Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
N 111 (опубликовано 14 сентября 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена г. Саранск
03.09.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено
05.09.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя Комиссии - Попковой Ю.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России),
членов комиссии:
Лизуновой А.Б. - и.о. начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Мордовского УФАС России,
Махаева Д.А. - и.о. государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Мордовского УФАС России,
Титуниной Э.Д. - специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Мордовского УФАС России,
Матюшкиной К.Ю. - специалиста I категории отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Мордовского УФАС России,
(далее - Комиссия)
с участием:
Серова С.В. - представителя ООО "ГазОЙЛ" (доверенность от 15.05.2012 г. б/н);
Трифоновой А.Д. - представителя ГБУЗ "Республиканская клиническая больница N 4" (доверенность от 03.09.2012 г., б/н),
рассмотрев заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница N 4" о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "ГазОЙЛ", во исполнении приказа Мордовского УФАС России N 80-од от 06.09.2007 г. "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", установила:
В Мордовское УФАС России 23 августа 2012 года поступило заявление от ГБУЗ "Республиканская клиническая больница N 4" (далее - Заказчик) о рассмотрении факта уклонения участника размещения заказа - ООО "ГазОЙЛ" (далее - Общество) от заключения контракта.
Из заявления следует, что 18 июля 2012 года на официальном сайте было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0109200002412001912 на "Поставку горюче - смазочных материалов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N 4" (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 13 августа 2012 года победителем Аукциона признан участник с порядковым номером 3 (три), предложивший наиболее низкую цену договора 355 046,50 руб. и заявка, которого соответствовала требованиям документации об Аукционе - ООО "ГазОЙЛ".
В регламентированный Законодательством о размещении заказов срок - 21.08.2012 г. ООО "ГазОЙЛ" не направил оператору электронной торговой площадки подписанный электронной цифровой подписью проект государственного контракта, а также документ об обеспечении исполнения договора.
В связи с этим, Заказчик просит признать Общество уклонившимся от заключения государственного контракта и включить в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что проект государственного контракта направлен Обществу в установленный срок. Также сообщил, что Обществу 22 августа 2012 года направлялся протокол об отказе от заключения государственного контракта.
В объяснение причин отказа от заключения контракта с Заказчиком ООО "ГазОЙЛ" в письме от 29.08.2012 года N 610, сообщил следующее.
Временное исполнение обязанностей по проведению электронных торгов по устному указанию руководства ООО "ГазОЙЛ" было возложено на офис-менеджера Мишанину Елену Васильевну, в связи увольнением с должности руководителя отдела продаж Лемешко Екатерины Васильевны, что подтверждается приложенными к указанному письму документами.
Офис-менеджер Мишанина Е.В., самостоятельно, без разрешения руководства ООО "ГазОЙЛ", не имея достаточной квалификации и практического опыта, исходя из сугубо личных убеждений, приняла участие в Аукционе. Руководство Общества выявило факт самоуправных действий Мишаниной Е.В. при предоставлении Мишаниной Е.В.пакета проектов документов на подпись. Действия Мишаниной Е.В. руководством Общества признаны нарушающими трудовую дисциплину, в связи с чем, она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Общества подтвердил обстоятельства, указанные в письме Общества от 29.08.2012 г. N 610 и пояснил следующее.
Руководство Общества не принимало решение об участии в Аукционе, соответственно невозможно исполнение государственного контракта. Следствием данных обстоятельств явилось неподписание проекта государственного контракта Аукциона.
В соответствии с частью 8 статьи 19 Закона о размещении заказов в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.
В материалы дела Заказчиком прямой отказ Общества от заключения государственного контракта не представлен, на основании части 8 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 N94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Комиссией принято решение о проведении проверки факта уклонения ООО "ГазОЙЛ" от заключения государственного контракта.
В результате осуществления в соответствии с частью 8 статьи 19 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация об открытом аукционе в электронной форме N 0109200002412001912 на "Поставку горюче - смазочных материалов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N 4" были размещены на официальном сайте: http://zakupki.gov.ru 09 августа 2012 года, одновременно на сайте http:// www.roseltorg.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 235 334,50 Российский рубль.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 30.07.2012, 10 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения заявок: 06.08.2012 г.
Дата проведения аукциона: 09.08.2012 г.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе аукционной комиссией принято решение о допуске к Аукциону четырех участников с порядковыми номерами: N 1, N 2, N 3, N 4.
В соответствии с протоколом проведения Аукциона от 09.08.2012 г. на участие в Аукционе поступили заявки от четырех участников размещения заказа: N 1 с ценой контракта 359 013,50 руб., N 2 с ценой контракта 368 931,00 руб., N 3 с ценой контракта 355 046,50 руб., N 4 с ценой контракта 357 030,00 руб.
Победителем Аукциона по результатам подведения итогов Аукциона признан участник с порядковым номером 3 (три), предложивший наиболее низкую цену контракта 355046,50 и заявка которого соответствовала требованиям документации об Аукционе - ООО "ГазОЙЛ".
Статью 41.12 Закона о размещении заказов, определяющую порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме, открывает часть 1, согласно которой по результатам такого аукциона контракт заключается с победителем аукциона, а в случаях, предусмотренных данной статьей, с иным участником аукциона, заявка на участие которого в соответствии со ст. 41.11 комментируемого Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем аукциона в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 комментируемого Закона признается участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям документации об аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов аукциона направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта.
Оператор электронной площадки согласно части 3 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения проекта контракта направляет проект контракта без ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику аукциона, с которым заключается контракт.
Далее, участник открытого аукциона в соответствии с ч. 4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, в течение шести дней со дня получения проекта контракта в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Требование об обеспечении исполнения контракта указано Заказчиком в пункте 32 Раздела 1 Информационная карта аукциона документации об аукционе.
Комиссией установлено, что проект контракта Заказчиком направлен в сроки, установленные законодательством о размещении заказов. Однако, ООО "ГазОЙЛ" в регламентированные законом сроки для подписания государственного контракта не направил соответствующий государственный контракт оператору электронной площадки
Доводы, указанные Обществом в письме от 29.08.2012 г. N 610 и объяснения представителя Общества не могут быть приняты Комиссией, в качестве обоснования факта неподписания государственного контракта, по следующим основаниям.
В разъяснении ФАС России "Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках" от 22 июня 2009 года (далее разъяснение ФАС от 22 июня 2012 г.), отмечены следующие алгоритмы: принятия решения об участии в государственных закупках, алгоритм действий сотрудников для подготовки руководителю предложений по участию в торгах, в которых установлено, что перед участием в государственных закупках каждый предприниматель должен оценить свои возможности, обратить внимание на моменты, которые обязательно сопутствуют государственным закупкам, а также решить вопрос о поручении подготовки заявки на участие в торгах кому-нибудь из своих сотрудников либо о передаче этой функции специализированной компании, у которой есть специалисты и опыт работы в этой области (аутсорсинг по сопровождению участия в торгах) и т.д.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.02.2012 года по делу N А40-53664/11-120-208 отмечено, что уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создал условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Таким образом, исходя из вышесказанного, при решении вопроса об участии в размещении государственного заказа хозяйствующий субъект несет предпринимательские риски, которые должен осознавать. Руководство ООО "ГазОЙЛ" имело возможность своевременно получать информацию об участии в торгах и должно было это сделать, проявив при этом должную осмотрительность при установлении и распределении должностных обязанностей, следовательно, все действия и бездействие Общества свидетельствуют о его недобросовестном отношении к процедуре участия в торгах, а именно в Аукционе.
Установлено, что Общество немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия государственного контракта уклонилось от заключения государственного контракта, что свидетельствует о недобросовестности и вине Общества, выразившейся в форме бездействия.
Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, приходит к выводу об отсутствии объективных причин, препятствующих своевременному подписанию Общества государственного контракта, что подтверждает факт уклонения ООО "ГазОЙЛ" от заключения государственного контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России решила:
Включить ООО "ГазОЙЛ" в реестр недобросовестных поставщиков. Датой включения сведений в отношении ООО "ГазОЙЛ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг".
Решение может быть обжаловано в арбитражном судопроизводстве в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Ю.В. Попкова
Члены Комиссии А.Б. Лизунова
Э.Д. Титунина
Д.А. Махаев
К.Ю. Матюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия N 111 (опубликовано 14 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016