Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 30 июня 2014 г. N 14-01-10-04/267
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2014 года г. Волгоград
Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
А.В. Гаджиевой - председателя Комиссии, Заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее - Управление),
В.П. Фролова - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
В.А. Фолимонова - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
рассмотрев дело N 14-01-10-04/267 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго", адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии:
А.А. Дебелова - представителя Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго") по доверенности N 13 от 27.12.2013 г. (далее - ОАО "МРСК Юга", представитель ОАО "МРСК Юга"),
в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления установила:
Поводом для возбуждения настоящего дела послужила жалоба гражданки Полянцевой М.С. (Вх. N2350 от 27.03.2014 г.), на действия ОАО "МРСК Юга" (филиала ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго"), выразившиеся в неисполнении договоров технологического присоединения.
В жалобе Полянцевой М.С. было указано, что между Заявителем и ОАО "МРСК-Юга" - "Волгоградэнерго" заключен договор об осуществлении технологического присоединения, по условиям которого ОАО "МРСК-Юга"- "Волгоградэнерго" осуществляет технологическое присоединение к электрическим сетям принадлежащие заявителю участка, расположенного в Волгоградской обл., Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, ул. Героев Космонавтов, д.29. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 месяцев со дня заключения договора.
На запрос Управления о предоставлении информации ОАО "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго") направило в адрес Управления документы, переписку по вопросу исполнения договоров технологического присоединения, заключенного с заявителем (исх. N1400/17/1400 от 7 мая 2014 г.).
ОАО "МРСК-ЮГА" - "Волгоградэнерго" пояснило, что для исполнения обязательств по договору технологического присоединения заключенного с Полянцевой М.С. ОАО "МРСК Юга" разработало и утвердило техническое задание на выполнение проектной и рабочей документации "Электроснабжение строительной площадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, 29, Красноармейский РЭС" от 24 апреля 2013 г. N 166-ТПП".
16 октября 2013 г. между ОАО "МРСК Юга" и ОАО "Чувашэнергосетьремонт" был заключен договор на выполнение проектных и изыскательских работ, направленных на обеспечения технологического присоединения заявителей к объектам филиала N 34000000024310. Срок завершения работ - определен на февраль 2014 г. (п. 3.2 Договор). В феврале 2014 г. ОАО "МРСК Юга" направило в адрес ОАО "Чувашэнергосетьремонт" (копию письма NВлгэ/400/206) проектно-сметную документацию. Кроме того, ОАО "МРСК Юга" указало на доработку проектно-сметной документации по объекту "Электроснабжения строительной площадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, 29, Красноармейский РЭС", после была возвращена в адрес ОАО "МРСК Юга".
Строительно-монтажные работы (в целях исполнения договора технологического присоединения заключенного с Полянцевой М.С.) будут осуществлены после утверждения проектно-сметной документации.
По результатам рассмотрения заявления Полянцевой М.С., указывающего на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго") приказом от 16 мая 2014 года N124 Руководителя Управления было возбуждено дело N 14-01-10-04/267 по признакам нарушения ОАО "МРСК Юга" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены письменные пояснения (вх. N1400/17/1562 от 20.06.2014 г.), в которых указывается, что договор технологического присоединения исполнен 19 июня 2014 г., в подтверждении представлен акт N 178707 об осуществления технологического присоединения от 19.06.2014 г.
Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.
Сетевой организацией, в соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г.), признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывают услуги по передаче электрической энергии, и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
ОАО "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго") является сетевой организацией и, следовательно, осуществляет в установленном законом порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 (в ред. 06.12.2011 г.) года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях") признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В статье 4 Закона "О естественных монополиях" перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в частности относятся услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, ОАО "МРСК Юга" (в лице филиала ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго") занимает доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго".
Между Полянцевой М.С. и ОАО "МРСК Юга" (филиалом ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго") заключен договор N 11303-13-00120817-1 об осуществлении технологического присоединения от 16 апреля 2013 г. (далее - договор технологического присоединения N 11303-13-00120817-1).
Абзац первый пункта 6 договора о технологическом присоединении N 11303-13-00120817-1 предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению_
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора о технологическом присоединении N 11303-13-00120817-1 составляет 6 месяцев со дня заключения указанного договора.
ОАО "МРСК Юга" направило в адрес Управления Договор N34000000024310 от 16.10.2013 года на выполнение проектных и изыскательских работ, заключенный с ОАО "Чувашэнергосетьремонт". В пункте 2.1 данного договора указан следующий объект: "Электроснабжение строительной площадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, 29, Красноармейский РЭС". В пункте 3.2 указанного договора обозначено следующее: "Срок начала работ по Договору - сентябрь 2013 г. Срок завершения работ - февраль 2014 г.".
Также ОАО "МРСК Юга" представило техническое задание 166-ТПП от 24 апреля 2013 г. на выполнение проектной и рабочий документации "Электроснабжение строительной площадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. ул. Космонавтов, 29, Красноармейский РЭС" (далее - Техническое задание N166-ТПП). Основанием для проектирования в техническом задании N166-ТПП значится договор технологического присоединения N 11303-13-00120817-1 от 16.04.2013 г.
ОАО "МРСК Юга" представило акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон N В02-164 от 05.06.2014 г., акт N ВР2-54 от 19.06.2014 г. о выполнении технических условий (заявитель сетевая организация) от 16.04.2013 г. NВР2-42-2013 к договору о технологическом присоединении 16.04.2013 г. N 11303-13-00120817-1 на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств: строительной площадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, 29.
Также ОАО "МРСК Юга" представило акт N178707 от 19.06.2014 г. об осуществлении технологического присоединения заявителя в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения N11303-13-00120817-1 от 16.04.2013 г.
Общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО "МРСК Юга" (филиала ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго"), направленных на исполнение договоров о технологическом присоединении N11303-13-00120817-1 (заключенного с Полянцевой М.С. 16 апреля 2013 года), составил 1 год 2 месяца, с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту "б" пункта 16, пункту 18 Правил технологического присоединения_ согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно. При этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора о технологическом присоединении составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
На основании анализа представленных материалов и информации Комиссией были сделаны следующие выводы.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения_ сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения_ технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Абзац первый пункта 6 договора о технологическом присоединении N11303-13-00120817-1, предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению_
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора о технологическом присоединении N11303-13-00120817-1 составляет 6 месяцев со дня заключения указанного договора.
Согласно части 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с частью 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила технологического присоединения_ утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, разработаны в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения_ срок по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 (для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно) и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенной частью договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения_
Согласно подпункту "в" пункта 7 Правил технологического присоединения_ в процедуру технологического присоединения включается, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения_ обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - физическим лицом, обязанности распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пункт 18 Правил технологического присоединения_ включает в себя следующие этапы выполнения мероприятий технологического присоединения:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя));
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
ОАО "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго") в своем письме о предоставлении информации исх. N1400/17/1400 от 7 мая 2014 г. объясняет неисполнение своих обязательств, в том числе, по той причине, что от Полянцевой М.С. не поступало в адрес сетевой организации заявления о выполнении им технических условий, что препятствовало сетевой организации осуществить фактическое технологическое присоединение.
Пункт 8 договора о технологическом присоединении N11303-13-00120817-1 предусматривает, что после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, обязанность уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, а также принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Обязанность о предоставлении какой-либо документации вместе с Уведомлением "о выполнении технических условий" ни законодательством, ни настоящими Договорами о технологическом присоединении не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 421 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Часть 1 статьи 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 18 Правил технологического присоединения_ в соответствии с которым, в числе прочих мероприятий по технологическому присоединению, предусматривает обязанность проверки сетевой организацией выполнения заявителем технических условий независимо от наличия либо отсутствия уведомления со стороны заявителя о выполнении мероприятий, предусмотренных договором и техническими условиями.
Договор о технологическом присоединении N11303-13-00120817-1 соответствует типовой форме договора о технологическом присоединении, установленный в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в котором предусмотрена обязанность заявителя после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Однако в части 1 статьи 8 ГК РФ указано, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами_
Согласно части 2 статьи 308 ГК РФ, если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов_
Согласно техническим условиям NВР2-42-2013, являющихся неотъемлемой частью договора технологического присоединения N11303-13-00120817-1 сетевая организация выполняет следующие мероприятия технологического присоединения:
10.1.1. Запроектировать и построить отпайку 0,4 кВ (ориентировочно 200-м) ТП-478.
10.1.2. Выполнить фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя в электрической сети.
Таким образом, отсутствие уведомления сетевой организации со стороны заявителя о выполнении мероприятий по технологическому присоединению, в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, не является основанием для сетевой организации не исполнения существенных условий договора о технологическом присоединении, а также возложенных на нее обязанностей в силу закона и договора, а именно обязанности по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, которые не могут превышать 6 месяцев согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО "МРСК Юга" (филиала ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго"), направленных на исполнение договора о технологическом присоединении N11303-13-00120817-1 (заключенного с Полянцевой М.С. 16 апреля 2013 года), составил 1 год 2 месяца, с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту "б" пункта 16, пункту 18 Правил технологического присоединения_ согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
При этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора о технологическом присоединении составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии_ потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно).
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
Пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусматривает, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 9 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Основные положения_), утвержденные Постановлением Правительства от 04.05.2012 N442 гарантирующий поставщик) обязан заключать в соответствии с разделом III договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В соответствии с пунктом 32 Основных положений_ Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 34 Основных положений_ Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, - непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа.
Согласно пункту 29 Основных положений_ В случае направления в адрес гарантирующего поставщика документов (части документов), предусмотренных пунктом 34 настоящего документа, и заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается такой договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), - с даты подписания сетевой организацией и потребителем акта о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств.
Управлением было установлено, что ОАО "МРСК Юга" в лице филиала ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго".
ОАО "МРСК Юга", являясь сетевой организацией, своими действиями в отношении гражданки Полянцевой М.С. нарушили требование подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении, что влечет за собой ущемление интересов заявителей, выразившиеся в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО "МРСК Юга", выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении N11303-13-00120817-1 (заключенного с Полянцевой М.С.), соответственно, влечет за собой ущемление интересов заявителя путем препятствования заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) в целях снабжения электрической энергией строительной площадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, д.29 принадлежащего Полянцевой Марии Семеновне, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.
Комиссия усматривает основания для прекращения дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
ОАО "МРСК Юга" представило акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон N В02-164 от 05.06.2014 г., акт N ВР2-54 от 19.06.2014 г. о выполнении технических условий (заявитель сетевая организация) от 16.04.2013 г. NВР2-42-2013 к договору о технологическом присоединении 16.04.2013 г. N 11303-13-00120817-1 на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств: строительной площадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, 29.
Также ОАО "МРСК Юга" представило акт N178707 от 19.06.2014 г. об осуществлении технологического присоединения заявителя в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения N11303-13-00120817-1 от 16.04.2013 г.
Таким образом, Комиссия Управления усматривает основания для прекращения рассмотрения дела N 14-01-10-04/267 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго", адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении сроков технологического присоединения к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго") (стройплощадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, д.29 принадлежащего Полянцевой Марии Семеновне, в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 апреля 2013 г. N11303-13-00120817-1, заключенного с Полянцевой Марией Семеновной, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго", адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) осуществив технологическое присоединение стройплощадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, д.29 принадлежащего Полянцевой Марии Семеновне к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго"), в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 апреля 2013 г. N11303-13-00120817-1, заключенного с Полянцевой Марией Семеновной, согласно акту N 178707 об осуществлении технологического присоединения от 19.06.2014 г.
Согласно части 5 статьи 39 Закона "О защите конкуренции", если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго", адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго") объекта (строительная площадка жилого дома), расположенного по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, д.29 в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 апреля 2013 г. N11303-13-00120817-1, заключенного с Полянцевой Марией Семеновной.
2. Прекратить рассмотрение дела N 14-01-10-04/267 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго", адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении сроков технологического присоединения к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго") (стройплощадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, д.29 принадлежащего Полянцевой Марии Семеновне, в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 апреля 2013 г. N11303-13-00120817-1, заключенного с Полянцевой Марией Семеновной, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49) (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго", адрес: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15) осуществив технологическое присоединение стройплощадки жилого дома, расположенной в Волгоградской области, Светлоярском районе, р.п. Светлый Яр, ул. Космонавтов, д.29 принадлежащего Полянцевой Марии Семеновне к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (Филиал Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Волгоградэнерго"), в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16 апреля 2013 г. N11303-13-00120817-1, заключенного с Полянцевой Марией Семеновной, согласно акту N 178707 об осуществлении технологического присоединения от 19.06.2014 г.
3. Передать материалы дела N 14-01-10-04/267 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 30 июня 2014 г. N 14-01-10-04/267
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016