Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 5 сентября 2012 г. N 25
Резолютивная часть решения оглашена "28" августа 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "05" сентября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия),
рассмотрев дело N 25 от 02.08.2012 г. по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" (649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.N 1342 от 08.06.2012 г.) ООО "Гостиница "Ареда 3" (649240, Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, урочище "Ареда") в отношении Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" по вопросу невозможности выполнения предписания о поверке трансформаторов тока.
Согласно заявлению, 28.05.2012 г. в ООО "Гостиница "Ареда 3" прибыли представители Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" с целью осмотра КТП 10/04 кВ N 15-6-17. При этом сотрудники сетевой организации не предъявили предписания или иной документации о причинах проведения проверки. В ходе осмотра было выявлено, что пломба N 220161792 на двери РУ-0,4 кВ КТП 10/04 кВ N 15-6-17 была сорвана, истекли сроки межповерочного интервала трансформаторов тока, имеются доступы к токоведущим частям до приборов учета. По итогам осмотра КТП 10/04 кВ N 15-6-17 был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии и выдан акт осмотра учета электроэнергии, в котором имеется предписание поверить трансформаторы тока.
29.05.2012 г. дверь РУ-0,4 кВ КТП 10/0,4 кВ N 15-6-17 была вновь опломбирована представителями Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" в отсутствие представителей ООО "Гостиница "Ареда 3", при этом не был оформлен акт о проведении ревизии (приемки) средств учета электроэнергии.
Таким образом, ООО "Гостиница "Ареда 3" не может выполнить предписание Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" о поверке трансформаторов тока.
13.07.2012 г. ООО "Гостиница "Ареда 3" уточнило свое заявление указав, что опломбировка дверей РУ-0,4 кВ КТП 10/0,4 кВ N 15-6-17 Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" производилась в отсутствие представителей общества без их должного уведомления, акт о проведении ревизии (приемки) средств учета электроэнергии не был выдан ООО "Гостиница "Ареда 3", чем ущемляются его права и интересы.
На запрос УФАС по РА от 14.06.2012 г. N 1270/10, Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" предоставил письменные пояснения от 27.06.2012 г. в котором указал, что 12.12.2011 г. Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" была проведена инструментальная проверка технического состояния приборов учета электроэнергии на объекте ООО "Гостиница "Ареда 3" и нарушений не выявлено.
28.05.2012 г. при проведении проверки технического состояния приборов учета электроэнергии сетевой организацией были выявлены нарушения, а именно: просрочен межповерочный интервал трансформаторов тока, сорвана пломба с дверцы РУ - 0,4 кВ КТП-10/0,4 кВ, закрывающей доступ к токоведущим частям до прибора учета электроэнергии. В связи с чем, сотрудниками Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 28.05.2012 г. N 000010 и расчет безучетного потребления электроэнергии, в присутствии представителя ООО "Гостиница "Ареда 3".
Пояснения о том, что пломба сорвана не представителями ООО "Гостиница "Ареда 3", а ООО "Энергия Плюс" не снимет ответственности с потребителя электроэнергии, т.к. ответственность за сохранность установленных пломб, исключающим допуск к токоведущим частям несет потребитель.
Представители сетевой организации произвели повторную опломбировку дверцы РУ-0,4 кВ КТП-10/0,4 N 15-6-17, что бы у ООО "Гостиница "Ареда 3" была возможность провести экспертизу для проверки средств учета.
В связи с выявленными нарушениями безучетного потребления электроэнергии сетевой организацией выдано предписание о замене трансформаторов тока. Выписанное предписание дает основание для снятия установленных пломб сетевой организации, для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений. Выполнив предписание, ООО "Гостиница "Ареда 3" обязано подать письменную заявку в Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" для повторной опломбировки прибора учета.
Действия ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в составления акта о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии от 29.05.2012 г. без представителей ООО "Гостиница "Ареда 3", что противоречит пункту 1.3 Приложения N 7 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г. N 001 и ущемляет интересы ООО "Гостиница "Ареда 3".
По данному факту УФАС по РА на основании приказа от 02.08.2012 г. N 218 в отношении ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства N 25.
Определением N 25 от 02.08.2012 г. УФАС по РА было запрошено у Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" письменное пояснение по факту возбужденного дела.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" пояснил, что Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" отозвал акт о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии от 29.05.2012 г. и признал его несоставленным в связи с отсутствием подписей представителя ООО "Гостиница "Ареда 3", о чем направлено уведомление в адрес ООО "Гостиница "Ареда 3".
Кроме того, опломбировка дверцы РУ-0,4 кВ была произведена сотрудниками сетевой организации для дальнейшего учета потребленной ООО "Гостиница "Ареда 3" электроэнергии по приборам учета, установленным в КТП 10/0,4 кВ N15-6-17, а не по нормативам потребления. Акт о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии от 29.05.2012 г. зафиксировал не итог проверки приборов учета электроэнергии, а опломбировку дверцы РУ-0,4 кВ и энергетических устройств, что не могло повлечь негативных правовых последствий для заявителя. ООО "Гостиница "Ареда 3" устно уведомив сетевую организацию вправе без представителей Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" снять установленную пломбу на дверце РУ-0,4 кВ КТП 10/0,4 кВ N 15-6-17 для устранения выявленных 28.05.2012 г. замечаний, о чем ООО "Гостиница "Ареда 3" была уведомлена в надлежащем порядке.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" представил письмо от 27.06.2012 г. N 1.11/5/388-исх., направленное в ООО "Гостиница "Ареда 3", в котором подтверждает право ООО "Гостиница "Ареда 3" снять установленные сетевой организацией пломбы для выполнения мероприятий по устранению выявленных 28.05.2012 г. в ходе осмотра КТП 10/0,4 кВ N15-6-17 замечаний.
Представитель заявителя ООО "Гостиница "Ареда 3" на заседании Комиссии УФАС по РА подтвердил доводы, указанные в заявлении и не смог пояснить какие именно действия Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" ущемили права и интересы Заявителя. Управляющая ООО "Гостиница "Ареда 3" представитель указал, что 28.05.2012 г. в ходе осмотра КТП -10/0,4 N15-6-17 Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" было вынесено предписание заменить либо поверить трансформаторы тока в срок до 28.06.2012 г., в течение данного срока предыдущей управляющей ООО "Гостиница "Ареда 3" были заменены трансформаторы тока. Предписание было выполнено в срок, о чем свидетельствует акт о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии от 28.06.2012 г.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Южно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указал, что без нарушения целостности пломбы на дверях РУ 0,4 кВ КТП 10/0,4 кВ N 15-6-17 снятие трансформаторов тока для проведения госповерки невозможно. Поверку трансформаторов тока и опломбировку проводят в Центре стандартизации, метрологии и сертификации, предварительно сняв трансформаторы тока.
Комиссия УФАС по РА по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела и заслушав пояснения сторон по делу, пришла к выводу:
При принятии решения Комиссия руководствовалась: Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии".
1. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 г. N8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009 г. N9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. С 12.06.2012 г. вступили в силу "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее-Постановление N442).
Кроме того, внесены изменения в акты Правительства РФ, и признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее-Основные положения N 530).
Согласно подпункта а) пункта 2 Постановления N 442, положения применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Заявление ООО "Гостиница "Ареда 3" поступило в УФАС по РА 08.06.2012 г. до вступления в силу Постановления N 442. Следовательно, в период отношений, изложенных в заявлении ООО "Гостиница "Ареда 3", действовали Основные положения N530.
3. Между Филиалом "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" и ООО "Гостиница "Ареда 3" заключен договор энергоснабжения от 04.02.2011 г. N4248. Согласно пункту 2.1.2 договора, в интересах Потребителя продавец обязан урегулировать отношения по передаче электрической энергии (мощности), а также отношения по оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией (мощностью) услуг.
На основании пункта 139 Основных положений N 530 между ОАО "Алтайэнергосбыт" и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г. N 001.
По предмету договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г. N 001, Исполнитель (ОАО "МРСК Сибири") обязуется оказывать Заказчику (ОАО "Алтайэнергосбыт") услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей Исполнителя, ТСО, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства до конечных потребителей, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке установленном договором.
Приложение N 7 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г. N 001 определяет Регламент снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии.
Согласно пункту 9 Приложения N 7 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г., если в процессе снятия показаний приборов учета, установленных у Потребителя, были выявлены нарушения в работе приборов учета, Исполнитель и (или) соответствующая ТСО оформляет Акт о безучетном потреблении электроэнергии.
На основании пунктов 152, 153 Основных положений N 530, Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" зафиксировано в акте о неучтенном потреблении электроэнергии от 28.05.2012 г. N 000010 следующие нарушения: срыв пломбы с дверцы РУ-0,4 кВ КТП 10/0,4 кВ; истечение межповерочного интервала у трансформаторов тока; имеются доступы к токоведущим частям до приборов учета электроэнергии.
Актом осмотра от 28.05.2012 г. ООО "Гостиница "Ареда 3" предписано устранить выявленные нарушения безучетного потребления электроэнергии в срок до 28.06.2012 г.
Приложение N 1 к Приложению N 7 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г., определяет порядок проверки приборов учета электрической энергии (в том числе интервальных) у потребителей.
В соответствии с пунктом 1.3 приложения N 1 к Приложению N 7 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г., техническая проверка средств учета электрической энергии производится ответственными специалистами Исполнителя и (или) соответствующей ТСО в присутствии уполномоченных представителей Потребителя, также допускается присутствие уполномоченных представителей заказчика. По окончании проверки средства учета подлежат опломбированию.
29.05.2012 г. Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" произвел опломбирование: дверцы РУ 0,4 кВ КТП 10/0,4 кВ N 15-6-17, крышки клемм счетчика N 2637341, шкафа силового трансформатора и трансформаторов тока N 220161537, N 220161520, зафиксировав в акте о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии в отсутствие представителей ООО "Гостиница "Ареда 3".
Комиссия установила, что Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" 29.05.2012 г. произвел не проверку технического состояния приборов учета электроэнергии, а опломбирование объектов энергетических установок ООО "Гостиница "Ареда 3". Соответственно условия пункта 1.3 приложения N 1 к Приложению N 7 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г. N001 не распространяется на факты указанные в заявлении.
Квалификация статьи 10 Закона о защите конкуренции предусматривает наличие злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Представитель ООО "Гостиница "Ареда 3" не смог обосновать, в чем именно ущемлены права и интересы ООО "Гостиница "Ареда 3" при составлении акта о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии от 29.05.2012 г. в отсутствие представителей ООО "Гостиница "Ареда 3".
Комиссия считает, что составление Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" акта о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии от 29.05.2012 г. без представителей ООО "Гостиница "Ареда 3" не повлекло наложение на ООО "Гостиница "Ареда 3" определенных обязанностей по эксплуатации энергоустановок и любых форм ответственности.
Комиссия пришла к выводу, что действия Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" выразившиеся в составления акта о проведении ревизии (приемки) средств учета электрической энергии от 29.05.2012 г. без представителей ООО "Гостиница "Ареда 3", не нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 26 о нарушении антимонопольного законодательства от 02.08.2012 г. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 5 сентября 2012 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016