Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
N 03-03/15-14 (опубликовано 8 июля 2014 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 03-03/15-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Завьялов М.Ф., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А.,
в присутствии представителя ОАО "Ярославская городская электросеть" - Белозеровой Ю.В. (по доверенности N526 от 20.03.2014 г.)
рассмотрев дело N 03-03/15-14 в Открытого акционерного общества "Ярославская городская электросеть" (далее также - ОАО "Яргорэлектросеть"), расположенного по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, д.37, по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
дело возбуждено по заявлению ООО "Управдом-2008" (вх. N10791 от 20.11.2013) о неправомерности требований ОАО "Ярославская городская электросеть" об обязательном определении в акте границ ответственности жителей, как собственника участка внешних сетей перед домом <>, а управляющую организацию ответственной за эксплуатационную ответственность участка внешних сетей, не принадлежащих, по мнению Заявителя, жителям и управляющей компании.
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
31.10.2002 г. муниципальным предприятием "Ярославская городская электросеть" выданы технические условия N503 Управлению развития городской инфраструктуры и учета жилья г. Ярославля на электроснабжение экспериментального жилого комплекса с встроенными офисами, торговыми помещениями и подземной автостоянкой в МКР-3 в Дзержинском районе (заказчик - ООО "Атлюкс"), в дальнейшем срок действия ТУ неоднократно продлялся.
В соответствии с пунктами 3, 4 технических условий заказчик - ООО "Атлюкс" обязан запроектировать и проложить кабельные линии 0,4 кв от ТП -335 до проектируемого здания, на вводе в здание установить ВРУ, обеспечить учет электрической энергии.
26.12.2011 г. ОАО "Яргорэлектросеть" и ООО "Атлюкс" составили акт об осуществлении технологического присоединения, в соответствии с которым граница балансовой принадлежности между указанными лицами установлена в точке присоединения - РУ-0,4кВ ТП-335. Также между ОАО "Яргорэлектросеть" и ООО "Атлюкс" составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N1438С от 21.12.2011 г., в соответствии с которым кабельная линия 0,4 кв от ТП-335 до ВРУ дома, ВРУ дома, устройства учета электроэнергии и внутренние сети в соответствии с бухгалтерским учетом основных средств находятся на балансе ООО "Атлюкс". Границей ответственности определено РУ-0,4 кв в ТП-335 на нижних болтовых соединениях рубильников, что также отмечено на схеме.
В соответствии с приложением N2 к соглашению о технологическом взаимодействии N30296 от 19.08.2011 г. в ВРУ жилого дома установлены приборы учета электрической энергии N06258730, N06258630, N07023839. Дополнительным соглашением N1 от 27.12.2011 г. дополнены следующие приборы учета: N07985943 в ВРУ жилого дома (общий учет), N07985936 в ВРУ жилого дома (общий учет), N07985962 в ВРУ жилого дома (лифт), N07992842 в ВРУ жилого дома (офис).
Управляющая компания ООО "Управдом-2008" управляет многоквартирным домом <> с 01.05.2012 г. на основании договора управления N48, подписанного по результатам открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом от 26.04.2012 г, проводимого Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля. В соответствии с пунктом 2.3 Договора управления состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого осуществляется управление,. Указаны в приложении N2 к договору. Согласно приложения N2 в состав общества имущества входят внутридомовые инженерные коммуникации и оборудование для предоставления коммунальных услуг, в том числе электроосвещение (220В).
Для заключения договора снабжения электрической энергией с ОАО "ЯСК" управляющая компания обратилась письмом N1/3-268 от 03.12.2012 г. в адрес ОАО "Яргорэлектросеть" (вх.N248 от 18.01.2013 г.) с просьбой составить акт на границы эксплуатационной ответственности сторон. В указанном письме ООО "Управдом-2008" также сообщило, что застройщик уклоняется от подписания акта приема-передачи средств учета.
10.01.2013 г. ОАО "Яргорэлектросеть" составило акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N15С, в соответствии с пунктом 3 которого указано, что у сторон, в соответствии с бухгалтерским учетом основных средств, находятся на учете следующие технологически соединенные элементы электрической сети на границе балансовой принадлежности: сетевая организация - оборудование ТП-335, болтовые соединения на границе раздела в ТП-335 на руб. 5А и 7А; ООО "Управдом-2008" - КЛ - 0,4 кВ фид. 5А 7А от ТП-335 до ВРУ Заявителя, ВРУ, устройство учета электроэнергии, внутренние сети (схематично границы указаны в пункте 5 акта).
Со стороны ОАО "Яргорэлектросеть" в адрес ОАО "Управдом-2008" направлялись также аналогичные акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 20548/977С от 26.09.2013 г.; N 0/1177С в редакции ОАО "Яргорэлектросеть" с учетом внешних сетей электроснабжения (КЛ-0,4 кв от ТП-335 до ВРУ дома). Указанные акты остались со стороны ООО "Управдом-2008" не подписанными в связи с несогласием последнего относительно принадлежности внешних сетей электроснабжения (ответ Заявителя N1/3 262 от 08.10.2013 г.)
21.10.2013 ОАО "Яргорэлектросеть" на обращение ООО "Управдом-2008" направило письмо за N 4412 о невозможности в одностороннем порядке внести изменения в Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и изменить балансовую принадлежность электросетевых объектов. Из содержания указанного письма следует, что ответственность за кабельную линию от трансформаторной подстанции несут собственники многоквартирного дома.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.
ОАО "Ярославская городская электросеть" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии 04.09.1998 года N 35/5, регистрационный номер 76.1.39.
В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО "Яргорэлектросеть", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N491 (ред. от 14.05.2013) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Исходя из вышеизложенного, внешние электрические сети не могут относиться к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
Кроме того, из содержания договоров долевого строительства, заключенных участниками долевого строительства по указанному адресу с застройщиком ООО "Атлюкс", актов приема-передачи недвижимого имущества по указанному договору, не следует, что строительство внешних сетей осуществлялось за счет лиц, участвующих в долевом строительстве и являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, установление со стороны ОАО "Яргорэлектросеть" в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении объекта (многоквартирного дома) по адресу: <>, границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности управляющей компании ООО "Управдом-2008" в РУ-0,4 кВ в ТП-335 на нижних болтовых соединениях рубильников 5А и 7А, при том, что кабельная линия от ТП-335 до ВРУ жилого дома не является собственностью управляющей компании и жильцов дома, не находится на их балансе, а также не является общедомовым имуществом, является незаконным и необоснованным, ущемляет или может ущемить интересы управляющей компании и жильцов дома (отсутствие акта привело к затягиванию заключения договора снабжения электрической энергией, подписание акта в предлагаемом ОАО "Яргорэлектросеть" виде может повлечь в дальнейшем оплату потерь электроэнергии в сетях, не принадлежащих жильцам дома и управляющей компании, а также необоснованно накладывает на управляющую компанию обязанность по эксплуатации внешних электрических сетей, не являющихся общедомовым имуществом жильцов дома, и обязывает принять указанные сети на баланс), что является злоупотреблением доминирующим положением со стороны сетевой организации - ОАО "Ярославская городская электросеть", содержит состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Ярославская городская электросеть" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Ярославская городская электросеть" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Ярославская городская электросеть" по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.
Члены Комиссии Матяшевская М.И.
Шошина В.А.
ОАО "Ярославская городская электросеть"
150000, г. Ярославль,
ул. Чайковского, д.37
Предписание
по делу N 03-03/15-14
02 июля 2014 года г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Матяшевская М.И., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Шошина В.А., руководствуясь пунктом "ж" части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" N135-ФЗ на основании решения от 24.06.2014 г. по делу N 03-03/15-14 о нарушении ОАО "Ярославская городская электросеть" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, предписывает:
ОАО "Ярославская городская электросеть" прекратить иные нарушения антимонопольного законодательства, а именно: составить надлежащим образом акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в отношении объекта по адресу: г. Ярославль, ул. Е.Колесовой, д.48 с установлением границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности с учетом действующего законодательства и решения Ярославского УФАС России по делу N03-03/15-14.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России не позднее 20.08.2014 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.
Члены Комиссии Матяшевская М.И.
Шошина В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области N 03-03/15-14 (опубликовано 8 июля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016