Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 10 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н. П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И. Е. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Сервис" (далее - ООО "Энерго-Сервис") на действия организатора торгов Муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска "Банное хозяйство "Сибирячка" (далее - МБУ "БХ "Сибирячка") по проведению открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" (извещение N 31401198270 на сайте www.zakupki.gov.ru),
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Энерго-Сервис" (уведомлено надлежащим образом),
в присутствии представителей ответчика - МБУ "БХ "Сибирячка": "_" установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго-Сервис" на действия организатора торгов МБУ "БХ "Сибирячка" по проведению открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" (извещение N 31401198270 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
18.06.2014 года представителем ООО "Энерго-Сервис" были поданы заявки на участие в аукционе на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем, для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" путём размещения на официальном сайте с применением ЭЦП с приложением всех необходимых документов, указанных в аукционной документации.
ООО "Энерго-Сервис" было отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 10.5.2.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МБУ "БХ "Сибирячка", а именно - отсутствует документ подтверждающий решение об одобрении или о совершении крупной сделки.
Основание отказа в допуске заявки N 3:
Последнее предложение абзаца 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" к документации об открытом аукционе в электронной форме содержит требование:
"решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой".
Согласно уведомлению от 25.06.2014 года полученному по электронной почте в 16.27 местного времени, заявке ООО "Энерго-Сервис" отказано в допуске к участию в электронном аукциона N 31401198270. Аукцион должен состояться 01.07.2014 года.
С указанным решением государственного заказчика заявитель не согласен по следующим основаниям. Согласно пункту 1 части 9 статьи 7 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества порядок оформления крупной сделки не применяется.
В своих возражениях на жалобу МБУ "БХ "Сибирячка" сообщило, что не согласно с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, считает их необоснованными по следующим основаниям.
1. Согласно пункту 10.5.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" (далее - Положение), участник закупки обязан предоставить документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки или лиц, выступающих на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе.
В соответствии с пунктом 10.5.2.1 Положения, заявка на участие в аукционе включает в себя, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица и если для участника закупки заключение договора по результатам торгов является крупной сделкой.
Если уставом общества с ограниченной ответственностью не предусмотрен более крупный размер сделки, в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", крупной считается сделка, стоимость которой составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Частью 9 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что в случае если общество состоит из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа, положения настоящей статьи о порядке одобрения крупных сделок не применяются.
Однако, в соответствии с пунктом 8.3.15 Устава ООО "Энерго-Сервис", приложенного Заявителем к заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, решение вопросов об одобрении крупных сделок относится к исключительной компетенции Общего собрания участников ООО "Энерго-Сервис".
Данный пункт Устава предполагает, во-первых, наличие нескольких участников общества, во-вторых, необходимость одобрения сделки, являющейся для общества крупной.
Представленная Заявителем выписка из ЕГРЮЛ датирована 20.02.2014 года. Таким образом, с момента выдачи ИФНС выписки из реестра до даты предоставления ее Заявителем в качестве приложения к заявке на участие в открытом аукционе прошло порядка 4 месяцев. За указанный период времени количество участников ООО "Энерго-Сервис" мог измениться: в состав могли войти новые участники, что, как уже было указано ранее, допускается действующим законодательством и Уставом Заявителя. В данной ситуации, положения части 9 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" утрачивают свою силу.
В связи с тем, что частью 5 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что крупная сделка, совершенная с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его участника, считаем, что любой участник закупки должен:
- либо предоставить документы, разрешающие заключение крупной сделки (если сделка для участника является крупной),
- либо продекларировать тот факт, что данная сделка не является крупной для данного заявителя,
- либо представить копию устава и бухгалтерского баланса за последний отчетный период, что позволяет организатору проведения торгов самостоятельно определить требует ли сделка одобрения,
- либо, как в данной ситуации, продекларировать в свободной форме (подтвердить), что на момент подачи заявки в обществе имеется только один участник, что в силу действующего законодательства не требует дополнительного одобрения каких-либо сделок.
Требуя от участников закупки предоставления указанных документов, организатор торгов, проявляет необходимую предусмотрительность, во избежание возможных неблагоприятных последствий, связанных с расторжением заключаемых по итогам проведения аукциона договоров, по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
МБУ "БХ "Сибирячка", учитывая положения пункта 8.3.15 Устава Заявителя, давность предоставленной Заявителем выписки из ЕГРЮЛ, считает, что не продекларировав в соответствии с пунктом 10.5.2.1. Положения факт отсутствия необходимости одобрения сделки, Заявитель нарушил пункт 10.5.2.3 Положения, в соответствии с которым участник закупки обязан предоставить документы, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 10.5.2.1 Документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" заявка на участие в аукционе включает в себя, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.
В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. В решении могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения крупной сделки.
В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений об одобрении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Уставом общества может быть предусмотрено, что для совершения крупных сделок не требуется решения общего собрания участников общества и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Наряду со случаями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, уставом общества могут быть предусмотрены другие виды и (или) размер сделок, на которые распространяется порядок одобрения крупных сделок, установленный настоящей статьей.
Положения настоящей статьи о порядке одобрения крупных сделок не применяются к:
1) обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества;
2) отношениям, возникающим при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе договорам о слиянии и договорам о присоединении.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, представленной ООО "Энерго-Сервис" в составе заявки", ООО "Энерго-Сервис" является обществом, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества. Таким образом, положения статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" о порядке одобрения крупных сделок не применяются к ООО "Энерго-Сервис".
Довод МБУ "БХ "Сибирячка" о том, что с момента получения выписки из ЕГРЮЛ до подачи заявки на участие в конкурсе количество участников ООО "Энерго-Сервис" могло измениться, не принимается Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку выписка заявителя из ЕГРЮЛ соответствовала требованиям Документации об открытом аукционе. Требований о предоставлении в составе заявки дополнительных комментариев по данному вопросу в Документации об открытом аукционе не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Энерго-Сервис" на действия организатора торгов МБУ "БХ "Сибирячка" по проведению открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" (извещение N 31401198270 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи МБУ "БХ "Сибирячка" предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. С целью устранения нарушения необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" (извещение N 31401198270 на сайте www.zakupki.gov.ru) и аннулировать указанный открытый аукцион.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 46
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
10 июля 2014 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н. П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И. Е. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 10.07.2014 года по результатам рассмотрения жалобы ООО "Энерго-Сервис" на действия организатора торгов МБУ "БХ "Сибирячка" по проведению открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" (извещение N 31401198270 на сайте www.zakupki.gov.ru), предписывает:
1. МБУ "БХ "Сибирячка" совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, выразившееся в неправомерном отклонении заявки ООО "Энерго-Сервис".
2. С целью исполнения настоящего предписания МБУ "БХ "Сибирячка" в срок до 01.08.2014 года необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по замеру сопротивления изоляции электросхем для нужд МБУ "БХ "Сибирячка" (извещение N 31401198270 на сайте www.zakupki.gov.ru) и аннулировать указанный открытый аукцион.
3. Об исполнении настоящего предписания МБУ "БХ "Сибирячка" сообщить в Новосибирское УФАС России до 08.08.2014 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 июля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016