Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 3368/02 (опубликовано 1 июля 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 июня 2014 года.
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Пашкова Г.Н. - зам. руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России,
Членов Комиссии:
Иванова В.В. - главный специалист-эксперт антимонопольного контроля Новгородского УФАС России,
Попович Л.И. - главный специалист-эксперт антимонопольного контроля Новгородского УФАС России,
при участии
представителей:
от ответчика - Администрации Поддорского сельского поселения - Петров С.Н. - глава Поддорского сельского поселения (удостоверение N 1),
от ООО "ДОРРОС" - Резнова О.В. (доверенность от 09.01.2014 N 2),
рассмотрев дело N 35 по признакам нарушения Администрацией Поддорского сельского поселения" Новгородской области (далее - Администрация) (Новгородская область, Поддорский район, с. Поддорье, ул. Полевая, д. 15) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) о проведении плановой выездной проверки от 27.03.2014 N 75 была проведена проверка в отношении Администрации на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства и установлено следующее.
Администрацией заключено соглашение от 01.03.2013 с ООО "ДОРРОС" на утилизацию, транспортировку, захоронение и переработку твердых бытовых отходов (далее - соглашение), по пункту 1.1 которого ООО "ДОРРОС" (юридический адрес: 175202, Новгородская область, г. Старая Русса, ул. Латышских Гвардейцев, д. 21) осуществляет сбор и транспортировку твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Поддорского сельского поселения Новгородской области по договорам с физическими и юридическими лицами.
В отношении Администрации 16.06.2014 возбуждено дело по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
На рассмотрении дела представитель Администрации пояснил, что данное соглашение не устанавливает ограничений для деятельности на территории поселения иных хозяйствующих субъектов в этой сфере деятельности, а только декларирует намерения ООО "ДОРРОС" осуществлять утилизацию, транспортировку, захоронение и переработку ТБО на территории поселения. Бюджетные средства на реализации. Данного соглашения не выделялись. Иных хозяйствующих субъектов, помимо ООО "ДОРРОС", осуществляющих деятельность пол сбору и транспортировке ТБО, в муниципальном образовании нет. Данное соглашение заключено в целях реализации возложенного на органы местного самоуправления вопроса по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Аналогичные пояснения содержатся в письме Администрации от 13.05.2014 исх. N 348 "А".
Администрация Поддорского сельского поселения расторгла соглашение с ООО "ДОРРОС" от 01.03.2013 на утилизацию, транспортировку, захоронение и переработку твердых бытовых отходов (акт о расторжении соглашения от 19.05.2014, письмо Администрации от 10.06.2014 исх. N 421).
Представитель ООО "ДОРРОС" в ходе рассмотрении дела пояснил, что данное соглашение носило рекламный характер и подтверждало то, что ООО "ДОРРОС" готово оказывать юридическим лицам и населению услуги по сбору и транспортировке ТБО.
Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о наличии в действиях (бездействии) Администрации нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия руководствовалась следующим.
Частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 4 ФЗ "О защите конкуренции", под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В данном случае это - услуги по сбору и вывозу отходов на основании заключенных договоров возмездного оказания таких услуг.
Организация сбора и регулярного вывоза твердых бытовых и прочих отходов должна соответствовать требованиям санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N4690-88).
Деятельность по оказанию услуг по захоронению отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) выделена в отдельную категорию с присвоением кода 90.02.13.120.
Основным видом деятельности ООО "ДОРРОС" является оказание услуг по утилизации, транспортировке, захоронению и переработке твердых бытовых отходов
В настоящее время существует единственный объект размещения отходов в форме захоронения, на котором осуществляется законная деятельность по размещению отходов - полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, Медниковое поселение, 1200 м юго-восточнее д. Соболево.
Указанный полигон зарегистрирован в Государственном реестре объектов размещения отходов за номером 10853. Полигон эксплуатирует ООО "ДОРРОС".
Однако, услуги по сбору и вывозу отходов на территории Поддорского сельского поселения могут оказывать и иные хозяйствующие субъекты помимо ООО "ДОРРОС".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции" указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Следовательно, принимаемые органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), должны быть направлены, помимо прочего, на реализацию целей Закона о защите конкуренции и соответствовать положениям ФЗ "О защите конкуренции".
Исполнение указанного соглашения может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках, в частности, на рынке сбора и транспортировки ТБО в географических границах Поддорского сельского поселения, поскольку условиями соглашения для физических и юридических лиц ограничивается выбор хозяйствующих субъектов, с которыми они могут заключить договор на сбор и транспортировку ТБО.
В результате достигнутого соглашения для ООО "ДОРРОС" создается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по сбору и транспортировке ТБО в границах территории Поддорского сельского поселения, что в силу пункта 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" является признаком ограничения конкуренции.
Следовательно, Администрация допустила нарушение части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в частности пункта 5 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Администрации Поддорского сельского поселения нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Поддорского сельского поселения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии: В.В. Иванова
Л.И. Попович
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 3368/02 (опубликовано 1 июля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016