Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 231-15-12 (опубликовано 13 сентября 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 сентября 2012 года.
Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, в составе: Председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Константинов П.С., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело N 231-15-12, возбуждённое в отношении администрации с. Ванавра Эвенкийского муниципального района и Ванаварского сельякого совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
При участии представителей:
От Администрация с. Ванавара Эвенкийского муниципального района
(_) (по доверенности от (_) );
От Ванаварского сельского совета депутатов:
(_) (по доверенности от (_));
От Муниципального Казенного унитарного предприятия села Ванавара "Ванаваракомсервис":
(_) (по доверенности от (_)); установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО "Турастройсервис" (далее - Заявитель) с жалобой на действия администрации с. Ванавара Эвенкийского муниципального района, (далее - администрация с.Ванавара) выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, выделении из бюджета сельского поселения село Ванавара денежных средств на ремонт общежития расположенного по адресу Красноярский край, с. Ванавара, ул. Катангская, 1 без проведения торгов, путем заключения с МКУП "Ванаваракомсервис" договора субсидирования и предоставлению в соответствии с указанным договором субсидий данному предприятию.
По результатам рассмотрения данного заявления на основании приказа Управления федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 438 от 26.06.2012 "О возбуждении дела и создание Комиссии по рассмотрению дела N 231-15-12 по признакам нарушения антимонопольного законодательства" было возбужденно дело N 231-15-12 в отношении администрации с. Ванавара Эвенкийского муниципального района и Ванаварского сельского совета депутатов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" далее (ФЗ "О защите конкуренции")
В ходе рассмотрения дела N 231-15-12 Комиссией установлено следующее,
На основании решения Ванаварского сельского Совета депутатов от 01.12.2011 N 508 создано муниципальное казенное унитарное предприятие села Ванавара "Ванаваракомсервис" (далее - МКУП "Ванаваракомсервис").
В соответствии с распоряжением администрации с. Ванавара от 30.03.2012 здание общежития расположенное по адресу: Красноярский край, с. Ванавара, ул. Катангская, 1 было передано в оперативное управление МКУП "Ванаваракомсервис".
Решением Ванаварского сельского Совета депутатов от 28.02.2012 N 531 "О внесении изменений в Решение Ванаварского сельского Совета депутатов от 01.12.2011 N 507 "О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2012-2014 годов" предусмотрено выделение МКУП "Ванаваракомсервис" субсидии на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития в сумме 13 595 200 руб.
Постановлением N 37-п от 30.03.2012 утвержден порядок определения объема и условий предоставления субсидий на возмещение затрат на безвозмездной основе МКУП "Ванаваракомсервис" в целях проведения капитального ремонта здания общежития.
Концепция вышеуказанного Постановления заключается в определении объема и условий предоставления субсидии МУП "Ванаваракомсервис" в целях проведения капитального ремонта здания общежития расположенного по адресу: Красноярский край, с. Ванавара, ул. Катангская, 1.
02.04.2012 между администрацией с. Ванавара и МКУП "Ванаваракомсервис" было заключено соглашение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития МКУП "Ванаваракомсервис".
В ходе рассмотрения настоящего дела, на заседании Комиссии, представитель администрации с. Ванавара сообщил, что ранее прокуратурой Эвенкийского муниципального района Красноярского края на постановление администрации с. Ванавара от 30.03.2012 N 37-п "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий для возмещения затрат на безвозмездной основе МКУП "Ванаваракомсервис", был вынесен протест N 7-02-2012 от 23.04.2012 с требованием отменить вышеуказанное постановление как несоответствующие федеральному законодательству. Администрация по результатам рассмотрения протеста был направлен ответ, в котором выражалось несогласие администрации на вынесенный прокуратурой протест.
В последующем заместитель прокурора Эвенкийского муниципального района Красноярского края обратился в Тунгуско-Чунский районный суд с заявлением, о признании противоречащим федеральному законодательству недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановление администрации с. Ванавара.
Решением Тунгуско-Чунского районного суда Красноярского края постановление администрации с.Ванавара было признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу.
Не согласившись с вышеуказанным решением, администрация с. Ванавара обратилась в Красноярский краевой суд с апелляционной жалобой на решение Тунгуско-Чунского районного суда.
Согласно апелляционного определения судебной коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда по делу N 33-6596 А-59, решение Тункуского-Чунского районного суда Красняорского края остановлено без изменений, апелляционная жалоба администрации с. Ванавара оставлена без удовлетворения. При этом, представителем администрации в материалы настоящего дела было представлено апелляционное определения судебной коллегия по гражданским делам Красноярского краевого по делу N 33-6596 А-59.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, оценив представленные в материалы дела письменные пояснения сторон участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 19 решения Ванаварского сельского совета депутатов от 01.12.2011 N 507 "О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 и плановый период 2013-2014 годов" в редакции решений N 531 от 28.02.2012 МКУП "Ванаваракомсервис" предусмотрена субсидия на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития в 2012 году в сумме 13 595 200.
Предоставление субсидии осуществляется в пределах средств, утвержденных данным решением. Порядок предоставления, расходования и возврата субсидии устанавливается постановлением администрации с. Ванавара.
Из преамбулы постановления администрации N 37-п от 30.03.2012 "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии МКУП "Ванаваракомсервис" в целях проведения капитального ремонта здания общежития" следует, что данное постановление принято в соответствии со статей 78 Бюджетного кодекса, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федеарции" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Уставом сельского поселения село Ванавара, решением Ванаварского сельского совета депутатов от 01.12.2011 N 507 "О бюджете сельского поселения с. Ванавара на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, в целях урегулирования отношений, связанных с представлением субсидий из бюджета сельского поселения село Ванавара.
Согласно пункта 2 порядка определения объема и условий предоставления субсидии МКУП "Ванаваракомсервис" в целях проведения капитального ремонта здания общежития, утвержденного постановлением администрации с. Ванавара Эвенкийского муниципального района N 37 от 30.03.2012, субсидии МКУП "Ванаваракомсервис" предоставляются в переделах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете сельского поселения села Ванавара МКУП "Ванаваракомсервис" по разделу 0501 "Жилищное хозяйство".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, а так же пункт 6 части 1 статьи 7 Устава сельского поселения село Ванавара к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с реестром муниципальной собственности администрации с. Ванавара здание общежития, расположенное по адресу: Красноярский край, с. Ванавара, ул. Катаганская, 1, является недвижимой муниципальной собственностью муниципального образования села Ванавара.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В рамках реализации указанных полномочий и в целях дальнейшего обеспечения граждан жилыми помещениями администрация с. Ванавара имеет расходное обязательство по осуществлению капитального ремонта здания общежития, являющегося муниципальной собственностью.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно статьям 1, 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 94) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.
Учитывая, что деятельность по владению, пользованию и распоряжению имуществом, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства согласно пунктами 3, 6 части статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения поселения, то потребности в товарах (работах, услугах) для их решения являются муниципальными нуждами.
Таким образом, работы по капитальному ремонту общежития расположенного по адресу: Красноярский край, с. Ванавара, ул. Катангская, 1. относится к муниципальной нужде.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг являются самостоятельными видами бюджетных ассигнований.
Подмена одного вида ассигнований другим не допустима, поскольку для каждого из них определен собственный порядок финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с ФЗ N 94. Согласно части 1 статьи 10 указанного закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Таким образом, положения статьи 78 БК РФ, определяющей порядок предоставления субсидий, не могут быть применены к возникающим правоотношениям, поскольку они возникли по вопросу оказания услуг для муниципальных нужд и соответственно подлежат регулированию статьей 72 БК РФ.
Из статьи 2 ФЗ N 94 следует, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 БК РФ.
Несоблюдение указанного в ФЗ N 94 порядка оказания услуг для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также и норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Отнесение частью 10 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении предполагает, тем не менее, что решение этих вопросов будет осуществляться в соответствии Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами.
Аналогичная обязанность по соблюдению положений действующего законодательства при принятии муниципальных правовых актов возложена статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ на все органы местного самоуправления, в том числе на местную администрацию.
Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 БК РФ.
Таким образом, действия Ванаварского сельского Совета депутатов, выразившихся в установлении решением от 28.02.2012 N 531 предоставления субсидии МКУП "Ванаваракомсервис" на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития нарушают порядок, определенный БК РФ и ФЗ N 94.
Положения, содержащие в постановлении N 37-п от 23.03.2012 года "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на содержание автомобильных дорог местного значения на территории сельского поселения с. Ванавара", нарушают установленный законодательством Российской Федерации о размещении заказов порядок, что исключает законно установленную возможность для участия физических и юридических лиц в его размещении и добросовестную конкуренцию между ними.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к выводу о наличии в действиях Ванаварского сельского Совета депутатов, нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в установлении решением от 28.02.2012 N 531 предоставления субсидии МКУП "Ванаваракомсервис" на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития в нарушение порядка, определенного БК РФ и ФЗ N 94,
Так же, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимопнольного законодательства пришла к выводу о наличии в действиях администрации с. Ванавара, выразившиеся в издании постановления от 30.03.2012 N 37-п "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий для возмещения затрат на безвозмездной основе МКУП "Ванаваракомсервис" в целях проведения капитального ремонта здания общежития" нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции"
Вместе с тем, учитывая, что на момент принятия решения судебными актами вступившими в законную силу, постановление администрации с. Ванавара от 30.03.2012 N 37-п "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий для возмещения затрат на безвозмездной основе МКУП "Ванаваракомсервис" признано несоответствующим действующему федеральному законодательству и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу, Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания администрации с. Ванавара, об отмене акта нарушающего антимонопольное законодательство. решила:
1. Признать администрацию с. Ванавара и Ванаварский сельский совет депутатов нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Ванаварскому сельскому совету депутатов предписание об изменении акта нарушающего антимонопольное законодательство, а именно, решения Ванаварского сельского Совета депутатов от 28.02.2012 N 531, в соответствии с которым предусмотрена субсидия МКУП "Ванаваракомсервис" на возмещение затрат по капитальному ремонту общежития, исключить пункт 19.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии Денк В.А.
Константинов П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 231-15-12 (опубликовано 13 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016