Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 23 августа 2012 г. N 15
Резолютивная часть оглашена 10 августа 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) рассмотрев дело N15 по признакам нарушения ООО "Росгосстрах" (119991, г. Москва-17, ГСП-1, ул. Большая Ордынка, д. 40 стр. 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства явилось заявление гражданина М., указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Росгосстрах", переданное на рассмотрение Прокуратурой Мокроусовского района.
В ходе рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено, что М. обратился в Страховой отдел Мокроусовский филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области с целью заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее по тесту - ОСАГО). На что получил ответ, что договор будет оформлен после заключения договора страхования жизни за дополнительную плату. М. отказался вносить дополнительную плату, в связи с чем договор ОСАГО с ним не был заключен.
Заявитель М. на рассмотрение дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства не являлся, а также не представил сведения о том, заключен ли им договор ОСАГО.
Исходя из пояснений ООО "Росгосстрах" следует, что договор ОСАГО с М. в 2011 году ООО "Росгосстрах" не заключался.
В ходе рассмотрения дела N15 представитель ООО "Росгосстрах" заявляла ходатайство об отмене Приказа Курганского УФАС России N24 от 24.02.2012 г. "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" и о прекращении дела N15 в порядке предусмотренном п. 2. ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции с учетом ч. 1-3 ст. 39.1. Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что ООО "Росгосстрах" должно было быть выдано предупреждение о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
Ходатайство ООО "Росгосстрах" было отклонено в силу отсутствия оснований для его удовлетворения. В виду того, что рассмотрение дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, представителем ООО "Росгосстрах" заявлялось ходатайство о передаче на рассмотрение дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства в ФАС России, в связи с тем, что аналогичные дела возбуждены в отношении ООО "Росгосстрах" в иных субъектах Российской Федерации.
25 апреля 2012 года в Курганское УФАС России на рассмотрение переданы материалы проверки, проведенной Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе в отношении ООО "Росгосстрах". Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина М. поступившее через Прокуратуру Катайского района. Доводы заявления и собранные материалы проверки аналогичны обстоятельствам анализируемым Курганским УФАС России в рамках дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства. В связи с чем, материалы проверки были приобщены к материалам дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства, гражданин М. привлечен к участию в деле N15 в качестве заявителя.
Ходатайство ООО "Росгосстрах" о передаче дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства в ФАС России было отклонено Курганским УФАС России по причине передачи ФАС России Курганскому УФАС России полномочия по рассмотрению материалов вышеуказанной проверки, а также указания на необходимость возбудить и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства на подведомственной территории (письмо от 25.04.2012 г вх. N2258). А также в силу наличия полномочий Курганского УФАС России по рассмотрению дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона о защите конкуренции, т. к. признаки нарушения антимонопольного законодательства, выявленные в действиях ООО "Росгосстрах", совершены на территории Курганской области.
Гражданин М. на рассмотрение дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства не явился, истребуемые сведения по делу не представил.
Вместе с тем, ООО "Росгосстрах" представлены сведения о том, что ООО "Росгосстрах" 28.09.2012 г заключен договор ОСАГО с М., выдан полис ВВВ 0574229122. Копии данных документов представлены в материалы дела.
По поводу рассматриваемого дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства пояснила, что полагает в действиях ООО "Росгосстрах" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, т.к. действиями Общества не допущено злоупотребления доминирующим положением на финансовом рынке. Кроме того, представитель ООО "Росгосстрах" пояснила, что ООО "Росгосстрах" не согласно с результатами проведенного анализа рынка, полагает, что неверно определен состав хозяйствующих субъектов на товарном рынке и временной интервал исследования.
Представитель ООО "Росгосстрах" сообщила также, что представленный в прокуратуру Мокроусовского района приказ от 13.07.2011 г. N234 21 октября 2011 г был изменен. Сотрудник, ответственный за подготовку проекта приказа, присвоил аналогичный регистрационный номер и дату измененному приказу. В Курганское УФАС России 22 декабря 2011 года представлена измененная редакция приказа N234 от 13.07.2011 г. Кроме того, с 1 декабря 2011 года ООО "Росгосстрах" отменило приказ N234 от 13.07.2011 г. представила копию приказа от 01.12.2011 г. N363-а об отмене приказа N234 от 13.07.2011 г.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом от 13.07.2011 г N235 филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области "О совмещенных продажах полисов ОСАГО+ДСАГО, ОСАГО+Фортуна "Авто" (для заместителя директора по розничному страхованию и ответственных по автострахованию) закреплено, что с 15.07.2011 г в офисном канале установлены обязательные нормативы по продаже полисов ДСАГО, Фортуна "Авто" в рамках совмещенных продаж ОСАГО+ДСАГО, ОСАГО+Фортуна "Авто", в размере 35% случаев при продаже полиса ОСАГО физическим лицам должна осуществляться продажа полиса ДСАГО или Фортуна "Авто" на территориях: Дирекция филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области, страховой отдел в с. Кетово, Агентство в г. Курган, страховой отдел в г. Далматово, страховой отдел г. Катайск.
Пунктом 2 приказа закреплено, что заключение договора ОСАГО без заключения договора ДСАГО или Фортуна "Авто" допускается по согласованию с ответственным по автострахованию Агентства/страхового отдела в следующих исключительных случаях: договор ОСАГО заключается на срок следования транспортного средства к месту регистрации до 20 дней; договор ОСАГО заключается с владельцем транспортного средства, зарегистрированным в иностранном государстве; у страхователя есть действующие договоры по другим видам страхования, заключенные ранее в ООО "Росгосстрах" (включая полис ДСАГО); с безубыточными страхователями ООО "Росгосстрах" по ОСАГО; со страхователем, пришедшим из другой страховой компания при наличии у него справки - сведения о страховании, свидетельствующей об отсутствии страховых выплат по предыдущему договору ОСАГО у предыдущего страховщика.
Приказом от 13.07.2011 г. N234 филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области "О совмещенных продажах полисов ОСАГО+ДСАГО, ОСАГО+Фортуна "Авто", в первоначальной редакции, с 15 июля 2011 года по офисному каналу продаж установлены обязательные нормативы по продаже полисов добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО), Фортуна "Авто" в зависимости от типа территории в соответствии с приложением N1 в рамках совмещенных продаж ОСАГО+ДСАГО, ОСАГО+ Фортуна "Авто".
В приложении N1 к приказу N234 указан перечень структурных подразделении филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области в количестве 27 обязанных совершать совмещенные продажи ОСАГО+ДСАГО, ОСАГО+ Фортуна "Авто".
Пунктом 4 приказа от 13.07.2011 г N234 установлено, что по розничному каналу продаж на территориях с нормативом совмещенных продаж 100% заключение договоров ОСАГО без одновременного заключения договора добровольного страхования ДСАГО и/или Фортуна "Авто" осуществлять лично заместителем директора по розничному страхованию.
Пунктом 5 приказа от 13.07.2011 г N234 закреплено, что по партнерскому каналу продаж на территория с нормативом совмещенных продаж 100% заключение договоров ОСАГО без одновременного заключения договора добровольного страхования ДСАГО и/или Фортуна "Авто" осуществлять лично заместителем директора по партнерским продажам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства в партнерском канале продаж совмещенные продажи не реализовывались.
Из пояснений ООО "Росгосстрах" следует, что 21 октября 2011 года приказ от 13.07.2011 г. N234 изменен.
Согласно новой редакции приказа N234 с 15.07.2011 г по офисному каналу продаж установлены обязательные нормативы по продаже полисов ДСАГО, Фортуна "Авто" в зависимости от типа территории в соответствии с приложением N1 в рамках совмещенных продаж ОСАГО+ДСАГО, ОСАГО+Фортуна "Авто".
Пунктом 3 Приказа установлено, что по офисному каналу продаж на территориях с нормативом совмещенных продаж 35% заключение договоров ОСАГО без одновременного заключения договора ДСАГО и/или Фортуна "Авто" осуществляется лично заместителем директора по розничному страхованию.
Приложением N1 к приказу установлен перечень территорий: дирекция филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области, страховой отдел в с. Кетово, агентство в г. Курган, страховой отдел в г. Далматово, страховой отдел г. Катайск.
При этом, как следует из объяснений М., 14 ноября 2011 года сотрудник страхового отдела Мокроусовского филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области отказался оформить М. полис ОСАГО без оформления полиса ДСАГО и/или Фортуна "Авто".
Таким образом, ООО "Росгосстрах" для М. установлено обязательное условие оформления договора ДСАГО или Фортуна "Авто" при заключении необходимого ему договора ОСАГО.
Исходя из объяснений от 30.09.2011 г сотрудника страхового отдела в с. Мокроусово филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области, представленных в Курганское УФАС России Прокуратурой Мокроусовского района, в соответствии с приказом директора филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области N234 от 13.07.2011 г продажи полисов ОСАГО осуществляются совместно с полисами ДОСАГО и/или Фортуна "Авто" в обязательном порядке.
Кроме того, из заявления М. следует, что 20 сентября 2011 г он обратился в страховой отдел в г. Катайске филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области с целью заключить договор ОСАГО. Сотрудники страхового отдела пояснили, что для оформления договора ОСАГО необходимо оформить договор договор личного страхования, при этом сослались на приказ N234 от 13.07.2011 г. По мнению заявителя в силу отсутствия в федеральном законе данного требования нет оснований для принудительного страхования владельца транспортного средства.
Исходя из сведений, представленных ООО "Росгосстрах", договор ОСАГО между ООО "Росгосстрах" и М. заключен 28.09.2011 г.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяется статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) как договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
Таким образом, согласно статье 1 Закона об ОСАГО договор ОСАГО является публичным договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).
Пунктом 1 статьи 6 Закона об ОСАГО закреплено, что объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанность владельца транспортного средства оформления договора ОСАГО совместно с договором добровольного страхования.
В соответствии с Приказом директора филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области от 13.07.2011 N234 сотрудники страховой компании, за исключением заместителя директора филиала по розничному страхованию, не могут заключить договор ОСАГО без одновременного заключения с клиентами договоров ДСАГО или "Фортуна "Авто".
В рассматриваемом случае ООО "Росгосстрах" при заключении договоров ОСАГО оказывает предпочтение тем клиентам, которые согласны заключить ОСАГО+ДСАГО или ОСАГО+"Фортуна "Авто", остальные же клиенты ограничены в возможности заключить договор ОСАГО до момента выполнения соответствующим структурным подразделением филиала плана совмещенных продаж, либо ожидать согласования возможности заключения договора ОСАГО с заместителем директора по розничному страхованию филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области.
Приказ директора филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области N234 от 13.07.2011 для сотрудников страховой компании имеет обязательный характер. Положения приказа запрещают не уполномоченным лицам заключать с клиентами договоры ОСАГО без одновременного заключения договоров ДСАГО или "Фортуна "Авто", и, исходя из имеющихся в деле доказательств, сотрудники филиала исполняли данный приказ.
Кроме того, заместитель директора филиала по розничному страхованию также был лишен права свободно заключать договоры ОСАГО с физическими лицами без заключения договоров ДСАГО и/или Фортуна "Авто", ввиду наличия нормативов по продаже полисов ОСАГО в рамках совмещенных продаж ОСАГО+ДСАГО и/или Фортуна "Авто", установленных для заместителя директора филиала по розничному страхованию.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N359 утверждены "Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)", согласно которых доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.
Доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.
С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Согласно Аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности на территории Курганской области от 29.06.2012 г доля ООО "Росгосстрах" на указанном финансовом рынке в 2011 году составляла 52,69%.
В силу вышеизложенного, положение ООО "Росгосстрах"на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Курганской области является доминирующим.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО "Росгосстрах" по изданию и введению в действие приказов филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области N234 и N235 от 13.07.2011 г, устанавливающих необоснованные требования к обязательному оформлению договора ДСАГО и/или Фортуна "Авто" при оформлении договора ОСАГО с лицами, обратившимися за заключением договора ОСАГО, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ввиду направленности данных действий на ущемление прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
Вместе с тем, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что филиалом ООО "Росгосстрах" в Курганской области устранено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем издания приказа от 01.12.2011 г. N363-а "О совмещенных продажах ОСАГО+ДСАГО, ОСАГО+Фортуна "Авто" отменяющего приказы N234 от 13.07.2011 г и N235 от 13.07.2011 г.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Курганского УФАС России решила:
1. Признать положение ООО "Росгосстрах" доминирующим на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Курганской области.
2. Признать в действиях ООО "Росгосстрах" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в издании и введении в действие с 15 июля 2011 года приказа от 13.07.2011 г. N234 филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области и приказа от 13.07.2011 г. N235 филиала ООО "Росгосстрах" в Курганской области, устанавливающего к владельцам транспортных средств необоснованные требования заключения договора добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и договора добровольного страхования Фортуна "АВТО" при оформлении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
3. Прекратить рассмотрение дела N15 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ООО "Росгосстрах".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 23 августа 2012 г. N 15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016