Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8866/05-2012 (опубликовано 12 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8866/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пива "Балтика N 3", размещенной на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 84, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "ГорСпортИнформ" (далее - ООО "ГорСпортИнформ"), расположенного по адресу: 143500, Московская область, Истринский район, г. Истра, ул. Первомайская, д. 3, - <Г_> (доверенность от 01.03.2012, паспорт),
заинтересованного лица:
- муниципального бюджетного образовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4" (далее - МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4"), расположенного по адресу: 432008, г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 29, - представитель учреждения на рассмотрение дела не явился, установила:
Ульяновским УФАС России по обращению физического лица по факту распространения рекламы пива "Балтика N 3", размещенной на рекламной конструкции N 263, установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 84, определением от 30.07.2012 возбуждено дело N 8866/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО "ГорСпортИнформ", в качестве заинтересованного лица - МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4". Рассмотрение дела назначено на 28.08.2012.
Из устных пояснений представителя ООО "ГорСпортИнформ", данных на заседании Комиссии 28.08.2012, а также документов, представленных обществом (вх. N 7492 от 27.08.2012), следует, что размещение рекламы пива "Балтика N 3" на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 84, осуществлено на основании агентского договора N 17В от 30.12.2010, заключенного между ООО "ГорСпортИнформ" и обществом с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "НИКЭ" (далее - ООО "Рекламное агентство "НИКЭ"). Нарушение рекламного законодательства Российской Федерации ООО "ГорСпортИнформ" признаёт, поясняет, что нарушение со стороны общества произошло из-за невнимательности.
Представитель МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4" на рассмотрение дела 28.08.2012 не явился. Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 30.07.2012 направлено в адрес учреждения заказным письмом N 43206853750115, однако в материалах дела отсутствует документальное подтверждение получения МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4" указанного письма (в ходе подготовки настоящего решения в полном объеме заказное письмо N 43206853750115 возвращено в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи от 05.09.2012: "Истек срок хранения").
Согласно п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. В соответствии с п. 24 Правил стороной по делу являются заявитель(и) и (или) лицо (лица), в действиях которого (которых) содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заинтересованное лицо стороной по делу не является.
Таким образом, отсутствие в материалах дела документального подтверждения уведомления о месте и времени рассмотрения дела N 8866/05-2012 МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4", заинтересованного лица, не является препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела N 8866/05-2012, заслушав пояснения представителя ООО "ГорСпортИнформ", Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу пива "Балтика N 3", размещенную на рекламной конструкции N 263, установленной по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 84, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. N 109/ог от 21.06.2012), которое не дало письменного согласия на использование своих персональных данных. В частности, в обращении указано, что на расстоянии менее 100 метров от здания, в котором располагается МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4", установлена рекламная конструкция, на которой размещена реклама пива "Балтика" N 3, что является нарушением п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О рекламе". К обращению приложены фотоснимки указанных рекламной конструкции и здания школы.
Сотрудниками Ульяновского УФАС России 29.06.2012 произведена фотосъемка рекламы пива "Балтика" N 3, размещенной на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 84.
Указанная реклама имеет следующее содержание. На голубом фоне размещено изображение бутылки с этикеткой пива "Балтика 3" и шеренги бокалов с логотипом "Балтика 3" слева и справа от бутылки. С правой стороны от изображения приведена следующая текстовая информация: "Классического вкуса много не бывает 2,5 л новинка". В верхнем левом углу рекламы размещен товарный знак "Балтика" с надписью "Там, где Россия!". Реклама сопровождается предупредительной надписью, выполненной вертикально по правому краю рекламы.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в данной рекламе являются пиво "Балтика N 3" торговой марки "Балтика".
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Федерального закона, действовавшей в период распространения рекламы) реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" признана утратившей силу ст. 22 Федерального закона "О рекламе" (с 23.07.2012).
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции, действующей с 01.07.2012) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Таким образом, с 23.07.2012 к рекламе пива применяются требования ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Однако в нарушение указанной нормы реклама пива "Балтика N 3" размещена в непосредственной близости (на расстоянии ближе 70 метров) от здания, в котором располагается МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 4".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона несёт рекламораспространитель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламная конструкция N 263, установленная по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 84, принадлежит ООО "ГорСпортИнформ" в соответствии с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 131/2008 от 28.05.2008, заключенным между Комитетом по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска и ООО "ГорСпортИнформ", и разрешением на установку рекламной конструкции N 253, выданным ООО "ГорСпортИнформ" на период с 22.05.2008 по 22.05.2013.
В соответствии с агентским договором N 17В от 30.12.2010, заключенным между ООО "ГорСпортИнформ" (принципал) и ООО "Рекламное агентство "НИКЭ" (агент), последнее обязуется совершить действия, направленные на поиск клиентов для распространения рекламной информации принципалом, на щитовых установках принципала в соответствии с адресной программой. Принципал осуществляет распространение рекламной информации клиентов на рекламных конструкциях, принадлежащих принципалу на праве собственности либо арендуемых им.
Таким образом, в данном случае рекламораспространителем рекламы с нарушением п. 6 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" является ООО "ГорСпортИнформ".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Однако, из материалов дела N 8866/05-2012, в частности, из приложения N 124 от 18.05.2012 к агентскому договору N 17В от 30.12.2010, следует, что распространение рекламы пива "Балтика N 3" на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 84, осуществлялось в период с 01.04.2012 по 30.06.2012. Таким образом, распространение указанной рекламы в настоящее время прекращено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пива "Балтика N 3", размещенную на рекламной конструкции N 263, установленной по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 84, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 11.09.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8866/05-2012 (опубликовано 12 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016