Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 июня 2014 г. N 46-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Л.Р. Штепа - специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 46-2014, возбужденное по признакам нарушения требований части 1 статьи 28, части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения рекламы, в которой присутствуют сведения о предоставлении кредита и рекламы медицинской услуги по приему врача-нейрохирурга в газете "Озерский Вестник", в отсутствие представителей Муниципального унитарного предприятия Редакция газеты "Озерский вестник" города Озерска (далее - МУП Редакция газеты "Озерский вестник"), общества с ограниченной ответственностью "Био-Импульс" (далее - ООО "Био-Импульс"), индивидуального предпринимателя <> (далее - ИП <>), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица о размещении в газете "Озерский Вестник" N 08 (3455) от 7 марта 2014 года рекламы магазина "SAMSUNG" по предоставлению банковской услуги - кредита, при отсутствии наименования лица, оказывающего финансовые услуги по его предоставлению, а также медицинских услуг ООО "Био-Импульс", тогда как с января 2014 года размещение рекламы медицинских услуг допускается только в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, к которым газета "Озерский Вестник" не относится.
В своих объяснениях по данным фактам учредитель и издатель газеты "Озерский Вестник", МУП "Редакция газеты "Озерский вестник" указало, что рекламодателем рекламы магазина "SAMSUNG" является ИП <> который представил макет рекламы со словосочетанием "Возьмите кредит". Пояснило, что редакция газеты письменно обратилась к рекламодателю и предложила заменить словосочетание "Возьмите кредит" на фразу "Рассрочка платежа", но ответ от ИП <> не поступил и реклама редакцией была опубликована согласно макету. В настоящее время с ИП <> договор расторгнут.
Относительно рекламы медицинских услуг МУП "Редакция газеты "Озерский вестник" указало, что рекламодателем рекламы является ООО "Био-Импульс". Считает, что в рекламе говорится о медицинской деятельности, а не о медицинских услугах.
ИП <> ООО "Био-Импульс" на рассмотрение дела не явились, запрошенные антимонопольным органом материалы не представили.
Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В газете "Озерский Вестник" N 08 (3455) от 7 марта 2014 года на странице 9 размещена реклама, содержащая сведения: "Фирменный магазин "SAMSUNG"_ Возьмите кредит1. ". Наименование лица, оказывающего услуги по кредитованию, в рекламе отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых или финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
Объектом рекламирования в данном случае выступает банковская услуга по предоставлению кредита, о чем свидетельствует присутствующая в рекламе информация: "_Возьмите кредит1. ".
Отсутствие в рекламе финансовой услуги, а именно кредита, наименования лица, оказывающего финансовые услуги по его предоставлению, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В этом же номере газеты размещена реклама ООО "Био-Импульс", в которой присутствуют сведения: "Позаботьтесь о своем здоровье_ООО "Био-Импульс" на аппаратно-программном комплексе "Валеоскан" проводит комплексное обследование организма_прием ведет врач-нейрохирург_".
В рекламе содержатся сведения о приеме врача-нейрохирурга, что указывает на медицинскую услугу.
Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздавсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" прием (осмотр, консультация) врача-нейрохирурга является медицинской услугой.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" (в редакции Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
С учетом изложенного, реклама медицинской услуги ООО "Био-Импульс", размещенная в периодическом печатном издании газете "Озерский Вестник" N 08 (3455) от 7 марта 2014 года, противоречит части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" (в редакции от 28.12.2013 N 416-ФЗ) установлено, что за нарушение требований части 1 статьи 28, части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита является ИП <> а медицинской услуги по приему врача-нейрохирурга - ООО "Био-Импульс".
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП "Редакция газеты "Озерский вестник" как лицо, осуществившее размещение рекламы в газете "Озерский Вестник".
После вынесения решения и до даты его изготовления в окончательной форме 30 июня 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 190-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе", который отменил запрет на распространение рекламы медицинских услуг в общедоступных местах. С 30 июня 2014 года размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а также общих требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом "О рекламе".
В связи с изложенным Комиссия считает нецелесообразным признание рекламы медицинской услуги по приему врача-нейрохирурга, размещенной в газете "Озерский Вестник" N 08 (3455) от 7 марта 2014 года, ненадлежащей.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В связи с тем, что МУП "Редакция газеты "Озерский вестник" прекратила размещение ненадлежащей рекламы финансовых услуг и расторгла договор с ИП <> на размещение рекламы, что подтверждается представленными документами, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует, поскольку распространение рекламы прекращено.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, содержащую сведения: "_Возьмите кредит1. " при отсутствии наименования или имени лица, которое предоставляет кредит, размещенную в газете "Озерский Вестник" N 08 (3455) от 7 марта 2014 года ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП "Редакция газеты "Озерский вестник" и его должностного лица, а также ИП <>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2014 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
Л.Р. Штеп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2014 г. N 46-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016