Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 марта 2015 г. N 43-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"______" |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
"______" |
- |
специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России; |
|
"______". |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения граждан, информации о нарушении законодательства о контрактной системе, провела внеплановую проверку действий Администрации Уйского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области при осуществлении закупок по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе путем заключения следующих договоров (контрактов):
договор на выполнение работ по ремонту водопровода, расположенного по адресу: ул. Дружбы с. Уйское, от 09.09.2014 б/н с ООО "Триада" на сумму 168 548 рублей;
договор N 1 на выполнение работ по ремонту асфальтного покрытия, устройству стоянки по адресу: Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, ул. Пионерская, от 18.09.2014 с ООО "Предприятие" Дорожник" на сумму 576 923 рубля;
договор N 16 на выполнение работ по капитальному ремонту водопровода по адресу: Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, "старое заречье" от 19.09.2014 с ООО "Строительная компания "Лидер" на сумму 942 546 рублей;
муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальной сети теплоснабжения и водоснабжения в с. Уйское Уйского района Челябинской области от 22.12.2014 с ООО "Спецстрой" на сумму 804 171 рубль;
муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Уйское МО "Уйское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области от 09.09.2014 с ООО "ЭнергоЭксперт" на сумму 2 958 580 рублей 81 копейка;
договор N 32 на выполнение работ по капительному ремонту водопровода по ул. Красноармейская, ул. Крылова в с. Уйское Уйского района Челябинской области с ООО "Корвет" на сумму 200 032 рубля;
в присутствии главы Уйского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области, действующего на основании решения председателя избирательной комиссии Уйского сельского поселения N 16 от 29.03.2010, установила:
В Челябинское УФАС России 17.02.2015 из Прокуратуры Челябинской области поступили обращения граждан, содержащие сведения о том, что на территории Уйского муниципального района администрациями муниципального района и сельских поселений заключаются контракты (договора) на выполнение подрядных работ без проведения конкурентных процедур путем осуществления закупки у единственного подрядчика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что денежные средства на осуществление рассматриваемых закупок выделены из областного бюджета, подрядчик, сумма контракта, способ осуществления закупки определялся на основании решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для глав сельских поселений, в случае неисполнения требований Администрации Уйского муниципального района у сельского поселения приостанавливаются все операции с денежными средствами.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика на осуществление закупки у единственного подрядчика (исполнителя), в случае, если закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Кроме того, частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых государственные и муниципальные заказчики вправе заключать контракты и иные гражданско-правовые договоры без проведения торгов с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком).
Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Необходимо отметить, что основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур определения подрядчика, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.
Термин "непреодолимая сила" положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.
Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер, связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.
Исходя из содержания следующих договоров (контрактов):
договор на выполнение работ по ремонту водопровода, расположенного по адресу: ул. Дружбы с. Уйское, от 09.09.2014 б/н с ООО "Триада" на сумму 168 548 рублей;
договор N 1 на выполнение работ по ремонту асфальтного покрытия, устройству стоянки по адресу: Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, ул. Пионерская, от 18.09.2014 с ООО "Предприятие" Дорожник" на сумму 576 923 рубля;
договор N 16 на выполнение работ по капитальному ремонту водопровода по адресу: Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, "старое заречье" от 19.09.2014 с ООО "Строительная компания "Лидер" на сумму 942 546 рублей;
муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальной сети теплоснабжения и водоснабжения в с. Уйское Уйского района Челябинской области от 22.12.2014 с ООО "Спецстрой" на сумму 804 171 рубль;
муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Уйское МО "Уйское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области от 09.09.2014 с ООО "ЭнергоЭксперт" на сумму 2 958 580 рублей 81 копейка;
договор N 32 на выполнение работ по капительному ремонту водопровода по ул. Красноармейская, ул. Крылова в с. Уйское Уйского района Челябинской области с ООО "Корвет" на сумму 200 032 рубля,
а также протоколов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности NN 08-2014 от 08.09.2014, 09-2014 от 16.09.2014, 24-2014 от 22.12.2014, 06-2014 от 19.08.2014 следует, что заключение контрактов связано с необходимостью проведения капитальных ремонтов систем водоснабжения и теплоснабжения, по ремонту асфальтного покрытия, устройству стоянки.
Вместе с тем, в силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчик вправе заключать контракты только в целях ликвидации последствий наступивших обстоятельств непреодолимой силы.
Потребность в проведении капитального и (или) текущего ремонта коммуникационных систем (систем теплоснабжения, водоснабжения и т.д.), ремонта асфальтного покрытия, устройству стоянки не относится к обстоятельствам непреодолимой силы и не может являться основанием для осуществления закупки у единственного подрядчика по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Администрацией Уйского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области в нарушение частей 1,5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе неправомерно заключены контракты (договоры), указанные в установочной и мотивировочной части настоящего решения.
2. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в договоре N 32 от 30.06.2014, муниципальном контракте от 22.12.2014, договоре N 16 от 19.09.2014, договоре N 1 от 18.09.2014, договоре от 09.09.2014 отсутствуют сроки и порядок приемки выполненных работ, сроки и порядок оформления результатов приемки.
3. В нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в контрактах (договорах) отсутствует положение об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в виде штрафов, размеры которых установлены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
4. В нарушение частей 5,7 статьи 34 Закона о контрактной системе в контрактах, договорах, за исключением муниципального контракта N 09.09.2014, установлена ответственность подрядчика и заказчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом не в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе и Правил.
5. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в контрактах, договорах, за исключением муниципального контракта N 09.09.2014, отсутствует положение о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1,5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93, частей 5,7,8, 9,13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с заключением контрактов и их исполнением.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии "______"
Члены Комиссии "______"
"______"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 марта 2015 г. N 43-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016