Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
N 3-09/12-2014 (опубликовано 26 июня 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "10" июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
- <_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии;
- при участии:
со стороны ООО "Комбинат по очистке "Новая волна":
- <_> - представителя по доверенности от 28.01.2014 N б/н;
- <_> - представителя по доверенности от 28.01.2014 N б/н;
со стороны Администрации города Пензы:
- <_> - заместителя начальника правового управления администрации города Пензы по доверенности от 05.06.2014 N 1-05-773;
- <_> - главного специалиста управления тарифной политики, нормирования и контроля в сфере закупок администрации города Пензы;
со стороны МУП по очистке города:
- <_>- представителя по доверенности от 12.05.2014 N 74;
- <_> - представителя по доверенности от 12.05.2014 N 75;
рассмотрев дело N 3-09/12-2014 от 22.04.2014 по признакам нарушения администрацией города Пензы (г. Пенза, пл. Маршала Жукова, д.4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
В Пензенское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Комбинат по очистке "Новая волна" на действия МУП по очистке города при участии в торгах по вывозу жидких бытовых отходов, проведенных в 2013-2014 годах.
В жалобе указано, что намеренно и незаконно снизив цены на торгах, понимая, что данная цена является заведомо убыточной, 21.11.2013 МУП по очистке города обращается в администрацию города Пензы с просьбой повысить тариф на вывоз жидких бытовых отходов, чем перекладывает свои убытки на муниципальные унитарные предприятия и учреждения города Пензы, финансируемые из бюджета города Пензы, жителей города и прочие организации.
На основании данного обращения МУП по очистке города администрацией города Пензы было принято Постановление от 24.12.2013 N 1562 "Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города", которые позволило МУП по очистке города с 01.01.2014 года оказывать услуги как по цене, указанной в данном Постановлении, так и снижать цену услуг при участии в торгах.
По результатам проверки информации, изложенной в жалобе заявителя, приказом Пензенского УФАС России от 18.04.2014 N 73 в отношении администрации города Пензы (далее также администрация) возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии Постановления администрации города Пензы от 24.12.2013 N 1562 "Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города", устанавливающего различные предельные тарифы на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов для разных категорий потребителей.
На заседании Комиссии 10.06.2014 представитель ООО "Комбинат по очистке "Новая волна" поддержал свою позицию, изложенную в жалобе, представив информацию с официального сайта МУП по очистке города о стандартах раскрытия в сфере оказания услуг сбора, вывоза и утилизации (слива) жидких бытовых отходов МУП по очистке города за 2013 год и пояснив, что заведомо зная, что у МУП по очистке города за 2013 год формируется убыток, Администрацией города Пензы утверждаются предельные тарифы на услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов для муниципальных предприятий ниже себестоимости данных услуг.
Представитель ответчика не согласился с тем, что в действиях Администрации города Пензы содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, пояснив, что разделение потребителей услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов разрешено действующим законодательством.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
26 июня 2012 года администрацией города Пензы принято Постановление N 761"Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города" (далее - Постановление от 26.06.2012 N761).
Пунктом 1 Постановления от 26.06.2012 N 761 установлены с 01.07.2012 по 31.12.2013 предельные тарифы:
1.1. Тариф на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Пензы, финансируемых из бюджета города Пензы, муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий, организаций, управляющих жилищным фондом, ЖСК, ТСЖ, ТИВК и частного сектора в размере 158,91 руб. за 1 куб.м. (НДС не облагается).
1.2. Тариф на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для прочих потребителей в размере 216,00 руб. за 1 куб.м. (НДС не облагается).
24 декабря 2013 года администрацией города Пензы принято Постановление N 1562 "Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города" (далее - Постановление от 24.12.2013 N 1562).
Постановлением администрации города Пензы от 01.04.2014 N 337/1 в названии и пункте 1 Постановления от 24.12.2013 N 1562 слова "предельные тарифы" заменены словами "предельные максимальные тарифы" в соответствующем падеже.
Пунктом 1 Постановления от 24.12.2013 N1562 установлены с 01.01.2014 предельные тарифы:
1.1. Тариф на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Пензы, финансируемых из бюджета города Пензы, муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий, организаций, управляющих жилищным фондом, ЖСК, ТСЖ, ТИВК и частного сектора в размере 170,00 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС).
1.2. Тариф на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для прочих потребителей в размере 260,00 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2006 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пунктом 4 части 1 статьи 17 Закона от 06.10.2006 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 18 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 предусмотрено в том числе применение метода установления предельных тарифов для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что согласно утвержденным администрацией предельным тарифам муниципальные унитарные предприятия и учреждения города Пензы, финансируемые из бюджета города Пензы, муниципальные жилищно-эксплуатационные предприятия, приобретая услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов по цене 170 руб. за 1 куб.м., несут меньшие затраты по сравнению с прочими потребителями услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов, приобретаемых ими по цене 260,00 руб. за 1 куб.м.
Следовательно, прочие потребители поставлены в неравное положение с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями города Пензы, финансируемыми из бюджета города Пензы, муниципальными жилищно-эксплуатационными предприятиями.
Принятие администрацией города Пензы нормативного акта, устанавливающего различные предельные тарифы на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов, при использовании которых одни хозяйствующие субъекты могут быть поставлены в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
21.11.2013 для установления предельных тарифов на вывоз и утилизацию (слив) жидких бытовых отходов на 2014 год МУП по очистке города направило расчетный материал в адрес администрации города Пензы.
Согласно расчетному материалу, представленному МУП по очистке города, стоимость вывоза 1 куб. м жидких бытовых отходов с НДС на 2014 год составляет 280,27 руб., стоимость утилизации 1 куб. м жидких бытовых отходов с НДС на 2014 год составляет 28,51 руб., общая себестоимость услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов составляет 237,89 руб. за 1 куб. м.
Специалисты Управления экономического развития и внешних связей администрации города Пензы подготовили заключение к проекту постановления администрации города Пензы "Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города", проведя анализ фактических расходов предприятия МУП по очистке города.
В заключении к проекту постановления администрации города Пензы "Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города" установлена общая себестоимость услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов в размере 209,39 руб./м3 с НДС.
Согласно п. 32 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.087.2008 N 520, максимальный предельный тариф и минимальный предельный тариф рассчитываются соответственно как отношение максимальных и (или) минимальных финансовых потребностей для реализации аналогичными организациями производственной программы к расчетному объему реализации аналогичными организациями соответствующего вида товаров и услуг.
При этом администрацией города Пензы утверждаются предельные тарифы для муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Пензы, финансируемых из бюджета города Пензы, муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий на 2014 год с учетом роста 106 % к действующему тарифу, для прочих потребителей - с учетом роста 120 % к действующему тарифу.
Таким образом, администрацией города Пензы необоснованно применяется различный процент роста утверждаемых предельных тарифов для разных категорий потребителей при проведенном анализе финансовых потребностей для реализации услуг сбору, вывозу и утилизации жидких отходов МУП по очистке города, в то время как себестоимость считается на услуги в целом.
Из материалов дела следует, что тариф на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Пензы, финансируемых из бюджета города Пензы, установлен администрацией города Пензы в размере ниже себестоимости данной услуги на 19 %, а тариф для прочих потребителей установлен в размере выше себестоимости данной услуги на 24 %.
Представители администрации города Пензы на заседании Комиссии 10.06.2014 настаивали на том, что при разделении потребителей на группы администрация действовала в соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 28 сентября 2012 г. N 1010-43/5 "Об утверждении Порядка установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы".
Комиссией установлено, что в соответствии с частью 9 статьи 2 Порядка установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 28 сентября 2012 г. N 1010-43/5 "Об утверждении Порядка установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы" (далее - Порядок), в случае дифференциации тарифов по различным группам потребителей уровень рентабельности в тарифах каждой группы может быть различным и не может превышать 25 процентов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или законодательством Пензенской области.
При этом Порядком не предусмотрено возможности установления тарифов ниже себестоимости услуг.
В то же время, согласно пункту 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании данных услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Анализ фактических затрат по вывозу жидких бытовых отходов за 9 месяцев 2013 года, представленный МУП по очистке города, показал наличие убытков от реализации услуги.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, в случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
Также из статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными условиями.
В установлении администрацией города Пензы предельного тарифа на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для прочих потребителей в размере 260,00 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС) усматривается возмещение недополученных доходов от реализации МУП по очистке города услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов за счет прочих потребителей данных услуг.
При этом МУП по очистке города, имея возможность возмещения убытков от реализации услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов по цене ниже себестоимости за счет прочих потребителей, поставлен в более выгодное положение с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов.
Согласно пояснениям представителя ответчика, являющегося главным специалистом управления тарифной политики, нормирования и контроля в сфере закупок администрации города Пензы, предоставление субсидий, льгот, преференций МУП по очистке города в части возмещения недополученных доходов от реализации услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов, не предусмотрено.
Доказательств возмещения недополученных доходов от реализации МУП по очистке города услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов иными способами Комиссии не представлено.
Таким образом, принятие администрацией города Пензы Постановлений от 26.06.2012 N761, от 24.12.2013 N1562 "Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города", устанавливающего различные предельные тарифы на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для разных категорий потребителей позволяет муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям города Пензы, финансируемым из бюджета города Пензы, муниципальным жилищно-эксплуатационным предприятиям, осуществлять деятельность на соответствующем товарном рынке на более выгодных условиях по сравнению с прочими потребителями. Имеющаяся возможность возмещения недополученных доходов от реализации МУП по очистке города услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов за счет прочих потребителей данных услуг также приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается создание дискриминационных условий.
Основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действиями по принятию Постановлений от 26.06.2012 N761, от 24.12.2013 N1562 "Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города", устанавливающих различные предельные тарифы на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для разных категорий потребителей, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в результате создания дискриминационных условий на соответствующем товарном рынке, администрацией города Пензы нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Администрацию города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в результате установления различных предельных тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации жидких отходов для разных категорий потребителей, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Администрации города Пензы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области N 3-09/12-2014 (опубликовано 26 июня 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016