Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N ИП-04/5394 (опубликовано 21 апреля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:<_>
в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам <_> (доверенность N04/15 от 12.01.2015 г.), <_> (доверенность N10/15 от 16.03.2015 г.), в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного комитета Республики Татарстан по туризму <_> (доверенность Nб/н от 02.04.2015 г.), <_> (доверенность Nб/н от 02.04.2015 г.), в присутствии представителей заявителя АНО "Творческое объединение "Ак Барс Арт" <_> (доверенность N6 от 30.03.2015 г.), рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу АНО "Творческое объединение "Ак Барс Арт" (вх. 654/ж от 30.03.2015 г.) на действия уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, государственного заказчика - Государственного комитета Республики Татарстан по туризму при проведении электронного аукциона N0111200000915000063 на предмет: "Право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования туристско-информационного пункта в Международном аэропорту "Казань" в 2015 году для нужд Государственного комитета Республики Татарстан по туризму", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111200000915000063 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 12.02.2015 года.
Уполномоченный орган - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам.
Государственный заказчик - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 404 836, 60 руб.
Суть жалобы, заявитель сообщил о том, что аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.
Представители уполномоченного органа, государственного заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав представителей уполномоченного органа, государственного заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, частично обоснованным ввиду следующего.
1. Заявитель считает, что круг участников электронного аукциона ограничивается в связи с тем, что у потенциальных участников закупки отсутствует возможность заключения договора аренды помещения с ОАО "Международный аэропорт "Казань".
В техническом задании аукционной документации установлены следующие требования к помещению: "Помещение предоставляется Исполнителем. Помещение туристско-информационного пункта находится в здании Международного аэропорта "Казань" (Терминал 1А). Место расположения помещения в терминале 1А. Международного аэропорта "Казань" имеет высокую проходимость целевой аудитории НЕ МЕНЕЕ 1000 чел. в сутки - российских и иностранных туристов и находится в НЕ БОЛЕЕ 100 м. от выхода в город из здания аэропорта).
Помещение со стойкой открыто НЕ МЕНЕЕ чем с 1 стороны.
Площадь помещения - НЕ МЕНЕЕ 9 кв.м. Помещение обеспечивается отоплением и освещением в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, электропитанием НЕ МЕНЕЕ 220 Вт, имеет НЕ МЕНЕЕ 1 номера телефонной связи и выход в Интернет, обеспечена возможность пользования техническим помещением аэропорта для персонала".
Татарстанское УФАС России в целях объективного и всестороннего рассмотрения данного обращения в адрес ОАО "Международный аэропорт "Казань" направлен запрос.
Из ответа ОАО "Международный аэропорт "Казань" на данный запрос следует, что сдача помещений в аренду производится на основании письменного обращения на имя генерального директора ОАО "Международный аэропорт "Казань". Далее изучается кандидатура заявителя - учредительные документы, вид деятельности, наличие разрешительных документов на данный вид деятельности, в случае необходимости, опыт работы, а также соответствие утвержденной Советом директоров концепции развития неавиационной деятельности ОАО "Международный аэропорт "Казань". В случае отсутствия нареканий, рассматривается возможность предоставления требуемого помещения, ибо альтернативного, в случае невозможности удовлетворить пожелания заявителя, затем производится обсуждение условий и заключение договора аренды.
Вместе с тем, государственным заказчиком также был направлен запрос о предоставлении в аренду площадей для организации туристско-информационного пункта в международном аэропорту "Казань". В письме, направленном в адрес государственного заказчика, ОАО "Международный аэропорт "Казань" сообщает, что в случае обращения потенциального арендатора, аэропорт готов предоставить ему необорудованную площадь соответствующего месторасположения для дальнейшего оборудования ее под туристско-информационный пункт в соответствии со стилистикой здания, концепцией и требованиями ОАО "Международный аэропорт "Казань".
В соответствии с пояснениями представителей уполномоченного органа, государственного заказчика в техническом задании аукционной документации отсутствует указание на наличие у исполнителя договора аренды, а также для оказания услуг по обеспечению функционирования туристско-информационного пункта участники также вправе заключать договор субаренды с лицами, состоящими в договорных отношениях с ОАО "Международный аэропорт "Казань".
Кроме того, в настоящее время на официальном сайте ОАО "Международный аэропорт "Казань" размещена информация о готовности аэропорта, рассмотреть коммерческие предложения на аренду помещений.
Таким образом, положения технического задания аукционной документации, в части, отсутствия возможности заключения договора аренды помещения с ОАО "Международный аэропорт "Казань", не ограничивают число участников вышеуказанной закупки и не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя по данному основанию является необоснованным.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в Международном аэропорту "Казань" в настоящее время функционирует туристско-информационный пункт.
Из пояснений представителей уполномоченного органа, государственного заказчика следует, что между Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму и действующим в аэропорту туристско-информационным пунктом отсутствует какая-либо взаимосвязь. Действия государственного заказчика, направленные на проведение вышеуказанной закупки, свидетельствуют о наличии у государственного заказчика потребности в функционировании туристско-информационного пункта, соответствующего требованиям, указанным в техническом задании аукционной документации.
Следовательно, довод заявителя по вышеуказанному основанию также является необоснованным, действия уполномоченного органа, государственного заказчика не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что участник закупки объективно не имеет возможности самостоятельно произвести расчет проходимости места расположения помещения.
В техническом задании аукционной документации установлено, что "Место расположения помещения в терминале 1А Международного аэропорта "Казань" имеет высокую проходимость целевой аудитории НЕ МЕНЕЕ 1000 чел. в сутки - российских и иностранных туристов и находится в НЕ БОЛЕЕ 100 м. от выхода в город из здания аэропорта)".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В ходе заседания, Комиссия приходит к выводу, что указание требований к проходимости целевой аудитории, а именно: не менее 1000 человек в сутки российских и иностранных туристов является неправомерным, в связи с тем, что участниками закупки не предоставляется возможность самостоятельно произвести расчет проходимости целевой аудитории.
Согласно пояснениям представителей государственного заказчика, на официальном сайте ОАО "Международный аэропорт "Казань" размещена информация о показателях аэропорта за 2014 год, включая сведения о пассажиропотоке, включая данные о внутренних и международных рейсах.
Вместе с тем, исходя из информации, указанной на официальном сайте отсутствует возможность, определить какая-именно будет проходимость целевой аудитории в указанном помещении Терминала 1А Международного аэропорта "Казань", поскольку отсутствие информация о конкретном местоположении помещения.
На основании вышеуказанного участники электронного аукциона не имеют возможность объективно, а также самостоятельно произвести расчет проходимости места расположения помещения в Терминале 1А.
4. Кроме того, заявитель в своей жалобе указывает на необъективность характеристики, указанной в техническом задании аукционной документации, а именно: "Исполнитель обеспечивает предоставление прочей информации по заданию Заказчика (перечень прочей информации доводится до Исполнителя не позднее, чем за 3 дня до ее предоставления)".
По итогам рассмотрения данного довода Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанного пункта в техническом задании вводит участников закупки в заблуждение, в виду того, что участники закупки не имеют возможность оценить возможные услуги, которые необходимо будет оказать Исполнитель Заказчику.
Таким образом, уполномоченным органом, государственным заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы заявителя по вышеуказанным основаниям являются обоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено следующее.
В техническом задании аукционной документации установлено следующее:
"Для обеспечения справочно-информационного обслуживания туристов Исполнитель обеспечивает наличие следующих информационно-справочных ресурсов для предоставления их по просьбе туриста:
- туристская схема Республики Татарстан.
Формат А2 (в сложенном виде - А5), бумага мелованная, плотность НЕ МЕНЕЕ 90 г/кв.м, красочность 4+4, способ печати - офсет, отдельные издания на русском и английском языках, тираж - 10000 экземпляров на каждом языке. Дизайн-макеты предоставляются Заказчиком в течение 48 часов после подписания государственного контракта. Изделие поставляется в сложенном виде в упаковке по НЕ МЕНЕЕ 500 штук. Ежедневно к началу рабочего дня на стойках находится НЕ МЕНЕЕ 70 экземпляров на русском языке и 35 экземпляров на английском языке;
- туристская схема г.Казани.
Формат 484х326 мм, бумага мелованная, плотность НЕ МЕНЕЕ 110 г/кв.м, красочность 4+4, способ печати - офсет, склейка по длинному верхнему краю, отдельные издания на русском и английском языках, тираж - 20000 экземпляров на каждом языке. Дизайн-макеты предоставляются Заказчиком в течение 48 часов после подписания государственного контракта. Изделие поставляется в сложенном виде в упаковке по НЕ МЕНЕЕ 200 штук. Ежедневно к началу рабочего дня на стойках находится НЕ МЕНЕЕ 70 экземпляров на русском языке и 35 экземпляров на английском языке;
-туристская схема Болгара.
Формат: в развернутом виде - 484 х 326 мм, в сложенном виде - 162 х 120 мм. Бумага мелованная, плотность бумаги - НЕ МЕНЕЕ 115 г/кв.м. Способ печати - офсет. Красочность 4+4. Фальцевание (3 сгиба - вдоль, 1 сгиб - поперек), тираж - 20000 экземпляров. Дизайн-макеты предоставляются Заказчиком в течение 48 часов после подписания государственного контракта. Изделие поставляется в сложенном виде в упаковке, по НЕ МЕНЕЕ 200 штук. Ежедневно к началу рабочего дня на стойках находится НЕ МЕНЕЕ 50 экземпляров.
- туристская схема Свияжска.
Формат: в развернутом виде - 484 х 326 мм, в сложенном виде - 162 х 120 мм. Бумага мелованная, плотность бумаги - НЕ МЕНЕЕ 115 г/кв.м. Способ печати - офсет. Красочность 4+4. Фальцевание (3 сгиба - вдоль, 1 сгиб - поперек), тираж - 20000 экземпляров. Дизайн-макеты предоставляются Заказчиком в течение 48 часов после подписания государственного контракта. Изделие поставляется в сложенном виде в упаковке, по НЕ МЕНЕЕ 200 штук. Ежедневно к началу рабочего дня на стойках находится НЕ МЕНЕЕ 50 экземпляров".
Вместе тем, в техническом задании аукционной документации, а именно: по пунктам туристская схема Болгара и туристическая схема Свияжска не указано на каком именно языке (английском, русском или ином) требуются экземпляры вышеуказанных туристических схем, что в данном случае может ввести участников закупки в заблуждение, в виду того, что по туристской схеме Республики Татарстан и туристской схеме города Казани указано, что они должны быть на двух языках (английском и русском), по отношению к туристским схемам Болгара и Свияжска данная информация не указана.
Следовательно, уполномоченным органом, государственным заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия решила:
1. Признать жалобу АНО "Творческое объединение "Ак Барс Арт" на действия уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, государственного заказчика - Государственного комитета Республики Татарстан по туризму при проведении электронного аукциона N0111200000915000063 на предмет: "Право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования туристско-информационного пункта в Международном аэропорту "Казань" в 2015 году для нужд Государственного комитета Республики Татарстан по туризму", частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу - Государственному комитету Республики Татарстан по закупкам, государственному заказчику - Государственному комитету Республики Татарстан по туризму, оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N ИП-04/5394 (опубликовано 21 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016