Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 20 апреля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей:
ООО "Армада" (далее - Общество, Заявитель): <_>
Администрации Фурмановского муниципального района (далее - Заказчик): <_>
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): <_> установила:
08.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Армада" на действия Администрации Фурмановского муниципального района, ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" при проведении электронного аукциона на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов (извещение N 0133300015615000036).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик установил требования к используемым при выполнении работ материалам, которые являются избыточными и не носят объективный характер, в частности, в отношении щебня и воды.
Также Заявитель указывает, что документация о закупке, размещенная на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) в формате "pdf", содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов. В обоснование своей позиции Общество ссылается на письмо ФАС России N АЦ/26237/14 от 30.06.2014.
Представители Специализированной организации, Заказчика в своих возражениях на жалобу, а также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами жалобы. В качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, Заказчик устанавливает показатели из нормативных документов (ГОСТ). Использование характеристик, установленных ГОСТ, означает объективный характер описания объекта закупки. При формировании документации о закупке Заказчик наделен правом определять параметры и характеристики товаров, удовлетворяющие его потребностям, самостоятельно.
Относительно размещения информации в формате "pdf": требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе, установленные к процедуре размещения информации по закупке на официальном сайте, были исполнены.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
25.03.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300015615000036 о проведении электронного аукциона на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
В разделе "Требования к используемым материалам" в п. 3 части II "Техническая часть" документации об электронном аукционе по позиции "Щебень" установлено, в том числе следующее: "Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: не более 50 ммоль/л аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимых в щелочах; 1,5 % по массе сульфатов (гипс, ангидрит) и сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3;не более 4 % по массе пирита; не более 15 % по объему слоистых силикатов, если слюды, гидрослюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами; не более 0,1 % по массе галоидных соединений (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) в пересчете на ион хлора; не более 0,25 % по массе свободных волокон асбеста; не более 1,0 % по массе угля и древесных остатков; не более 10 % по объему каждого из перечисленных породообразующих минералов (магнетита, гетита, гематита и др., апатита, нефелина, фосфорита) или их суммы в количестве не более 15 %" и т.д.
По позиции "Вода" установлено, в том числе следующее: "Допускается к применению вода при интенсивности запаха не более двух баллов. Техническая вода должна быть безвредна для здоровья людей (коли-индекс не более 1000). Отложения солей должны быть не более 0,08 мм в течение 1 мес., а биологические обрастания на 1 м? поверхности - слоем не более 0,05 мм в течение 1 мес.
запах при температуре воды от 20 до 60 °С - не более 2 баллов;
привкус при 20 °С - не более 2 баллов;
цветность по платиново-кобальтовой или имитирующей шкале - не более 20°
мутность по стандартной шкале - не более 1,5 мг/л._
При выборе морской воды: Содержание_ ионов в воде морей и океанов должно соответствовать таблице:
Наименование |
Содержание, мг/л |
||
|
ионов SO42- |
|
|
Заливы Балтийского моря |
|
- |
|
Азовское море |
|
- |
|
Аральское море |
|
3350 |
|
Каспийское море |
|
2380-3330 |
|
Черное море |
|
1350-1650 |
|
Белое море |
|
1500-2600 |
|
Океаны и открытые моря |
|
2540-2880 |
|
Естественная поверхностная или грунтовая вода должна соответствовать показателям, приведенным в таблице:
Показатели |
Единицы измерения |
Норматив |
Органолептические |
|
|
Запах Привкус Цветность Мутность |
баллы баллы градусы ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по коалину) |
не более 2-3
не более 2-3
не более 30
в пределах 2,6-3,5
не более 1,5-2,0 |
Химические |
|
|
Водородный показатель |
единицы РН |
6-9 |
Жесткость общая |
мг-экв./л |
не более 7-10 |
Нитраты (NО3) |
мг/л |
не более 45 |
Общая минерализация |
мг/л |
1000-1500
(сухой остаток) |
Окисляемость перманганатная |
мг/л |
не более 5-7 |
Сульфаты (SO4(2-)) |
мг/л |
не более 500 |
Хлориды (CL(-)) |
мг/л |
350 |
Химические вещества неорганической и |
мг/л |
ПДК |
органической природы |
|
|
Микробиологические |
|
|
Общие колиформные бактерии |
число бактерий в 100 мл |
отсутствие |
Общее микробное число |
число образующих колонии микробов в 1 мл |
100 |
Термотолерантные колиформные бактерии |
число бактерий в 100 мл |
отсутствие |
Колифаги |
число бляшкообразующих единиц в 100 мл |
отсутствие |
Согласно пояснениям представителя Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, информацию о конкретных характеристиках товаров участник может узнать у производителя, а также после проведения лабораторных исследований товаров, либо непосредственно при приобретении товара и получения на него сертификатов или иных документов, которые передаются только лишь вместе с товаром при его продаже и, где могут содержаться показатели (характеристики) товара на конкретную партию данного товара.
Между тем, Закон о контрактной системе не предусматривает ни одного из вышеперечисленных вариантов, следовательно, требование об указании детальных конкретных характеристик, установленных в документации по закупке, является необоснованным. Таким образом, указанные выше требования являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика не смог пояснить потребность в установлении детальных требований в отношении указанных выше товаров. Пояснив лишь, что Заказчик устанавливал показатели из (ГОСТ), что, соответственно, означает, что описание объекта закупки носит объективный характер. Ивановское УФАС России считает данный довод Заказчика несостоятельным, ввиду того, что документация по закупке формируется Заказчиком исходя из своей потребности, соответственно, должны быть установлены такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для заказчиков, обусловлены их потребностями.
Довод Заявителя о незаконном размещении информации по закупке в формате "pdf" Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 646 и Федерального казначейства N 21н от 14.12.2010 утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным и, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
П. 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и других ограничений.
П. 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
П. 9 и 10 Положения в целях защиты размещаемой на официальном сайте информации установлено требование о необходимости защиты информации от несанкционированного изменения, копирования и уничтожения.
Из анализа указанных норм следует, что Положение не содержит требование об обязательном наличии на официальном сайте возможности копирования фрагментов текста.
Иных требований к информации о размещении закупок, форме и порядку ее размещения на официальном сайте Российской Федерации ни названным Положением, ни Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Документация об электронном аукционе размещена на официальном сайте в виде файла формата "pdf" - открытого, распространенного формата, не защищенного и не зашифрованного, позволяющего осуществить ознакомление с его содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Факт защиты указанной аукционной документации от копирования не затрудняет просмотр и ознакомление с размещенной информацией.
Ссылка Заявителя на письмо ФАС России N АЦ/26237/14 от 30.06.2014 в рассматриваемом случае является несостоятельной ввиду того, что указанные в письме требования относятся к нормативно-правовым и иным актам, проектам актов, судебным актам, докладам, отчетам и т.п., размещаемым на официальном сайте Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Армада" на действия Администрации Фурмановского муниципального района, ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" при проведении электронного аукциона на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов (извещение N 0133300015615000036) обоснованной, в части доводов Заявителя относительно излишних требований, установленных в ч. II "Техническое задание" документации по закупке, к щебню и воде.
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
П Р Е Д П И С А Н И Е
Дата принятия: 15 апреля 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 20 апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО "Армада" на действия Администрации Фурмановского муниципального района, ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" при проведении электронного аукциона на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов (извещение N 0133300015615000036), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 15 апреля 2015 года, предписывает:
1. Заказчику - Администрации Фурмановского муниципального района устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 27.04.2015 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в соответствии с решением Ивановского УФАС России и Законом о контрактной системе.
2. Специализированной организации - ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" в срок до 27.04.2015 разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь.
4. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 30.04.2015 с приложением подтверждающих документов.
Подписи членов Комиссии
Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 20 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016