Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 26 июня 2014 г. N 05-07/14
Резолютивная часть решения оглашена "03" июня 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "26" июня 2014 года
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Соболевской Т.М. |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
Вурьева Д.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 05-07/14 по признакам нарушения Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (454091, пр. Ленина, д. 57, г. Челябинск) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение (вх. N 12065 от 03.10.2013) открытого акционерного общества "Челябинское рыбоводное хозяйство" (далее - ОАО "ЧРХ", Общество) о неправомерных действиях Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее - Министерство) выразившихся в заключении Министерством с индивидуальным предпринимателем <> договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, N 103 в озере Курлады, N 104 в озере Треустан, N 105 в озере Сугояк-2, при условии наличия у Общества преимущественного права на заключение такого договора.
В своем заявлении Общество указывает, что озера Треустан, Курлады, Сугояк-2 длительное время находились в пользовании ОАО "ЧРХ" по договорам об отводе рыбопромысловых участков и об условиях использования водных биоресурсов, срок действия которых закончился 15.07.2013. По окончании срока действия указанных договоров Общество обратилось в Министерство для заключения договора пользования водными биологическими ресурсами (далее - ВБР). По результатам рассмотрения обращения между Обществом и Министерством заключен договор пользования ВБР сроком действия до 30.09.2013.
За десять дней до окончания срока договора (20.09.2013) Общество вновь обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора пользования ВБР на озерах Треустан, Курлады, Сугояк-2, однако Министерством в заключении договоров Обществу отказано в связи с отсутствием возможности добычи ВБР в заявленных объемах.
При этом ранее Министерством заключены договоры пользования ВБР в отношении указанных озер с индивидуальным предпринимателем <> Указанные действия Министерства, по мнению Общества, нарушают требования действующего законодательства, создают препятствия в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности.
По запросу Челябинского УФАС России Министерством представлены письменные пояснения (вх. N 867 от 01.11.2013), из содержания которых следует, что порядок заключения договора пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, определен Правилами подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 (далее - Правила).
Заключение договоров пользования ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается (далее - договор пользования ВБР), осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Подготовка и заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается", утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 20.06.2012 N 325-П (далее - Регламент) и приказом Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области от 24.12.2010 N 242 "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, на территории Челябинской области" (далее - Приказ).
Основанием для отказа Обществу в заключении договоров пользования ВБР по обращению от 20.09.2013 послужило то, что все объемы добычи (вылова) ВБР на свободных водных объектах - Озерах, на момент обращения ОАО "ЧРХ" о заключении договоров были выделены иному хозяйствующему субъекту, обратившемуся ранее Общества за заключением договоров пользования ВБР в отношении Озер. Данный отказ дан Обществу в соответствии с подпунктом "е" пункта 7 Правил.
При рассмотрении документов и материалов по заявлению Челябинским УФАС России установлено, что 15.07.2003 между Обществом и федеральным государственным учреждением "Камско-Уральское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства" заключен договор об отводе рыбопромыслового участка и об условиях использования водных биоресурсов. Договор заключен в отношении Озер. Срок действия указанного договора установлен до 15.07.2013 (10 лет).
21.12.2012 Общество обратилось в Министерство с заявлениями (вх. NN 8356, 8357, 8358 от 21.12.2012) о заключении договора пользования ВБР на водных объектах - Озерах. Сроки вылова установлены в заявлениях с 01.01.2013 по 15.07.2013.
По результатам рассмотрения заявлений между Министерством и Обществом заключены договоры пользования ВБР NN 013, 014, 015. Срок действия договоров установлен в соответствии с испрашиваемым Обществом сроком.
08.07.2013 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договоров пользования ВБР (вх. N 4324 от 08.07.2013). В соответствии с данным заявлением Обществом испрашивалось заключение договоров пользования ВБР на срок с 16.07.2013 по 31.12.2013 на вылов (добычу) следующих объемов ВБР:
- озеро Треустан: карась - 12 тонн, окунь - 3 тонны;
- озеро Курлады: карась - 10 тонн;
- озеро Сугояк-2: карась - 5 тонн.
По результатам рассмотрения заявления Министерством принято решение о заключении с Обществом договоров пользования ВБР сроком действия с 16.07.2013 по 30.09.2013 на вылов (добычу) следующих объемов ВБР:
- озеро Треустан (договор пользования ВБР от 16.07.2013 N 092): карась - 6,2 тонны; окунь - 3 тонны;
- озеро Курлады (договор пользования ВБР от 16.07.2013 N 091): карась - 10 тонн;
- озеро Сугояк-2 (договор пользования ВБР от 16.07.2013 N 093): карась - 1,315 тонны.
Таким образом, Министерством фактически отказано Обществу в заключении договоров пользования ВБР на испрашиваемый в заявлении от 08.07.2013 срок (договоры пользования ВБР от 16.07.2013 NN 091, 092, 093) и на испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР (договоры пользования ВБР от 16.07.2013 NN 092, 093).
За десять дней до окончания срока действия договоров пользования ВБР от 16.07.2013 NN 091, 092, 093 - 20.09.2013 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договоров пользования ВБР (вх. N 6295 от 20.09.2013). В соответствии с данным заявлением Обществом испрашивалось заключение договоров пользования ВБР на срок с 01.10.2013 по 31.12.2013 на вылов (добычу) следующих объемов ВБР:
- озеро Треустан: карась - 10 тонн, окунь - 3 тонны;
- озеро Курлады: карась - 10 тонн;
- озеро Сугояк-2: карась - 5 тонн.
По результатам рассмотрения заявления Министерством 30.09.2013 в адрес Общества направлено письмо (исх. N 7017/ОМ), из содержания которого следует, что ОАО "ЧРХ" на основании подпункта "е" пункта 7 Правил отказано в заключении договоров пользования ВБР в отношении Озер в связи с отсутствием возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в заявленном объеме.
При этом из представленных в Челябинское УФАС России документов и сведений следует, что в отношении Озер между Министерством и ИП <> заключены следующие договоры пользования ВБР:
- договор N 103 от 27.09.2013: в отношении озера Курлады на вылов карася в объеме 7 тонн;
- договор N 104 от 27.09.2013: в отношении озера Треустан на вылов карася в объеме 5,4 тонны, окуня - 10 тонн;
- договор N 105 от 27.09.2013: в отношении озера Сугояк-2 на вылов карася в объеме 1,58 тонны.
Отношения, связанные с рыболовством и сохранением ВБР регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 Закона о рыболовстве.
Согласно части 1 статьи 33.4 Закона о рыболовстве договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. Частью 5 статьи 33.4 Закона о рыболовстве установлено, что порядок подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, форма примерного договора пользования водными биоресурсами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанных норм Правительством Российской Федерации издано Постановление от 25.08.2008 N 643 "О подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается", которым утверждены Правила.
Пунктом 7 Правил установлен перечень оснований для отказа в заключении договора пользования ВБР:
а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 4 Правил, а также несоответствие сведений, указанных в заявлении, правилам и ограничениям рыболовства, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 5 Правил;
в) наличие в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;
г) совершение заявителем в предшествующем и текущем календарных годах 2 или более нарушений правил рыболовства, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам;
д) отсутствие указанных в заявлении водных биоресурсов в перечне, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Правил;
е) отсутствие возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме и районе добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в заявлении, на основании данных научных исследований.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено оснований для сокращения срока действия заключаемого с заявителем договора пользования ВБР по сравнению с испрашиваемым. Кроме того, частью 6 статьи 16 Закона о рыболовстве установлено, что объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Основанием для отказа в заключении договора пользования ВБР на испрашиваемый объем добычи (вылова) ВБР является только отсутствие возможности добычи (вылова) такого объема ВБР в конкретном районе добычи (вылова) ВБР.
Однако на момент подачи ОАО "ЧРХ" заявления о заключении договоров пользования ВБР (вх. N 4324 от 08.07.2013) и на момент заключения договоров пользования ВБР от 16.07.2013 NN 092, 093, по которым Обществу предоставлены объемы добычи (вылова) ВБР менее испрашиваемых, на озерах Треустан и Сугояк-2 имелась возможность добычи (вылова ВБР) в больших по сравнению с предоставленными объемах, что также подтверждается заключением в дальнейшем между Министерством и ИП <> договоров пользования ВБР NN 104, 105 от 27.09.2013.
На основании изложенного, Министерством необоснованно отказано ОАО "ЧРХ" в заключении договоров пользования ВБР в отношении Озер на испрашиваемый срок (до 31.12.2013) и испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР по заявлению от 08.07.2013 (вх. N 4324), что создает необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности Обществу, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке добычи (вылова) ВБР и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в результате необоснованного отказа в заключении договоров пользования ВБР по заявлению ОАО "ЧРХ" от 08.07.2013 на испрашиваемый заявитель срок и испрашиваемые им объемы добычи (вылова) ВБР (уменьшение срока действия договоров пользования ВБР NN 091, 092, 093 от 16.07.2013 и предоставленных объемов добычи (вылова) ВБР по договорам пользования ВБР NN 092, 093 от 16.07.2013) ОАО "ЧРХ" лишилось возможности добычи (вылова) ВБР на Озерах ввиду заключения договоров пользования ВБР NN 103, 104, 105 от 27.09.2013 с ИП <> на срок до 31.12.2013, то есть в результате действий Министерства произошла смена пользователя ВБР на Озерах.
Таким образом, действия Министерства по необоснованному отказу ОАО "ЧРХ" в заключении договоров пользования ВБР на испрашиваемый Обществом срок и испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР по заявлению от 08.07.2013 (вх. N 4324) о заключении договоров пользования ВБР на Озерах, с учетом последующего заключения договоров пользования ВБР в отношении Озер с иным хозяйствующим субъектом на заявленный срок, вследствие чего Общество лишилось возможности осуществления вылова (добычи) ВБР на Озерах, создают необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности Общества на рынке добычи (вылова) ВБР, привели к созданию дискриминационных условий доступа на рынок добычи (вылова) ВБР, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Поскольку в настоящее время с ОАО "ЧРХ" в отношении Озер заключены договоры пользования ВБР NN 073, 074, 075 от 28.03.2014, срок действия которых установлен с 01.04.2014 по 31.12.2014, Комиссия считает возможным предписание по делу N 05-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области по необоснованному отказу открытому акционерному обществу "Челябинское рыбоводное хозяйство" в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами на испрашиваемый Обществом срок и испрашиваемые объемы добычи (вылова) ВБР по заявлению от 08.07.2013 (вх. N 4324) о заключении договоров пользования ВБР на озерах Курлады, Треустан, Сугояк-2, с учетом последующего заключения договоров пользования водными биологическими ресурсами в отношении указанных озер с иным хозяйствующим субъектом на заявленный срок, вследствие чего Общество лишилось возможности осуществления вылова (добычи) водных биологических ресурсов на озерах Курлады, Треустан, Сугояк-2, что создает необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности Общества на рынке добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приводит к созданию дискриминационных условий доступа на рынок добычи (вылова) водных биологических ресурсов и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Члены Комиссии
Т.М. Соболевская
Д.В. Вурьев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 июня 2014 г. N 05-07/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016