Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
N КС-79/2015 (опубликовано 16 апреля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание комиссии:
Н.С. Ивановой
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Членов комиссии:
с участием представителей: Ю.А. Дорофеевой
А.Г. Киселёвой
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России
- Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Заказчик): Устименко М.А., Бобылёвой И.А. (представители по доверенности);
- ООО "Геоид" (далее - Заявитель): Шевелёвой Н.А., Асташко В.В. (представители по доверенности);
- Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган): Назимовой О.В., Булатовой Д.М. (представители по доверенности);
- ООО "Кадастровый инженер" (заинтересованное лицо): Демчука Д.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Геоид" на действия заказчика - Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области при проведении открытого конкурса (извещение N 0135200000515000177) на право заключения контракта на выполнение кадастровых и землеустроительных работ в отношении границ муниципальных образований Калининградской области (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 01.04.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании конкурсной документации в части установления требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе, влекущего к ограничению количества участников закупки.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что требование, установленное Заказчиком в конкурсной документации о наличии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, является необоснованным и незаконным по следующим основаниям:
- согласно Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Минэкономразвития РФ (приложение к приказу Минэкономразвития РФ от 25.07.2014 N 456-дсп), сведения о ключах перехода от местных систем координат к государственным системам координат не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну;
- сведения о линии государственной границы РФ с Литовской республикой представлены в общеевропейской системе координат EUREF 89, которая не является государственной системой координат.
Таким образом, по мнению Заявителя, установление Заказчиком требования, не предусмотренного действующим законодательством ограничивает возможность участия в данной закупке, нарушает законные права ООО "Геоид" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создают препятствия в ее осуществлении.
Кроме того, в соответствии с принципами ведения государственного кадастра недвижимости, установленными ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению, что позволяет использовать сведения, полученные в результате выполненных работ по определению государственной границы РФ с Литовской республикой.
ООО "Кадастровый инженер" поддерживает позицию Заявителя, считает, что установленное Заказчиком незаконное требование о предоставлении лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не позволяет принять участие в закупке, предметом которой является выполнение кадастровых и землеустроительных работ, что нарушает права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с техническим заданием исполнителю необходимо осуществить описание границ девяти муниципальных образований Калининградской области, в том числе пяти муниципальный образований, границы которых совпадают с государственной границей Российской Федерации.
Землеустроительная документация по описанию границ объекта землеустройства не должна содержать сведений, отнесенных к государственной тайне. Тем не менее, при выполнении работ по описанию границ пяти муниципальных образований, границы которых совпадают с государственной границей Российской Федерации, у исполнителя возникнет необходимость получения ключа перехода от местной системы координат к государственной системе координат с целью пересчета каталога координат государственной границы. Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 18.06.2007 NП/0137 утверждено положение о местных системах координат на субъекты Российской Федерации (Калининградская область - МСК39). Обязательным требованием при установлении местных систем координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, которое осуществляется с использованием параметров перехода (ключей), в соответствии с пунктом 3 Правил установления местных систем координат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления местных систем координат" от 03.03.2007 N139 (в редакции от 27.08.2014).
В соответствии с п.60 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 N 01, с изменениями от 02.09.2011 N 44-дсп ключ перехода отнесен к сведениям "секретно". Приказом Минэкономразвития России от 25.07.2014 N 456-дсп внесены изменения в перечень, в котором не указано ограничение в отношении ключей перехода, но в настоящее время не проведена процедура снятия с них ограничительного грифа.
На основании вышеизложенного и в соответствии с письмом Управления Росреестра по Калининградской области исх.N20-04/10дсп от 10.03.2015, Заказчиком установлено требование к участнику закупки о предоставлении копии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
В настоящее время, по сведениям ОАО "Балт АГП", работы по демаркации Российско-Литовской государственной границы не завершены и координаты точек, определяющих линию Российско - Литовской государственной границы имеют статус предварительных и могут уточняться в ходе выполнения демаркационных работ. Демаркационные работы на Российско - Литовской государственной границе ведутся в Европейской системе координат EUREF 89, что не отменяет выполнение пункта 3 Правил установления местных систем координат. Таким образом, по мнению Заказчика, при выполнении кадастровых и землеустроительных работ в отношении границ муниципальных образований Калининградской области необходимо соблюдать условия пункта 4 раздела III технического задания - получение ключа перехода от местной системы координат к государственной системе координат и пересчет каталога координат.
Учитывая вышеизложенные факты, Заказчик считает, что при формировании конкурсной документации им не допущены нарушения действующего законодательства, в связи с чем просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
13.03.2015 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса (N 0135200000515000177) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 900 000,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.2.2 раздела 1 "Открытый конкурс (общие условия и порядок проведения открытого конкурса" конкурсной документации предоставление документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или копий таких документов, является обязательным.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе признание конкурсной комиссией заявки участника не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе.
Пунктом 17 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации Заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе: в соответствии с п.п. 2.4.2 для подтверждения соответствия участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки в составе заявки необходимо представить копию действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" для выполнения работ по пункту 4 части 3 раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" конкурсной документации.
Согласно пункту 4 части 3 раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" конкурсной документации в состав выполняемых работ входит получение ключа перехода от местной системы координат к государственной системе координат и пересчет каталога координат.
В соответствии с Правилами установления местных систем координат, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 139 (далее - Правила) местные системы координат устанавливаются для проведения геодезических и топографических работ при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и осуществлении иных специальных работ.
Пунктом 3 Правил установлено, что обязательным требованием при установлении местных систем координат (МСК) является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, который осуществляется с использованием параметров перехода (ключей).
При этом наличие параметров перехода между различными МСК не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами.
Исходные данные для определения параметров перехода (ключей) от местной системы координат к государственной системе координат предоставляются заказчику федеральным картографо-геодезическим фондом в установленном порядке (п. 6 Правил). Параметры перехода (ключи) от местной системы координат к государственной системе координат и каталоги (списки) координат геодезических пунктов в местной системе координат хранятся в федеральном картографо-геодезическом фонде и у заказчика или в уполномоченных им организациях (п. 11 Правил).
В силу ст. 6 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном указанным Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В соответствии с п. 60 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 N 01, с изменениями от 02.09.2011 N 44-дсп ключ перехода отнесен к сведениям "секретно". Приказом Минэкономразвития России от 25.07.2014 N 456-дсп внесены изменения в перечень, в котором не указано ограничение в отношении ключей перехода.
Таким образом, учитывая также то обстоятельство, что землеустроительная документация по описанию границ объекта землеустройства не должна содержать сведений, отнесенных к государственной тайне, а также, что ограничение в отношении ключей перехода законодательством Российской Федерации не установлено, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлено необоснованное требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", что влечет ограничение количества участников открытого конкурса и является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Ссылка Заказчика на письмо Управления Росреестра по Калининградской области от 10.03.2015 N 20-04/10дсп Комиссия признает несостоятельной, поскольку указанное письмо не конкретизирует случаи возникновения необходимости получения ключа перехода от местной системы координат к государственной системе координат, а также при каких именно обстоятельствах возникает необходимость наличия вышеуказанной лицензии.
Кроме того, указанное письмо не является нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Геоид" обоснованной.
2. Признать заказчика - Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии:
Н.С. Иванова
Члены комиссии:
Ю.А. Дорофеева
А.Г. Киселёва
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области N КС-79/2015 (опубликовано 16 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016