиту личных неимущественных прав граждан, в том числе умаление общепризнанных норм морали, нравственности в обществе.
Данная реклама популяризирует заниженные культурные стандарты, что позволяет квалифицировать ее как социально безответственную и социально вредную.
Учитывая сложившиеся в обществе понятия этики, морали и культуры, реклама, распространенная ООО фирма "Европа Плюс Скифы", является ненадлежащей, так как в ней присутствует выражение, которое можно рассматривать в качестве обсценизма (бранного слова) и относящееся к ненормативной лексике.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальных категорий и др.
Рекламораспространителем является ООО фирма "Европа Плюс Скифы".
На рассмотрении дела директор ООО фирма "Европа Плюс Скиф" пояснил, что рекламный ролик очков "КАФА Франц" снят с эфира радиостанции "Европа плюс" с 13 июня 2012 года и с того момента больше не размещается.
Таким образом, ООО фирма "Европа Плюс Скифы" допущено нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе"
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО фирма "Европа Плюс Скифы", поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО фирма "Европа Плюс Скифы" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 28.08.12. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 августа 2012 г. N 65
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016