Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 29 августа 2012 г. N Р-85-12
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> рассмотрев, в присутствии директора ООО ТК "Натали и Серж" <_>и индивидуального предпринимателя <_> дело NР-85-12, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу пива "Старый Мельник", с изображением полутролитрового баллона пива "Старый Мельник" и стакана пива "Старый Мельник", размещенную на окне (на конструктивном элементе) здания, в котором расположен магазин "Азык-тулек Продукты" (ООО ТК "Натали и Серж"), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы N21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке N12/014), рекламораспространитель и рекламодатель - ООО ТК "Натали и Серж" (г. Уфа, ул. Лесной проезд, д. 6, к. 1), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
31.05.2012 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело NР-85-12 в отношении рекламы пива "Старый Мельник", с изображением полутролитрового баллона пива "Старый Мельник" и стакана пива "Старый Мельник", размещенной на окне (на конструктивном элементе) здания 23.05.2012 г. в котором расположен магазин "Азык-тулек Продукты" (ООО ТК "Натали и Серж"), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы N21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3)(замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке N12/014), рекламораспространитель и рекламодатель - ООО ТК "Натали и Серж" (г. Уфа, ул. Лесной проезд, д. 6, к. 1), так как данная реклама размещена с признаками нарушения требований пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" в редакции действующей до 23.07.2012 г., в части того, что:
- реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
Согласно разъяснений Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) о применении Федерального закона "О рекламе" (исх. N АК/11906 от 17.04.2012 г., вх.N5313 от 26.04.2012 г.): "пунктом 6 части 2 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" предусмотрен запрет на размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в определённых организациях культурно-оздоровительного характера (далее - культурно-оздоровительные объекты), в том числе медицинских учреждениях, и на расстоянии ближе чем сто метров от них. При этом данный запрет касается размещения рекламы данных товаров любыми способами, то есть как с использованием средств стабильного территориального размещения (экранов, мониторов, плазменных панелей и т.п.), так и путём распространения рекламы иными способами (на транспортных средствах, на печатной продукции и т.п.). По мнению ФАС России, данный запрет распространяется на всю территорию указанных объектов независимо от того, занимает ли медицинская организация все здание (сооружение) либо отдельные помещения в здании, поэтому размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории указанных объектов не допускается. Учитывая, что к сооружениям указанных в Федеральном законе "О рекламе" культурно-оздоровительных объектов следует относить, в том числе занимаемый и эксплуатируемый соответствующей организацией земельный участок, а также забор или ограду, ограничивающую данный земельный участок, то отсчёт обозначенного в законе расстояния должен осуществляться от таких заборов, оград и подобных сооружений. Соответственно, указанные в пункте 6 части 2 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" сто метров надлежит отсчитывать от точки здания, сооружения, ближайшей к месту (торговой точке, рекламной конструкции) распространения рекламы. При этом под запрет подпадает та реклама, которая размещается в любой точке зоны, расположенной ближе чем сто метров (в радиусе сто метров) от указанной точки здания, сооружения. Данные о расстоянии от места распространения рекламы до культурно-оздоровительного объекта можно измерить путем непосредственного сравнения со шкалой (линейки, рулетки) либо запросить у органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на установку рекламной конструкции, на которой размещается спорная реклама, либо иного органа, располагающего геодезической информацией о территории".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 2 статьи 22 указанного закона несет рекламораспространитель.
15.06.2012 г. представитель ООО ТК "Натали и Серж" на рассмотрение дела NР-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК "Натали и Серж" о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
29.06.2012 г. представитель ООО ТК "Натали и Серж" на рассмотрение дела NР-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК "Натали и Серж" о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
16.07.2012 г. представитель ООО ТК "Натали и Серж" на рассмотрение дела NР-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК "Натали и Серж" о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
06.08.2012 г. представитель ООО ТК "Натали и Серж" на рассмотрение дела NР-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК "Натали и Серж" о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
17.08.2012 г. представитель ООО ТК "Натали и Серж" на рассмотрение дела NР-85-12 не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении ООО ТК "Натали и Серж" о дате, времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
17.08.2012 г. в Башкортостанское УФАС России от директора ООО ТК "Натали и Серж" <_> поступили письменные объяснения (вх.N11223 от 17.08.2012 г.) о том, что "ООО ТК "Натали и Серж" продажу и рекламу пиво "Старый Мельник" никогда не осуществлял. Договоров на поставку и размещения рекламной продукции не заключалось. Предприятие вообще не производит продажу пива".
17.08.2012 г. в Башкортостанское УФАС России от <_> поступили письменные объяснения (вх.N11224 от 17.08.2012 г.) о том, что она является индивидуальным предпринимателем, свою деятельность осуществляет по адресу: г.Уфа, Лесной проезд д.N6. Реклама пива "Старый Мельник" на окне магазина размещена без договора на размещение компанией "Старый Мельник". В настоящее время реклама не размещается. Так же, поступили копии следующих документов: свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 02.02.2011 г; свидетельство о внесении в Единый реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 г; накладная/счет-фактура от 28.07.2012 г; накладная/счет-фактура от 11.08.2012 г.
24.08.2012 г. Башкортостанское УФАС России от <_> поступили копии следующих документов (вх.N11586 от 24.08.2012 г.): фотографии от 20.08.2012 г; свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 г; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 02.02.2011 г; уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от 02.02.2011 г; накладная/Счет-фактура от 11.08.2012 г.
24.08.2012 г. Башкортостанское УФАС России от ООО ТК "Натали и Серж" поступили копии следующих документов (вх.N11585 от 24.08.2012 г.): письменное объяснение; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 02.02.2011 г; свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 30.11.2005 г; приказ о назначении директора N1 от 04.02.2006 г; договор аренды нежилого помещения N1.
24.08.2012 г. Комиссий Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно письменных объяснений директора ООО ТК "Натали и Серж" <_> "ООО ТК "Натали и Серж" продажу и рекламу пиво "Старый Мельник" никогда не осуществлял. Договоров на поставку и размещения рекламной продукции не заключались. Предприятие вообще не производит продажу пива". Также установлено, что согласно письменных объяснений индивидуального предпринимателя <_> <_> свою деятельность осуществляет по адресу: г.Уфа, Лесной проезд рядом с домом N6. Реклама пива "Старый Мельник" на окне магазина размещена без договора на размещение компанией "Старый Мельник". Таким образом, принято решение привлечь в качестве заинтересованного лица <_>
29.08.2012 г. индивидуальным предпринимателем <_> представлены копии следующих документов (вх.N11892 от 29.08.2012 г.): договор аренды нежилого помещения N1 от 14.10.2000 г; акт приема-передачи нежилого помещений к договору аренды N1 от 14.10.2000 г; свидетельство о государственной регистрации права от 13.10.2000 г.
Анализ представленных материалов дела NР-85-12 показал, что согласно представленных письменных объяснений директора "ООО ТК "Натали и Серж" <_> ООО ТК "Натали и Серж" продажу и рекламу пиво "Старый Мельник" никогда не осуществлял. Согласно объяснениям <_> свою деятельность осуществляет по адресу: г.Уфа, Лесной проезд рядом с домом N6. Реклама пива "Старый Мельник" на окне магазина размещена без договора на размещение компанией "Старый Мельник". Также установлено, что согласно представленных документов (договор аренды нежилого помещения N1 от 14.10.2000 г.) между гр. <_> и <_> заключен договор аренды нежилого помещения N1 от 14.10.2000 г., расположенного по адресу: г.Уфа, Лесной проезд рядом с домом N6. Таким образом, Комиссий принято решение заменить лицо, в рекламе которого имеют место признаки нарушения законодательства о рекламе с ООО ТК "Натали и Серж" на <_> Реклама пива "Старый Мельник", с изображением полуторолитрового баллона пива "Старый Мельник" и стакана пива "Старый Мельник", размещенная на окне (на конструктивном элементе) здания 23.05.2012 г. в котором расположен магазин "Азык-тулек Продукты" (ООО ТК "Натали и Серж"), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы N21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке N12/014), рекламораспространитель - <_> (г. Уфа, ул. Лесной проезд, рядом с домом N 6, к. 1), размещена с нарушением требований пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" в редакции действующей до 23.07.2012 г., в части того, что:
- реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
В данном случае реклама пива "Старый Мельник" и стакана пива "Старый Мельник", размещенная на окне (на конструктивном элементе) магазина "Азык-тулек Продукты", размещена на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы N21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке N12/014).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 2 статьи 22 указанного закона несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N218-ФЗ с 23.07.2012 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" утрачивает силу, и требования к алкогольной продукции устанавливаются статьей 21 Федерального закона "О рекламе".
При этом согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Закона N218-ФЗ с 23.07.2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В настоящее время вышеуказанная реклама не размещается (предоставлены фотографии от 20.08.2012 г., подтверждающие устранение нарушения (вх.N11586 от 24.08.2012 г.). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушение устранено.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 29.08.2012 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Заменить лицо, в рекламе которого имеют место признаки нарушения законодательства о рекламе с ООО ТК "Натали и Серж" на ИП <_>
2. Признать ненадлежащей рекламу пива "Старый Мельник", с изображением полтора литрового баллона пива "Старый Мельник" и стакана пива "Старый Мельник", размещенная на окне (на конструктивном элементе) здания в котором расположен магазин "Азык-тулек Продукты" (ООО ТК "Натали и Серж"), на расстоянии менее ста метров (20 метров) от Городской клинической больницы N21 г. Уфа ГБУЗ РБ (г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3) (замер произведен дальномером лазерным Leica DISTO tm A5 (свидетельство о поверке N12/014), рекламораспространитель - <_> (г. Уфа, ул. Лесной проезд, рядом с домом N 6, к. 1), так как она нарушает пункт 6 части 2 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" в редакции действующей до 23.07.2012 г., и п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона "О рекламе" в действующей редакции.
3. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения (предоставлены фотографии от 20.08.2012 г., подтверждающие устранение нарушения (вх.N11586 от 24.08.2012 г.) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 05.09.2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29 августа 2012 г. N Р-85-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016