Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 13 апреля 2015 г. N 3-01/06-2015
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Демидова Е.Н. - и.о. заместителя руководителя управления
Члены Комиссии:
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,
Ведяшов Д.Н. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N3-01/06-2015, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Ланикс" (ИНН 5803024093; далее - ООО "Ланикс", Обществр) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "Ланикс" Изусова С.К. по доверенности от 01.03.2015 N 201;
в отсутствии заявителя - Сазоновой В.Ю., извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
представитель Общества с ограниченной ответственностью "Полезные телефоны" (далее - ООО "Полезные телефоны") представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) поступило заявление Сазоновой В.Ю. (от 03.02.2015 вх. N 386) по поводу рекламы компании "Архангельский лес" со слоганом "Пластик убивает. Переходи на дерево", опубликованной в издании "Полезные телефоны Пензы", содержащей нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 20.02.2015 по факту распространения в издании "Полезные телефоны Пензы" рекламного объявления компании "Архангельский лес", возбуждено дело N 3-01/06-2015 по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Ланикс".
Из письменных пояснений ООО "Ланикс" (вх. от 12.02.2015 N 985) следует, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе. Слоган "Пластик убивает. Переходи на дерево" не содержит никакого сравнения рекламируемого Обществом товара, с товарами производимыми другими изготовителями или реализуемые другими продавцами. Данный слоган подразумевает, что в принципе своем пластик наносит губительное воздействие на окружающую среду и живые организмы, а не то, что пластик в прямом смысле слова убивает. Ссылка http://medconfer.com/node/3129, указанная в рекламе была размещена ООО "Полезные телефоны" с устного согласия ООО "Ланикс".
Из письменных пояснений ООО "Полезные телефоны" (вх. от 30.03.2015 N 1212) следует, что ссылка http://medconfer.com/node/3129 была добавлена в рекламный макет "Архангельский лес" по устной договоренности с ООО "Ланикс".
На рассмотрении дела 02.04.2015 представителем ООО "Ланикс" пояснено, что к основным направлениям деятельности Общества относятся розничная и оптовая торговля изделиями из дерева, пробки, плетеными изделиями, строительными материалами, кирпичом, мебелью, товарами для дома. При использовании в рекламе слогана "пластик убивает, переходи на дерево", Общество не имело злого умысла по отношению к хозяйствующим субъектам, которые реализуют изделия из пластика. Факт нарушения законодательства о рекламе представитель Общества признал. Пояснил, что допущенное нарушение произошло в связи с не знанием требований законодательства о рекламе (аудиозапись заседания Комиссии приложена в материалы дела).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В издании "Полезные телефоны Пензы" N 5/2015 на стр. 41 опубликована информация следующего содержания: "Архангельский лес. Сухой, крепкий, с доставкой. ПЛАСТИК УБИВАЕТ. Переходи на дерево. Лес сухой. Упакованые в термопленку. Готов к прменению. Распиловка по размеру. Евровагонка_от 180 р/м2. Блок-хаус (А, В)_от 350 р/м2. Имитация бруса (А, В) от 350 р/м2. Доска половая_ от 600 р/м2. Хвойные породы лиственница-липа-осина-кедр. Режим работы: пн-пт с 9.00-19.00 сб-вс с 9.00-14.00. Пенза, ул. Перспективная, 1 к, т.:8(937)425-51-11. Офис: 8(937)444-82-83, вагоночка58.рф. ООО "Ланикс" ОГРН 1125803001026. Цены действительны на момент публикации. По данным исследования, опубликованного на http://medconfer.com/node/3129".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация о компании "Архангельский лес", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рекламе содержится фраза: "ПЛАСТИК УБИВАЕТ. Переходи на дерево".
Недобросовестная реклама характеризуется некорректностью ее содержания в отношении сравниваемых товаров.
Согласно Толковому словарю Ожегова слово "корректный" определяется как "вежливый и тактичный, учтивый". Таким образом, само по себе сравнение в рекламе допускается, однако оно должно быть выверено с позиции морали и такта. ФЗ "О рекламе" не запрещает сравнивать рекламируемый товар с товарами иных изготовителей или продавцов. Однако приведенное в рекламе сравнение должно быть корректным, правильным, основано на достоверных данных. В рекламе не допускается приводить некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. При некорректном сравнении рекламируемого товара с товарами других юридических лиц конкурирующие товары могут и не называться. Сравнение может производиться со всеми другими представленными на данном рынке однородными товарами.
Содержащаяся в рекламе фраза: "ПЛАСТИК УБИВАЕТ. Переходи на дерево", несет явную негативную оценку по отношению к изделиям из пластика и содержит некорректное сравнение пластика по отношению к изделиям из древесины.
Некорректность в рассматриваемой рекламе заключается в том, что при сравнении в тексте рекламы двух материалов (пластик и дерево), при прочтении содержания текста формируетсся общая негативная оценка изделий из пластика по отношению к изделиям из дерева.
Целями настоящего ФЗ "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Реклама - вид массовой информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, но отличие рекламной информации от иной массовой информации - это ее направленность на стимулирование продаж путем целенаправленного обращения внимания потребителя, не только на конкретные марки товаров, но и на указание товаров в целом.
Утверждение "ПЛАСТИК УБИВАЕТ. Переходи на дерево" оказывает влияние на выбор потребителя, побуждая сделать выбор в пользу изделий из дерева как более безопасных.
Вместе с тем, сравниваемые изделия не являются идентичными, обладают различными качественными характеристиками, поэтому их сравнение в рассматриваемой рекламе является некорректным.
Перед тем, как продукция из ПВХ попадает на рынок, а затем и к потребителю, она проходит жесткий контроль на проверку функциональности, а также на соответствие санитарно-гигиенической и экологической безопасности. При этом изделия подвергаются гидравлическим, механическим, манометрическим и тепловым испытаниям, по результатам которых товар сертифицируется и только после этого попадает на рынок.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускает нахождение в обороте товаров, имеющих сертификат соответствия.
В городе Пензе в настоящее время многие хозяйствующие субъекты производят и реализуют изделия из ПВХ (окна, трубы, строительные материалы и т.д.), которые имеют сертификаты соответствия, являющиеся документальным подтверждением качества производимой предприятием продукции, либо оказываемых услуг.
Утверждение "ПЛАСТИК УБИВАЕТ. Переходи на дерево" свидетельствует о превосходстве изделий из дерева, в рассматриваемом случае реализуемых ООО "Ланикс", в сравнении с изделиями из пластика, поскольку подразумевает, что рекламируемая продукция обладает лучшими характеристиками и безопасна для потребителя. Данное утверждение содержит сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Принимая решение о размещении в рекламе информации, рекламодатель должен осознавать ответственность за подлинность указываемой в рекламе информации и ее соответствие действующему законодательству.
Такое четкое утверждение предполагает 100%-ную доказанность факта причинения изделиями из пластика ущерба здоровью, вплоть до смертельных исходов. Данное утверждение требует обязательного документального подтверждения негативных свойств материала (пластика).
Однако информация о том, что "ПЛАСТИК УБИВАЕТ" в ходе рассмотрения дела не была документально подтверждена, доказательств Комиссии не представлено.
Таким образом, утверждение о том, что пластик убивает, не соответствует действительности. Приведенное в рекламе сравнение является некорректным, основано на не достоверных данных.
Кроме того, в тексте рекламы имеется ссылка: "По данным исследования, опубликованного на http://medconfer.com/node/3129".
Специалисты Пензенского УФАС России произвели осмотр вышеуказанного сайта, на котором опубликована статья под названием "Пластик и его влияние на здоровье современных потребителей".
В указанной статье, посвященной пищевому пластику (посуде) и правильному его использованию в быту, отсутствует информация о том, что пластик убивает.
Таким образом, реклама "Архангельский лес" со слоганом "ПЛАСТИК УБИВАЕТ, переходи на дерево", размещенная в издании "Полезные телефоны Пензы" N 5/2015 на стр. 41 является недобросовестной и недостоверной и вводит в заблуждение потребителей относительно негативной оценке к изделиям из пластика.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Ланикс", что подтверждается договором от 16 октября 2014 года N 5809 ПТ 1467 на оказание услуг по размещению рекламы в издании "Полезные телефоны Пензы" с ООО "Полезные телефоны" (рекламораспространитель).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Ланикс" нарушило требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 "О рекламе" ООО "Ланикс" и ООО "Полезные телефоны" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Архангельский лес" со слоганом "ПЛАСТИК УБИВАЕТ, переходи на дерево", распространяемую ООО "Ланикс" в издании "Полезные телефоны Пензы" N 5/2015 на стр. 41, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ланикс" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ООО ""Полезные телефоны" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 13 апреля 2015 г. N 3-01/06-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016