Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 16 апреля 2015 г. N 04/9001
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) по рассмотрению жалобы физического лица в составе:
В присутствии представителя физического лица (далее - Заявитель) (доверенность N78 АА 5812370);
В присутствии представителя ООО "Бизнес-Стиль" (далее - Организатор торгов) генерального директора
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. от 08.04.2015 N7444) на действия Организатора торгов - ООО "Бизнес-Стиль" при проведении открытых торгов посредством аукциона по продаже арестованного имущества по лотам 3-4 (извещение размещено на сайте torgi.gov.ru, N020315/2640074/03, далее - аукцион) документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения, установила:
Извещение N 020315/2640074/03 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - сайт торгов) 02.03.2015 в 16:11.
Дата и время проведения торгов: 31.03.2015 12:00.
Предметом аукциона по лоту N 3 (повторные торги) является подвергнутое аресту судебным приставом - исполнителем Петроградского ОСП УФССП по СПб по и/п N6770/13/14/78 от 22.02.2013 г. и принадлежащее должнику имущество 1/45 доли в нежилом помещении по адресу: г. СПБ, наб. Мартынова, д.4, лит.А, пом.1Н. Начальная цена продажи 1 275 000,00 руб. Сумма задатка -765 000,00 руб. Шаг аукциона -13 000,00 руб.
Предметом аукциона по лоту N 4 (повторные торги) является подвергнутое аресту судебным приставом - исполнителем Петроградского ОСП УФССП по СПб по и/п N6770/13/14/78 от 22.02.2013 г. и принадлежащее должнику имущество 1/45 доли в нежилом помещении по адресу: г. СПБ, наб. Мартынова, д.4, лит.А, пом.1Н. Начальная цена продажи 1 275 000,00 руб. Сумма задатка -765 000,00 руб. Шаг аукциона -13 000,00 руб.
Заявитель обжалует действие Организатора торгов, выразившееся в нарушении установленного срока для подачи заявок на участие в торгах и в нарушении срока опубликования извещения, а также недостаточность описания предмета торгов в аукционной документации.
Организатор торгов против доводов жалобы возражал, указав на то, что проводил торги в соответствии с нормами действующего законодательства.
В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данного аукциона, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Согласно ч. 3 ст. 87 "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
В силу ч. 1 ст. 88 Закона N 229-ФЗ реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 Закона N 229-ФЗ порядок проведения торгов устанавливается "Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N51-ФЗ (далее - ГК России), настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Частью 2 ст. 447 ГК России установлено, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
Согласно части 3 статьи 90 Закона N 229-ФЗ извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 сайт www.torgi.gov.ru определен как официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника (далее - Официальный сайт).
Согласно пункту 2 статьи 448 ГК России если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Статьей 191 ГК России предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Организатор торгов разместил извещение N020315/2640074/03 на сайте http://torgi.gov.ru 02.03.2015 в 16:11. Дата проведения торгов - 31.03.2015. Течение срока по опубликованию извещения в сети "Интернет" на сайте http://torgi.gov.ru начинается с 03.03.2014. Таким образом, Организатор торгов нарушил часть 2 статьи 448 ГК России, а именно несоблюдение тридцатидневного срока по опубликованию извещения до даты проведения торгов.
По мнению Заявителя Организатором торгов были установлены необоснованные ограничения по сроку приема заявок и по организации деятельности по приему заявок.
Согласно извещению N020315/2640074/03 о проведении торгов получить образец заявки на участие в торгах по установленной форме, заключить договор о задатке, а также ознакомиться с дополнительной информацией о предмете торгов, проектом договора купли-продажи с 02.03.2015 г. по 16.03.2015 г., по адресу: Санкт-Петербург, ул. Счастливая д.14 пом.21, телефон для предварительной записи и справок (812) 956-86-40, по рабочим дням с 11.00 до 13.00.
Действующим законодательством, регулирующим правоотношения по продаже арестованного имущества не предусмотрен срок и порядок по приему заявок. Кроме того, Заявитель не представил доказательств того, что в случае установления более длительного срока приема заявок на участие в торгах позволило бы еще более значительному кругу лиц принять участие в торгах. Также Заявителем не было представлено доказательств того, что указанный в сообщении срок приема заявок ограничил круг потенциальных покупателей и не позволил заинтересованным лицам принять участие в торгах.
Иные заинтересованные лица, которые имели бы намерения воспользоваться правом на участие в аукционе, кроме тех, которыми поданы соответствующие заявки, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС не установлены.
Поскольку такая продолжительность срока приема заявок и организация деятельности по приему заявок создала реальную возможность реализовать свои планы лицам, имевшим намерения участвовать в торгах, то Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений Организатора торгов в данной части жалобы Заявителя.
Заявитель обжалует действия Организатора торгов в части недостаточного описания реализуемого имущества, выставляемого на торги, их назначения.
В силу ч. 2 ст. 448 ГК России извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения.
Предметом торов является право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 549 ГК России по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 551 ГК России переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Статьей 554 ГК России определено, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК России право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 6 ст. 131 ГК России Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее - Закон N 122) разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" его государственного учета (далее - кадастровый номер).
Извещением N020315/2640074/03 о проведении торгов установлено:
Предметом аукциона по лоту N 3 (повторные торги) является подвергнутое аресту судебным приставом - исполнителем Петроградского ОСП УФССП по СПб по и/п N6770/13/14/78 от 22.02.2013 г. и принадлежащее должнику имущество 1/45 доли в нежилом помещении по адресу: г. СПБ, наб. Мартынова, д.4, лит.А, пом.1Н. Начальная цена продажи 1 275 000,00 руб. Сумма задатка -765 000,00 руб. Шаг аукциона -13 000,00 руб.
Предметом аукциона по лоту N 4 (повторные торги) является подвергнутое аресту судебным приставом - исполнителем Петроградского ОСП УФССП по СПб по и/п N6770/13/14/78 от 22.02.2013 г. и принадлежащее должнику имущество 1/45 доли в нежилом помещении по адресу: г. СПБ, наб. Мартынова, д.4, лит.А, пом.1Н. Начальная цена продажи 1 275 000,00 руб. Сумма задатка -765 000,00 руб. Шаг аукциона -13 000,00 руб.
Иных сведений о реализуемом имуществе не опубликовано. Отсутствие иной информации (кадастровый номер объекта недвижимости, сведения о площади) не позволяют надлежащим образом идентифицировать объект, а, следовательно, и предмет торга, что нарушает права и законные интересы потенциальных участников аукциона.
Отсутствие сведений о предмете торга не позволяет реально сформировать желание у потенциальных покупателей приобрести предмет торгов и оценить возможность своего участия в торгах, значительно снижает в связи с этим число их участников, а также противоречит требованиям ч. 2 ст. 448 ГК России.
Организатор торгов на заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС предоставил договоры купли - продажи по лотам N3 и N4 с победителями торгов. По лоту N3 договор купли-продажи от 10.04.2015 Nб/н, по лоту N4 договор купли-продажи от 10.04.2015 Nб/н.
Таким образом, Организатором торгов были допущены нарушения порядка организации проведения открытых торгов посредством аукциона по продаже арестованного имущества, а также процедура его проведения.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу физического лица обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов - ООО "Бизнес-Стиль" нарушение п. 2 ст. 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ в части отсутствия сведений о предмете торгов и несоблюдения тридцатидневного срока по опубликованию извещения до даты проведения торгов.
В связи с тем, что на момент проведения Комиссии договоры купли-продажи с победителями по лотам N3 и N4 заключены, предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 апреля 2015 г. N 04/9001
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016