Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 16 апреля 2015 г. N 11-А/15
Резолютивная часть решения оглашена "03" апреля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия УФАС по РА) в составе <_>
рассмотрев 03.04.2015 г. дело N 11-А/15 от 19.03.2015 г., возбужденное в отношении ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" (Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх.N423 от 20.02.2015 г.) <_> на действия филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" по неправомерному допуску прибора учета, совместимого с системой АИИС КУЭ, в эксплуатацию.
Исходя из существа заявления, в январе 2013 г. в жилом доме <_> расположенном по адресу: с. Майма, ул. Заводская, 38, был установлен прибор учета электроэнергии типа "Нева", признанный сетевой организацией в качестве расчетного. В ноябре 2013 г. от Майминского РЭС филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" пришло письменное уведомление о необходимости присутствия 15.11.2013 г. заявителя при проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию. Представители сетевой организации не явились для проведения допуска прибора учета в эксплуатацию. В июне 2014 г. заявитель при внесении платы за потребленную электроэнергию обнаружила, что у нее образовалась задолженность в размере 7000 рублей, после обращения заявителя за разъяснениями в адрес гарантирующего поставщика, представителями сетевой организации был проверен прибор учета. Заявитель считает действия филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" по допуску прибора учета электроэнергии, совместимого с системой АИИС КУЭ, и признания его в качестве расчетного неправомерными, ущемляющими ее интересы.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай были направлены запросы в филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети", филиал "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" о предоставлении пояснений по вопросу, изложенному в заявлении.
Согласно пояснению филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" (вх.N546 от 04.03.2015 г.), 15.11.2013 г. по месту проживания заявителя: с.Майма, ул. Заводская, 38 был установлен прибор учета типа "Рим" 189.2 N518265, который имеет высокий класс точности. Уведомление о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию было направлено заявителю в установленный срок и 13.11.2013 г. получено. В назначенную дату заявитель на процедуру допуска не явилась. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.11.2013 г. сетевой организацией направлен заявителю почтовой связью.
Согласно пояснению филиала "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" (вх.N569 от 05.03.2015 г.), между гарантирующим поставщиком и заявителем заключен договор энергоснабжения в устной форме в порядке статьи 540 ГК РФ с ноября 2008 г. С ноября 2013 г. расчеты и начисления по месту проживания заявителя стали осуществляться по прибору учета типа "Рим" N518625.
В мае 2014 г. в результате технического сбоя произошло неккоректное формирование полезного отпуска электроэнергии бытовых потребителей. В июне 2014 г. объем потребленной электроэнергии был скорректирован. 16.06.2014 г. от заявителя поступило письмо по вопросу образовавшейся задолженности, на что был дан ответ об отсутствии задолженности у заявителя на 15.07.2014 г. и проведении перерасчета.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам рассмотрения заявления <_> пришло к выводу, что в действиях филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном признании в качестве расчетного прибор учета типа "Рим" 189.02 N518265, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, и ущемляет интересы <_>
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 19.03.2015 г. N 53 возбуждено дело N 11-А/15 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 03.04.2015 г.
03.04.2015 г. на заседании Комиссии <_> подтвердила доводы, изложенные в заявлении.
На заседании Комиссии представитель филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" Климов Е.Н. (доверенность от 14.04.2014 г. N00/51-04/13) указал, что ранее УФАС по РА было рассмотрено ряд дел в отношении сетевой организации, возбужденных в связи с признанием в качестве расчетных приборы учета электроэнергии, совместимые с системой АИИС КУЭ, на которых отсутствовали пломбы или знаки визуального контроля. 20.03.2015 г. филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" произвел опломбировку установленного прибора учета типа "Рим" 189.02 N518265, пломба N30343622 установлена параллельно пломбе госповерителя, что подтверждает целостность и факт невмешательства в работу прибора учета электроэнергии.
На заседании Комиссии представитель филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" Валекжанин А.А. (доверенность от 12.05.2014 г. N00/51-04/26) указал, что сетевая организация в настоящий период проводит мероприятия по опломбировке приборов учета, совместимых с системой АИИС КУЭ, установленных в 2013 г.-2014 г.
На заседании Комиссии представитель филиала "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" Осинцев М.П. (доверенность от 31.12.2014 г. N257) подтвердил доводы, изложенные в письме гарантирующего поставщика (вх.N569) от 05.03.2015 г. Указал, что гарантирующий поставщик произведя в июне 2014 г. корректировку объема потребленной электроэнергии установил отсутствие у заявителя на 15.07.2014 г. задолженности за потребленную электроэнергию.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела, заслушав пояснения сторон и рассмотрев материалы дела, пришла к выводу:
Между филиалом "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" и <_> с ноября 2008 г. заключен договор энергоснабжения в рамках статьи 540 ГК РФ, расчеты за потребленную электроэнергию осуществлялись по прибору учета типа "Нева" N 055426.
В соответствии с пунктом 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, если установка прибора учета допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком, имеющим договор энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Комиссией УФАС по РА установлено, что филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" 07.11.2013 г. направил в адрес <_> уведомление о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которое было получено заявителем 13.11.2013 г. (данный факт не оспаривается заявителем) и подтверждается реестром почтовых отправлении от 07.11.2013 г., и сведениями из официального сайта ФГУП "Почта России".
Допуск установленного прибора учета электроэнергии в эксплуатацию регламентирован пунктами 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442.
15.11.2013 г. филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" прибор учета типа "Рим" 189.02 N518265 был допущен в эксплуатацию в отсутствии заявителя и признан в качестве расчетного, а прибор учета типа "Нева" N055426 признан в качестве контрольного, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Исходя из акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.11.2013 г. установленный прибор учета типа "Рим" 189.02 N518265 принадлежит <_>
Соответственно, <_> несет ответственность за сохранность прибора учета типа "Рим" 189.02 N518265.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба и (или) знаки визуального контроля. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Комиссией УФАС по РА установлено, что контрольная пломба или знаки визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета типа "Рим" 189.02 N518265 филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не установлены. В акте допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.11.2013 г., выданном <_> отсутствуют сведения об установке контрольных пломб или знаков визуального контроля.
В соответствии с пунктом 137 Основных положений наличие контрольной пломбы или знаков визуального контроля на приборе учета является обязательным условием при признании прибора учета в качестве расчетного.
Признание филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" прибора учета типа "Рим" 189.02 N518265 в качестве расчетного при отсутствии пломб или знаков визуального контроля является неправомерным, противоречащим пунктам 137, 154 Основных положений.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает осуществлять действия (бездействие) занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 г. N 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009 г. N 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, действие филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети", выразившееся в необоснованном признании в качестве расчетного прибор учета типа "Рим" 189.02 N518265, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит к ущемлению интересов <_>
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
20.03.2015 г. филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" опломбировал прибор учета типа "Рим" 189.02 N518265, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию. Комиссия УФАС по РА считает, что это свидетельствует о добровольном устранении филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать в действии ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном признании в качестве расчетного прибор учета типа "Рим" 189.02 N518265, на котором отсутствуют контрольная пломба или знаки визуального контроля, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, и ущемляет интересы <_>
2. Прекратить в отношении ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети" рассмотрение дела N11-А/15 от 19.03.2015 г. в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 16 апреля 2015 г. N 11-А/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016