Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 15 апреля 2015 г. N 03-10.1/113-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"____" - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
"____" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "ЭвитаЛюкс" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" (далее - заказчик, БУОО "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции комплекса зданий бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" под размещение Исилькульского дома-интерната для престарелых и инвалидов (извещение N 0352200005015000003) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заказчика и заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
1. В Омское УФАС России (вх. N 3496э от 10.04.2015) поступила жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Федеральный закон о контрактной системе), а именно:
"24.03.2015 Заказчиком на официальном сайте опубликована закупка по реконструкции комплекса зданий бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" под размещение Исилькульского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Согласно извещению предмет закупки соответствует коду по ОКПД 45.31.21.110.
Согласно требованию ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе извещения о проведении электронной аукциона должна содержать "требования к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе "Правительства Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования", в том числе к наличию опыта, связанного с предметом контракта.
Нужно отметить, что до даты публикации извещения о проведении данной закупки, а именно 24.03.2015 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее- Постановление), согласно которому Правительство РФ устанавливает к участникам закупки при проведении аукционов на выполнение строительных работ включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, дополнительные требования к наличию опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Не установив данные требования, Заказчик нарушил ч.2 статьи 31 Закона о контрактной системе".
2. Из размещенной на официальном сайте информации следует, что 24.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 11 678 070,46 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 14.03.2015 на участие в аукционе поступило 44 заявки, 6 участникам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Процедура электронного аукциона назначена на 17.04.2015.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внеплановой проверки Комиссия установила:
3.1. Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссия отмечает, что 17.02.2015 вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99) (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2015, "Собрание законодательства РФ", 09.02.2015, N 6, ст. 976).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
В пунктом 2 указанного Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 предусмотрено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими данные требования являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Комиссией установлено, что извещение N 0352200005015000003 и документация об электронном аукционе были размещены заказчиком на официальном сайте 24.03.2015, то есть в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Учитывая, что работы, на выполнение которых размещен аукцион, относятся к коду 45 ОКПД и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей, заказчиком при размещении данной закупки в силу частей 2 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе должны были быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении N 0352200005015000003 не установлены ни дополнительные требования к участникам закупки, ни исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе и с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
При изучении документация об электронном аукционе Комиссией установлено, что в пункте 20 "Требования предъявляемые к участникам электронного аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, а так же требование, предъявляемое к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона" документации об электронном аукционе дополнительные требования к участникам закупки, устанавливаемые на основании пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, отсутствуют.
Комиссия отмечает, что подпунктом 3 пункта 4 документации об электронном аукционе установлено: "документы подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона или копии этих документов - не требуются".
На основании изложенного Комиссия считает жалобу Общества обоснованной.
3.2. В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованном ограничению числа участников закупок.
Комиссией установлено, что согласно подпункту 2 пункта 4 раздела 7 "Срок, место и порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, в том числе должна содержать следующие документы и информацию (примечание: нижеуказанная нумерация пунктов соответствует документации об аукционе):
"2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов:
копия лицензии о допуске на работы составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции комплекса зданий бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" под размещение Исилькульского дома-интерната для престарелых и инвалидов, то в силу статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее капитальный ремонт объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В таком случае, заказчиком в документации о закупке устанавливается требование о наличии у участника закупки допуска СРО к работам по организации строительства.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что ни в извещении, ни в документации об аукционе не были установлены требования к участникам закупки о наличии допуска СРО к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника закупки копии лицензии на виды работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений могло быть установлено для случая, когда участник аукциона готов самостоятельно без привлечения субподрядчика выполнять эти работы, но при этом к такому лицу должно быть установлено требование о необходимых допусках на виды работ по реконструкции объекта капитального строительства.
Таким образом, в случае если в один лот с работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться с привлечением иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе только копии соответствующей лицензии, является нарушением части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ЭвитаЛюкс" на действия бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции комплекса зданий бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" под размещение Исилькульского дома-интерната для престарелых и инвалидов (извещение N 0352200005015000003).
2. Признать в действиях действия бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" нарушение требований части 2 статьи 8, частей 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0352200005015000003) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Член Комиссии
|
"____" "____" "____" |
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/113-2015
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
15 апреля 2015 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"____" - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
"____" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "ЭвитаЛюкс" на действия бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции комплекса зданий бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" под размещение Исилькульского дома-интерната для престарелых и инвалидов (извещение N 0352200005015000003) (далее - электронный аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" нарушение требований части 2 статьи 8, частей 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, на основании своего Решения от 15.04.2015 N 03-10.1/113-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, предписывает:
1. Бюджетному учреждению Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" и его аукционной комиссии в срок до 29.04.2015:
- отменить протоколы составленные в ходе проведения электронного аукциона (извещение N 0352200005015000003);
- аннулировать электронный аукцион (извещение N 0352200005015000003).
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить бюджетному учреждению Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
3. Бюджетному учреждению Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 30.04.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии "____"
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
"____" |
Члены Комиссии |
"____" |
|
"____" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 апреля 2015 г. N 03-10.1/113-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016