Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 27 июня 2014 г. N 09515-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу (вх. N 09515-14 от 19.06.2014 г.) Общества с ограниченной ответственностью "МегаОптТорг" (далее - заявитель) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия "Моторостроитель" (далее - заказчик) при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение N 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - закупка), установила:
28.05.2014 г., с изменениями от 02.06.2014 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), опубликовано извещение, а также документация о закупке.
Датой окончания приема заявок указано 04.06.2014 г. рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 05.06.2014 г.
По мнению заявителя, отказ заказчика в допуске к участию в закупке ООО "МегаОптТорг" без указания причин такого отказа нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласна по основаниям, изложенным в письменной позиции, пояснила, что закупка осуществлялась в соответствии с Положением о закупках ПМУЖЭП "Моторостроитель", утвержденным Приказом директора предприятия от 09.04.2014 г. N72, извещением и документацией о закупке.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ, услуг отдельными видами унитарных предприятий установлен Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, ПМУЖЭП "Моторостроитель" относится к виду юридических лиц, поименованных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. С учетом изложенного, указанное предприятие при проведении закупок для собственных нужд обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены конкретные случаи обжалования участником закупки в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а именно:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Из анализа размещенной на официальном сайте закупок информации следует, что:
- Положение о закупках ПМУЖЭП "Моторостроитель", утвержденное приказом директора предприятия от 09.04.2014 г. N72 размещено 28.12.2013 г. с изменениями от 09.04.2014 г. (далее - Положение о закупках);
- извещение N 31401197029, документация о закупке опубликованы 28.05.2014 г. с изменениями от 02.06.2014 г.;
- протокол N 31401197029-01 от 09.06.2014 г., сведения об отмене протокола N 31401197029-01 от 09.06.2014 г., протокол N 31401197029-02 от 18.06.2014 г. опубликованы 09.06.2014 г., 10.06.2014 г. и 18.06.2014 г. соответственно.
Между тем Комиссией Пермского УФАС России установлено, что размещенный 28.12.2013 г. на официальном сайте план закупок предприятия на 2014 г. рассматриваемой закупки не содержит.
Пунктом 7.3 Положения о закупках ПМУЖЭП "Моторостроитель", ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлена обязанность размещения заказчиком в единой информационной системе плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана установлен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана".
Таким образом, отсутствие в Плане закупок на 2014 г. запроса котировок на поставку катионита по извещению N 31401197029 нарушает п. 1 ч.10 ст. 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа также установлено следующее.
Согласно протоколу N 31401197029-01 от 09.06.2014 г. (протокол N8 от 05.06.2014 г.) на участие в запросе котировок было подано две заявки: ООО "Спутник" с ценой предложения 300 000, 00 рублей и сроком исполнения 14 дней (согласно протоколу разногласий к проекту договора, представленным претендентом в составе заявки) и заявка ООО "МегаОптТорг" с ценой предложения 315 000, 00 рублей. Данным протоколом зафиксировано решение закупочной комиссии заказчика об отказе в допуске к участию обеих заявок.
10.06.2014 г. заказчиком на официальном сайте было размещена информация об отмене протокола N 31401197029-01 от 09.06.2014 г. по основанию наличия в его тексте опечатки. В протокол N31401197029-01 от 09.06.2014 г. (протокол N8 от 05.06.2014 г.) были внесены изменения: обе заявки были допущены к участию в закупке.
Далее, согласно протоколу запроса котировок N31401197029-02 от 18.06.2014 г., в графе "признание конкурса несостоявшимся" указано "победитель не установлен".
Между тем 16.06.2014 г. между ПМУЖЭП "Моторостроитель" и ООО "Аква Хим" был заключен договор поставки катионита КУ 2-8 Na в количестве 5 000 кг. На сумму 260 000 (двести шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Представитель заказчика пояснила, что причина незаключения договора с участниками закупки - их несоответствие потребностям заказчика, сославшись при этом на п. 14.4.3. Положения о закупках, регламентирующим порядок проведения запроса котировок.
Указанным пунктом установлено, что заказчик одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок цен вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок цен. В соответствии с данным пунктом, заказчиком был выполнен поиск таких лиц в сети "Интернет", по результатам которого был заключен указанный выше договор.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупках ПМУЖЭП "Моторостроитель" такой порядок установлен.
Пунктом 14.4.3 Положения, предусматривающим право заказчика осуществлять параллельно с проведением закупки поиск иных лиц, осуществляющий поставки товаров, предусмотренных извещением о закупке, не предусмотрена возможность заключения договора по результатам такого поиска.
Разделом 14 Положения о закупках ПМУЖЭП "Моторостроитель", в том числе п. 14.4.3, не предусмотрена возможность заключения договора, предмет которого тождественен предмету объявляемой заказчиком закупки, вне рамок закупочных процедур, в рассматриваемом случае запроса котировок (пункты 14.5.5, 14.5.6, 14.5.7, 14.6.6, 14.6.7, 14.6.8).
В данном случае ООО "Аква Хим" заявку на участие в закупке N 31401197029 не подавало, таким образом заключение договора с данной организацией противоречит требованиям раздела 14 Положения о закупках заказчика.
Кроме того, последним составленным в ходе закупки N 31401197029 документом является протокол от 18.06.2014 г., в котором в графе "признание конкурса несостоявшимся" указано "победитель не установлен". Таким образом, фактически закупочная процедура не была окончена ни одним из возможных вариантов: выбор победителя, признание запроса котировок несостоявшимся либо отказ от запроса котировок (п. 14.4.5 Положения).
В силу ст. 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия заказчика по заключению договора с ООО "Аква Хим" не основаны на нормах Положения о закупках учреждения, нарушают ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ставят ООО "Аква Хим" в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, являющимися поставщиками катионита, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на данном рынке.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что жалоба заявителя является обоснованной.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая факт заключения договора от 16.06.2014 г. между ООО "Аква Хим" и заказчиком, Комиссией Пермского УФАС России принято решение указанное предписание заказчику не выдавать.
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 17, 18.1, 23 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ, ч. 10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МегаОптТорг" (вх. N 09515-14 от 19.06.2014 г.) на действия Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия "Моторостроитель" при проведении запроса котировок на поставку катионита КУ 2-8 Na ГОСТ 20298-14, извещение N 31401197029 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети Интернет, обоснованной.
2. Признать в действиях Пермского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия "Моторостроитель" нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 1 ч.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июня 2014 г. N 09515-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016