Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 8 июля 2014 г. N Т10-280/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Яковлев П.В. |
- |
Заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии; |
Козлова О.А. |
- |
начальник отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, член Комиссии; |
Рыклина А.О. |
- |
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, член Комиссии, |
с участием представителей:
от ООО "ИНТЕР РАО Центр управления закупками" (далее - Организатор торгов):
- Чернова И.С. - по доверенности N ДО/2014/15 от 09.01.2014,
- Дурново Н.А. -по доверенности N ДО/2014/32 от 04.07.2014,
от ОАО "Петербургская сбытовая компания" (далее - Заказчик):
- Васильева М.И. - по доверенности N 446053 от 30.12.2013,
от ОАО "МТС" (филиал "Макрорегион "Северо-Запад") (далее - Заявитель, Общество):
- Савельева Н.В. - по доверенности N 78 АА 5883014 от 24.12.2013.
В соответствии с ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ОАО "МТС" (филиал "Макрорегион "Северо-Запад") (далее ОАО "МТС" (вх. N 14406 от 27.06.2014 г.) на действия ОАО "Петербургская сбытовая компания" и ООО "ИНТЕР РАО Центр управления закупками" при проведении открытого конкурса N 4925 на право заключения договора на закупку услуги "Связь и передача данных по основным каналам связи" для ОАО "Петербургская сбытовая компания" извещение N 31401114764 (далее - конкурс), заслушав пояснения представителей Заказчика, Организатор торгов и Заявителя, установила:
20 марта 2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте ОАО "Петербургская сбытовая компания" опубликовано Извещение о проведении открытого конкурса N 4925 на право заключения договора на закупку услуги "Связь и передача данных по основным каналам связи" для ОАО "Петербургская сбытовая компания" извещение N 31401114764, включая Закупочную документацию (далее - Документация).
Положение о закупках ОАО "Петербургская сбытовая компания", утвержденное решением совета директоров ОАО "Петербургская сбытовая компания" (далее - Положение о закупках), в установленные законом сроки размещено на сайте - www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение опубликовано под регистрационным номером 1120002965.
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика и Организатора торгов (закупочной комиссии):
- отсутствие в Руководстве по экспертной оценке (содержится в Документации) четко регламентированного порядка оценки и сопоставления заявок;
- отказ в ознакомлении со Сводным отчетом экспертной группы, что, по мнению Заявителя, нарушает определенные статьи Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ).
Заказчик и Организатор закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу (вх. N 15181 от 07.07.2014).
Заказчик указал, что Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанной в Томе III конкурсной документации и в п. 2.4 раздела "Информационная карта", а именно в соответствии с Руководством по экспертной оценке.
Так же Заказчик пояснил, что на запрос о предоставлении для рассмотрения материалов Сводного отчета экспертной группы, Заявителю был дан ответ, раскрывающий параметры оценки и критерии экспертной оценки заявки Заявителя по всем видам экспертиз и указанием выставленных сводных оценок.
В свою очередь Заказчик сообщил, что на момент получения уведомления о поступлении жалобы по результатам проведенной Закупки был заключен договор.
Документы и сведения, представленные Заказчиком и Заявителем, указывают на следующие обстоятельства.
ОАО "Петербургская сбытовая компания" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонополь-ный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Осуществление Заказчиком закупки способом проведения открытого конкурса установлено п. 48 Положения о закупке, порядок подготовки и проведения закупки путем проведения открытого конкурса определен в п.п. 48.1.1 Положения о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе по критериям, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно п. 12 и п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно п. 48.2.2 Положения о закупках в Конкурсной документации указываются, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
В п. 48.9.1 Положения о закупках установлено, что победителем открытого конкурса признается допущенный Участник, представивший заявку на участие в конкурсе, которая решением Конкурсной комиссии признана наилучшим предложением по результатам оценочной стадии и заняла первое место в итоговой ранжировке заявок на участие в конкурсе по степени предпочтительности.
В соответствии с п. 3.13.5.1 Документации установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе с учетом предложений по переторжке осуществляется Конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанными в Томе III Документации, а именно "Руководство по экспертной оценке".
В соответствии с приложением N 4 Руководства по экспертной оценке определено 4 критерия, по которым осуществляется сравнение конкурсных заявок участников:
- надежность участника (ресурсные возможности, экономические риски с учетом платежеспособности и финансовой устойчивости, юридические риски) - 1-ый критерий;
- квалификация участника (опыт выполнения аналогичных работ) - 2-ой критерий;
- технические и качественные характеристики, сроки выполнения работ, оказания услуг) - 3-ий критерий;
- стоимость и структура стоимости выполняемых работ, условия и график выполнения работ, оказания услуг и их оплаты - 4-ый критерий.
В соответствии с Конкурсной документацией для подтверждения заявки участника указанным критериям участники закупки представляют следующие соответствующие документы и сведения.
На основании п. 5.3 - 5.5 Руководства по экспертной оценке назначаются весовые коэффициенты. Значение весовых коэффициентов опубликовано в составе конкурсной документации в Сводном отчете экспертной группы (Приложение N 6 Тома II Конкурсной документации).
Согласно Руководства по экспертной оценке экспертиза осуществляется в две стадии: отборочная и оценочная.
В соответствии с п. 6.2.5 Руководства по экспертной оценке (Том III конкурсной документации) эксперты дают письменные разъяснения по какому принципу оценивались заявки участников, сравнивая предложения участников и оценивая превышение или частичное несоответствие определенных параметров Заявок указанному в конкурсной документации требованию.
В разделе 7 Руководства по экспертной оценке установлено, что в процессе экспертной оценки и сопоставления заявок используется экспертно-балльный метод со взвешенным суммированием, при котором эксперты, используя свои знания и опыт, преобразуют критерии участников в численные выражения, применяя предложенную шкалу экспертной оценки (Приложение N 5 к Тому III Конкурсной документации).
Согласно п. 7.5 Руководства по экспертной оценке после проведения переторжки формируется сводный отчет Экспертной группы, в которой меняются баллы.
В соответствии с п. 3.13.5.2, п. 3.13.6.2.1 Тома I Конкурсной документации на основании результатов оценки заявок участников каждой заявке, относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условиях исполнения договора присваивается порядковый номер. Победителем конкурса признается участник Конкурса, который предложил лучшее сочетание условий исполнения договора (Участник получивший наибольшее количество баллов) и заявке, которой присвоен первый номер.
В соответствии с Конкурсной документации для оценки конкурсных заявок по указанным в документации критериям (приложение N4 Руководства) применяется следующая "Шкала экспертной оценки":
- "минимально приемлемо" квалифицируется, как "очень высокий риск" - 1 балл;
- "удовлетворительно" квалифицируется, как "повышенный риск" - 2 балла;
- "хорошо", квалифицируется, как "вполне приемлемые риски" - 3 балла;
- "очень хорошо" квалифицируется, как "приемлемый риск" - 4 балла;
- "отлично" квалифицируется, как "минимальный риск" - 5 баллов.
При этом из содержания Конкурсной документации невозможно установить, каким образом представленные участниками закупки сведения по установленных критериям (за исключением стоимости работ) могут быть оценены по "Шкале экспертной оценки" в баллах, т.е. что конкретно будет соответствовать повышенному, вполне приемлемому, приемлемому и минимальному риску.
Например, согласно Протоколу Заявитель представив самое выгодное предложение по стоимости выполнения работ, не смог набрать необходимое количество баллов, чтобы стать победителем, в связи с тем, что получил наименьшее количество баллов по критерию "квалификация участника (опыт выполнения аналогичных работ)".
Заказчик пояснил, что у Заказчика были претензии по исполнению Заявителем ранее заключенных договоров. Признанный победителем участник, а именно ОАО "Северен Телеком" не имел ранее договоров с Заказчиком, но по опыту "выполнения аналогичных работ" получил более высокую оценку, чем Заявитель. При этом у победителя не запрашивались документы, подтверждающие отсутствие претензий по представленным в подтверждение опыта договорам.
При этом в Конкурсной документации также не определено по какому принципу эксперты оценивают заявки (см. п. 6.2.5 Руководства по экспертной оценке (Том III конкурсной документации)).
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в установлении неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "МТС" (филиал "Макрорегион "Северо-Запад") (далее ОАО "МТС" (вх. N 14406 от 27.06.2014 г.) на действия ОАО "Петербургская сбытовая компания" (далее - Заказчик) и ООО "ИНТЕР РАО Центр управления закупками" (далее - Организатора закупки) при проведении открытого конкурса N 4925 на право заключения договора на закупку услуги "Связь и передача данных по основным каналам связи" для ОАО "Петербургская сбытовая компания" извещение N 31401114764 обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика и Организатора закупки при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса нарушение п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в установлении неизмеримых требований к участникам закупки.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что по результатам проведения закупки заключен Договор между ОАО "Петербургская сбытовая компания" и ЗАО "Северен-Телеком".
Председатель Комиссии П.В.Яковлев
Члены Комиссии О.А. Козлова
А.О. Рыклина
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2014 г. N Т10-280/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016