Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 25 июня 2014 г. N 45-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Л.Р. Штепа - специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 45-2014, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения в газете "Конкретная газета" рекламы препаратов, не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, а также рекламы медицинской услуги консультации окулиста, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное региональное объединение "Урал" (далее - ООО "НПРО "Урал"), <> (личность удостоверена по паспорту), установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица о размещении в газете "Конкретная газета" N 5 (381) от 6 марта 2014 года рекламы бальзамов "Промёд", "Кедровый дар-Сибирская чистка", не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, с нарушением рекламного законодательства, а также медицинской услуги консультации офтальмолога, тогда как с января 2014 года размещение рекламы медицинских услуг допускается только в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, к которым газета "Конкретная газета" не относится.
В своих объяснениях учредитель и издатель газеты "Конкретная газета", ООО "НПРО "Урал", указало, что признает нарушение рекламного законодательства. Пояснило, что рекламодателем рекламы бальзамов "Промёд", "Кедровый дар-Сибирская чистка" является <> а рекламодателем медицинской услуги - ИП <>
Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В газете "Конкретная газета" N 5 (381) от 6 марта 2014 года размещена реклама бальзама "Промёд", в которой присутствуют сведения: ".Когда исцеляет сама природа_ мне написали столько хронических болезней_проблема с пищеводом, печень увеличена, почти, в желчном пузыре камень_После бальзама "Промёд" я почувствовала прилив сил_хорошо стал работать пищевод, стало улучшаться зрение_ Перенес инсульт_ у него парализовало левую сторону_ после применения_сошел отек, нормализовалось артериальное давление_аритмия стала реже беспокоить, рука практически восстановила свою функциональность_Катаракты_лечения не проходила, а стала принимать бальзам "Промёд"_ я стала замечать улучшения в плане видимости_сахарный диабет_".
Присутствующие в рекламе медицинские термины: "исцеляет", "хронические болезни", а также перечень заболеваний, таких как "инсульт", "катаракта", "сахарный диабет" и другие, указывают на лечебные свойства бальзама ""Промёд", то есть положительное влияние на течение болезни.
Вместе с тем, бальзам "Промёд" не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru сведения об этом отсутствуют. Следовательно, бальзам "Промёд" не является лекарственным средством.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течении болезни, объекта рекламирования за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
С учетом изложенного, указание в рекламе бальзама "Промёд", который не является лекарственным средством, на его лечебные свойства противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В этом же номере газеты размещена реклама бальзама "Кедровый дар-Сибирская чистка" в которой присутствуют сведения: "_гастрит, колит, панкреатит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки_ у меня ни осталось ни одной язвы_псориаз_кожа стала чистой на руках и ногах, все это заслуга бальзама_гиперацидный гастрит_гипертония, ишемическая болезнь сердца_ давления нормализуется, меньше болит голова_стенокардия, аритмия_бронхиальной астмой_".
Бальзам "Кедровый дар-Сибирская чистка" не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru сведения об этом отсутствуют. Следовательно, бальзам "Кедровый дар-Сибирская чистка" не является лекарственным средством.
Использование в рекламе бальзама "Кедровый дар-Сибирская чистка" медицинских терминов и названий заболеваний создает впечатление о том, что указанный продукт обладает лечебными свойствами, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В том же номере газеты также размещена реклама медицинских услуг, в которой присутствуют сведения: "Оптика Октябрьская, 30 компьютерная диагностика зрения изготовление очков консультация окулиста подбор контактных линз_".
В рекламе содержатся сведения о наименовании врачебной специальности окулист, которая идентична врачебной специальности офтальмолог, а также информация о консультации врача данной специальности, что указывает на медицинскую услугу.
Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздавсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога является медицинской услугой.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
С учетом изложенного, реклама медицинской услуги консультации окулиста, размещенная в периодическом печатном издании газете "Конкретная газета" N 5 (381) от 6 марта 2014 года, противоречит части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" (в редакции от 28.12.2013 N 416-ФЗ) установлено, что за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем рекламы бальзамов "Промёд", "Кедровый дар-Сибирская чистка" является <> а рекламодателем медицинской услуги консультации окулиста - ИП <>
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "НПРО "Урал" как лицо, осуществившее размещение рекламы в газете "Конкретная газета".
После вынесения решения и до даты его изготовления в окончательной форме 30 июня 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 190-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе", который отменил запрет на распространение рекламы медицинских услуг в общедоступных местах. С 30 июня 2014 года размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а также общих требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом "О рекламе".
В связи с изложенным Комиссия считает нецелесообразными признание рекламы медицинской услуги консультации окулиста, размещенной в газете "Конкретная газета" N 5 (381) от 6 марта 2014 года ненадлежащей и выдачу предписания на этом основании.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей, размещенную в газете "Конкретная газета" N 5 (381) от 6 марта 2014 года рекламу бальзамов "Промёд", "Кедровый дар-Сибирская чистка", не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "НПРО "Урал" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "НПРО "Урал", <>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
Л.Р. Штеп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 июня 2014 г. N 45-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016