Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 21 апреля 2015 г. N 15-06/03-146
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе:
С.В. Моисеева - председателя Комиссии, и.о. начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
А.А. Тынянкиной - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
К.В. Алиева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
с участием:
- Оноприенко Н.Н., представителя САО "ВСК" по доверенности от 10.12.2014 года N 00-08-26/774,
в присутствии:
- Давиденко В.А., начальника отдела правового обеспечения администрации Жирновского муниципального района,
рассмотрев материалы дела N 15-06/03-146, возбужденного по жалобе САО "ВСК" на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области" (номер извещения 0129300040315000021), установила:
В Управление 14.04.2015 года (вх. N 2586) поступила жалоба САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области" (номер извещения 0129300040315000021).
Согласно доводам жалобы Заявителя, действия Заказчика при заключении контракта противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя требования поддержал в полном объеме.
Выслушав доводы стороны, ознакомившись с представленными документами, Комиссия Управления пришла к следующим выводам по существу доводов жалобы.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Главой 3 параграфом 2 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок проведения закупок путем аукциона в электронной форме (электронный аукцион).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Согласно частям 10 и 11 статьи 69 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частями 1-3 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно частям 5-7 ст. 70 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Согласно ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Также, частями 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссией установлено, что 05 марта 2015 года Уполномоченным органом - Комитетом экономики, бюджета и финансов администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, публично объявлено о проведении аукциона в электронной форме "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области" (номер извещения 0129300040315000021), с начальной (максимальной) ценой контракта 49 565,81 рублей, для нужд Заказчика - Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, посредством размещения извещения о проведении указанного аукциона в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
По результатам данного аукциона в электронной форме, победителем был объявлен участник аукциона в электронной форме САО "ВСК", что подтверждается протоколом N 0129300040315000021-3 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области" (N извещения 0129300040315000021) от 23 марта 2015 года (протокол опубликован на официальном сайте 23.03.2015 г.).
30 марта 2015 года Заказчик направил оператору электронной площадки проект контракта. В установленный законом срок оператор электронной площадки направил проект контракта победителю аукциона в электронной форме - САО "ВСК".
01 апреля 2015 года САО "ВСК" направило Заказчику подписанный ЭЦП проект контракта.
07 апреля 2015 года Заказчик повторно направил оператору электронной площадки проект контракта, в связи с тем, что САО "ВСК" не заполнило Приложение N 2 "Расчет суммы страховой премии", являющееся неотъемлемой частью проекта контракта. В установленный законом срок оператор электронной площадки направил проект контракта победителю аукциона в электронной форме - САО "ВСК".
07 апреля 2015 года САО "ВСК" направило Заказчику подписанный ЭЦП проект контракта.
08 апреля 2015 года Заказчик повторно направил оператору электронной площадки проект контракта, в связи с тем, что САО "ВСК" не заполнило Приложение N 2 "Расчет суммы страховой премии", являющееся неотъемлемой частью проекта контракта. В установленный законом срок оператор электронной площадки направил проект контракта победителю аукциона в электронной форме - САО "ВСК".
Согласно п. 2.1. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Следовательно, позиция Заказчика о том, что САО "ВСК" должно заполнить направленное вместе с проектом контракта Приложение N 2 "Расчет суммы страховой премии" не противоречит нормам действующего законодательства РФ.
08 апреля 2015 года САО "ВСК" направило Заказчику протокол разногласий по проекту контракту.
Однако, Комиссией Управления установлено, что указанный протокол разногласий был направлен САО "ВСК" за пределами срока, установленного ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе, то есть после истечения тринадцати дней с даты размещения на официальном сайте обозначенного выше протокола подведения итогов аукциона в электронной форме.
По указанным обстоятельством, единой комиссией 13 апреля 2015 года был составлен и подписан протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, которым САО "ВСК" было признано уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе, поскольку САО "ВСК" не направило заказчику подписанный ЭЦП проект контракта, и направлении протокола разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, Комиссией Управления не установлено нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при заключении контракта.
На основании изложенного, Комиссия Управления установила, что жалоба САО "ВСК" является необоснованной.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из указанной нормы следует, что противоречия в указании соответствующих сведений в составных частях аукционной документации, либо их двусмысленное толкование не допускаются.
В п. 17 Раздела 1.3. "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе в электронной форме установлены порядок и срок оплаты товара, рабо, услуг, а именно: оплата производится в рублях по безналичному расчету из средств местного бюджета по соответствующему коду экономической классификации согласно лимитам бюджетных обязательств на 2015 год. Заказчик производит 100% уплату суммы страховой премии, указанной в Контракте, после получения от Исполнителя полисов ОСАГО, на основании выставленного Исполнителем счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя. Оплата производится в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения счета и акта об оказанных услугах. Перечисление денежных средств производится Заказчиком по реквизитам, указанным в выставленном Исполнителем счете. Датой уплаты страховой премии считается день перечисления страховой премии на расчетный счет Исполнителя. При перечислении страховой премии Заказчик указывает в назначении платежа номера полисов ОСАГО, за которые происходит оплата. Приемопередаточные документы представляются Исполнителем на оплату с оформлением сопроводительного письма на указанные документы.
В п. 6.1. проекта контракта, являющего неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме установлено, что оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Страхователем денежных средств на расчетный счет Страховщика, указанный в настоящем контракте, после получения от Страховщика полисов ОСАГО и на основании выставленного Страховщиком счета в течение 30 (тридцати) календарных дней. В случае изменения расчетного счета Страховщик обязан в трехдневный срок в письменной форме сообщить об этом Страхователю, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Страхователем денежных средств на указанный в настоящем контракте счет, несет Страховщик. Датой уплаты страховой премии считается день перечисления страховой премии на расчетный счет Страховщика. При перечислении страховой премии Страхователь указывает в назначении платежа номера полисов ОСАГО, за которые происходит оплата.
Таким образом, порядок и срок оплаты услуг, установленные в проекте контракта, не соответствуют порядку и срокам оплаты работ, установленных в информационной карте электронного аукциона документации об аукционе в электронной форме, а, следовательно, не определены однозначным образом и противоречат друг другу в указанной выше части.
На основании изложенного, в нарушение требований ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе положения документации об аукционе в электронной форме в их совокупности, содержат двусмысленные и противоречивые сведения и не позволяют обеспечить адекватное восприятие существа закупки, в том числе должным образом информировать участников закупки о порядке и сроках оплаты оказанной услуги.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки процедуры осуществления закупки иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
В целях устранения выявленных в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе путем аннулирования (отмены) рассматриваемой закупки.
На основании изложенного, руководствуясь главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области" (номер извещения 0129300040315000021) необоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области - нарушившим ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 21 апреля 2015 г. N 15-06/03-146
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016