Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 1 апреля 2015 г. N 01/8315
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
рассмотрев дело NР01-11/15, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения ООО "Экспоторг" в сети Интернет по адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice", в которой выявлены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО "Экспоторг" (ИНН 7805546740, КПП 780501001, ОГРН 1117847078788) <_> по доверенности б/н от 12 января 2015 года, <_> по доверенности б/н от 12 января 2015 года,
в присутствии представителя заинтересованного лица - ООО "В контакте" (ИНН 7842349892, КПП 783450001, ОГРН 107984703179) <_> установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России, Управление), осуществляющим государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе, в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе было выявлено размещение рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice", в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet.
При вводе в поисковой строке "Алкомаркеты Санкт-Петербурга" первая ссылка в поисковой выдаче "Градусы - сеть алкомаркетов всего мира" ведет на сайт http://gradusi.net.
При переходе по ссылке http://gradusi.net, при загрузке страницы появляется всплывающее сообщение "Вниманию посетителей сайта. Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. ВАМ УЖЕ ЕСТЬ 18 ЛЕТ". Всплывающее сообщение имеет две ссылки: "Мне есть 18 лет" и "Покинуть сайт".
Во всплывающем сообщении при переходе по ссылке "Мне есть 18 лет" загружается содержимое главной страницы сайта. В средней части главной страницы сайта содержится модуль социальной сети "ВКонтакте", содержащий ссылку на страницу группы "Сеть Маркетов "Градусы" в социальной сети "ВКонтакте", размещенной по адресу http://vk.com/gradusinet. В нижней части главной страницы сайта содержится ссылка на страницу учетной записи "Алкомаркет Градусы" в социальной сети "ВКонтакте", размещенной по адресу http://vk.com/alcomarket.gradusi.
При переходе по ссылке http://vk.com/alcomarket.gradusi на страницу учетной записи "Алкомаркет Градусы" в социальной сети "ВКонтакте"
на указанной странице содержится рекламное сообщение от 03.02.2014 содержащее информацию о водке "Белочка Morfeus", в котором помимо текстовой информации содержится графическое изображение бутылки
с рекламируемым продуктом и изображение антропоморфного грызуна (предположительно белки). Постоянный адрес сообщения http://vk.com/wall240041236_19.
Также на странице учетной записи "Алкомаркет Градусы" в социальной сети "ВКонтакте" содержится рекламное сообщение от 13.02.2014 (первоначально размещенное в группе "Сеть Маркетов "Градусы", расположенной по адресу http://vk.com/gradusinet), содержащее информацию об алкогольном напитке "Jagermeister Spice", в котором помимо текстовой информации содержится графическое изображение бутылки с рекламируемым продуктом. Постоянный адрес сообщения http://vk.com/wall240041236_32. На странице группы "Сеть Маркетов "Градусы" в социальной сети "ВКонтакте", размещенной по адресу http://vk.com/gradusinet также содержатся сообщения с вышеуказанной информацией.
Распространенная информация по своему содержанию, не позволяя определить круг ее получателей, является неперсонифицированной, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ликеру "Jagermeister Spice" и водке "Белочка Morfeus", что формирует и поддерживает интерес к данной алкогольной продукции, и тем самым способствует её продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы, содержащемуся в ст.3 ФЗ "О рекламе".
На страницах социальной сети "ВКонтакте" и http://vk.com/gradusinet имеется гиперссылка на сайт в сети Интернет http://www.gradusi.net/.
На данном сайте имеется информация о том, что продавцом алкоголя осуществляется деятельность по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, горг. Пикалево, ул. Спортивная, 2 и на территории
Санкт-Петербурга.
Согласно информации сервиса "Who is", размещенного в общедоступном доступе в сети Интернет по адресу: http://www.enom.com/whois/, домен "www.gradusi.net" зарегистрирован на имя сотрудника организации Экспоторг, расположенной по адресу: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, 45-2-3.
В соответствие с п. 6 ч. 1 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с ч.6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 и частью 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с документами, представленными на запросы в Санкт-Петербургского УФАС России, установлено следующее.
ООО "В Контакте" (далее - ВКонтакте) является владельцем сайта Социальной сети ВКонтакте, адрес в Интернет http://vk.com (далее - Сайт), предназначенного для общения пользователей, поддержания связи со старыми и новыми друзьями (социальная сеть).
Условия использования Сайта, а также права и обязанности Пользователей и Администрации Сайта определяются Правилами пользования сайтом ВКонтакте (далее - Правила), находятся для всеобщего доступа на Сайте по адресу: http://vk.com/terms.
ВКонтакте предоставляет лишь техническую возможность для общения Пользователей и обмена информацией с соблюдением требований законодательства РФ и Правил пользования сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms), самостоятельно не инициирует размещение информации на Сайте, не выбирает получателей информации, не участвует в формировании содержания страниц Сайта, в момент размещения информации Пользователями Сайта.
Договор оказания рекламных услуг или иной подобный договор в данном случае не заключается.
В качестве фамилии и имени лица, которому представлены права администраторов в отношении страницы в сети Интернет https://vk.com/alcomarket.gradusi указаны следующие данные: Алкомаркет градусы, Санкт-Петербург.
В соответствии с Уставом общества с ограниченной ответственностью "Экспоторт" (ООО "Экспоторг"), утвержденным общим собранием учредителей протоколN1 от 31 января 2011 г., местонахождение общества: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 45, корп. 2, пом.3).
На основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица (серия 78 N008178763) ООО "Экспоторг" зарегистрировано 05.03.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117847078788 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой N15 по Санкт-Петербургу.
Согласно выписки ЕГРЮЛ N78052015012474 ОТ 11.03.2015 основным видом деятельности ООО "Экспоторг" (ОГРН 1117847078788, ИНН/КПП 7805546740/780501001, юридический адрес: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 45, корп. 2, пом. 3) является розничная торговля алкогольными и другими напитками. Генеральным директором ООО "Экспоторг" является Овечкин Владимир Олегович.
Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется ООО "Экспоторг" на основании лицензии N 47РПА0000375 от 09 апреля 2013 г., лицензии N78 РПА 0005621 от 08 мая 2014 г.
В соответствии с платежным поручением N344 от 16.12.2013 г. ООО "Экспоторг" оплатило продление домена "www.gradusi.net" на 1 год по счету 508616/258292-Х от 09.10.2014 г.
Согласно платежному поручению N430 от 15.10.2014 г. ООО "Экспоторг" оплатило продление домена "www.gradusi.net" на 1 год по счету 552464/258292-Х от 09.10.2014 г.
В соответствии с письменными пояснениями ООО "Экспоторг" (вх. N4083 от 27.02.2015) "_документы, подтверждающие оплату хостинга отсутствуют по причине размещения сайта на Сервере ООО "Экспоторг"_".
Согласно (вх.N 6755 от 31.03.2015) ООО "Экспоторг" поясняет, что размещение информации в сети Интернет об ООО "Экспоторг", поддержка сайтов ООО "Экспоторг", а также создание и поддержка групп в социальной сети "ВКонтакт" осуществлялась сотрудниками компании.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
Таким образом, ООО "Экспоторг" является рекламодателем и рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice", в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet.
На основании изложенного, в действиях ООО "Экспоторг" как рекламодателя и рекламораспространителя рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice", в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet содержатся признак нарушения требований нарушение п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
Определением (от 29.01.2015 N 01/1638) возбуждено производство по делу NР09-11/15 по признакам нарушения ООО "Экспоторг" п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
Рассмотрение дела NР01-11/15 назначено на 25.02.2015 в 15.00.
На заседание Комиссии от 25.02.2015 явился представитель ООО "Экспоторг" <_> (по доверенности б/нот 12.01.2015).
В связи с необходимостью получения дополнительных документов, рассмотрение дела NР01-11/15 было отложено на 29.04.2015.
31.03.2015 ООО "Экспоторг" представило документы, запрошенные Санкт-Петербургским УФАС России.
29.04.2015 на заседание Комиссии представители ООО "Экспоторг" <_> по доверенности б/н от 12 января 2015 года и <_> по доверенности б/н от 12 января 2015 года, дали дополнительные пояснения по факту размещения ООО "Экспоторг" в сети Интернет по адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice", заявили ходатайство об опросе собственников товарных знаков, "_поскольку товарный знак является средством индивидуализации предприятия, а также производимых им товаров и призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой, качеством предлагаемых ею товаров_".
На основании документов, имеющихся в материалах дела NР01-11/15, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России заявленное ООО "Экспоторг" ходатайство не удовлетворено.
Изучив материалы дела и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что ООО "Экспоторг" до момента блокировки страниц в социально сети "ВКонтакте" http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet имело возможность самостоятельно, с использованием предоставленного обществу оборудования изменять, удалять, добавлять и определять содержание информации, размещенной на указанных страницах в социально сети "ВКонтакте".
На основании изложенного Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать рекламу рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice" размещенную ООО "Экспоторг" в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet, ненадлежащей.
2. Признать в действиях ООО "Экспоторг", выразившихся в размещении рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice" в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet, нарушение пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 8 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ООО "Экспоторг" предписание о прекращении нарушений, указанного в пункте 2 настоящего решения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушениии, предусмотренном частью 1статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Экспоторг".
Решение изготовлено в полном объёме 09 апреля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ "О рекламе" и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
01 апреля 2015 год Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
на основании своего решения от 01 апреля 2015 по делу NР01-11/15 о признании в действиях ООО "Экспоторг", выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера "Jagermeister Spice" в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet, содержащей нарушение п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
Рекламодателю и рекламораспространителю - ООО "Экспоторг" (ИНН 7805546740, КПП 780501001, ОГРН 1117847078788) прекратить в срок до 24 апреля 2015 года нарушение п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе" в рекламе, размещаемой в сети Интернет, а именно: снять с распространения рекламу алкогольной продукции которая нарушает требования п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
ООО "Экспоторг" представить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 01 мая 2015 года надлежащие доказательства исполнения требований п.1 настоящего предписания.
Неисполнение в установленный срок решения и предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ "О рекламе" и статьей. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2015 г. N 01/8315
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016