Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 03-05/01-2014 (опубликовано 11 июля 2014 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
г. Курск
Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24.06.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Члены комиссии:
рассмотрев дело N03-05/01-2014, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") со стороны ООО Управляющая компания "Жилищное хозяйство" (), в присутствии представителя ООО УК "Жилищное хозяйство"., в отсутствие представителя ТСЖ "ПЛК 77" (уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела), установила:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Курское УФАС России) поступило заявление жильцов дома N 77 по проспекту Ленинского комсомола г.Курска о проверке законности действий управляющей компании ООО Управляющая компания "Жилищное хозяйство" по управлению многоквартирным домом на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
По фактам, изложенным в заявлении, Курским УФАС России была получена документированная информация, проанализировав которую, председатель комиссии принял решение о возбуждении дела по признакам нарушения ООО УК "Жилищное хозяйство" ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции" (недобросовестная конкуренция).
В ходе рассмотрения дела 04.03.2014 г., 19.06.2013 г. Комиссией Курского УФАС России установлено следующее.
16.11.2009 г. собственниками помещений многоквартирного дома N77 по проспекту Ленинского комсомола г. Курска было принято решение о создании ТСЖ "ПЛК 77" (решение общего собрания собственников помещений N09/1). 15.03.2010 г. собственники помещений указанного дома приняли решение о заключении договора многоквартирным домом с ООО УК "Жилищное хозяйство".
05.09.2013 г. собственниками помещений многоквартирного дома N77 по проспекту Ленинского комсомола г. Курска было принято решение о расторжении договора по управлению домом с ООО УК "Жилищное хозяйство" и заключении договора с новой управляющей компаний - ООО УК "Наш Дом". В соответствии с актом проверки Государственной жилищной инспекции от 26.09.2013 N5621 нарушений действующего законодательства при проведении общего собрания не выявлено.
Председателем и секретарем общего собрания в адрес ООО УК "Жилищное хозяйство" было направлено уведомление об избрании собственниками многоквартирного дома новой управляющей компании и необходимостью передачи технической документации председателю ТСЖ. Однако техническую документацию на многоквартирный дом ООО УК "Жилищное хозяйство" так и не передало ТСЖ "ПЛК 77". Кроме того, ООО УК "Жилищное хозяйство" не расторгло действующие договоры с ресурсоснабжающими организациями и выставляет жильцам оплату за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения установлено, что в период с сентября по декабрь 2013 г. ООО "Жилищное хозяйство" получило доход от управления многоквартирным домом N77 по проспекту Ленинского комсомола г.Курска в размере 432937 рублей.
Также материалами дела установлено, что избранная жильцами дома управляющая компания (ООО УК "Наш Дом") обратилась в Арбитражный суд Курской области с требованием к ООО УК "Жилищное хозяйство" о передаче технической документации и иных связанных с управлением документов в соответствии с решением собственников помещений многоквартирного дома N77 по проспекту Ленинского комсомола г.Курска. Решением Арбитражного суда Курской области заявленные требования ООО УК "Наш Дом" удовлетворены. 14.03.2014 г. постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО УК "Жилищное хозяйство" поддержал позицию, изложенную в представленных на рассмотрение дела пояснениях, при этом сообщил, что в настоящее время у ООО УК "Жилищное хозяйство" отсутствует техническая документация на многоквартирный дом N77 по проспекту Ленинского комсомола г.Курска. При этом доказательств того, что техническая документация была передана ООО УК "Наш Дом", представитель ООО УК "Жилищное хозяйство" не представил.
Выслушав позицию лица, участвующего в деле, и оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии ч.11 ст.161 ЖК РФ в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
ООО УК "Жилищное хозяйство", ООО УК "Наш Дом" осуществляют одну и ту же деятельность (оказание услуг по управлению многоквартирными домами в г. Курске), следовательно, являются, участниками одного и того же товарного рынка, и соответственно, являются конкурентами.
Материалами дела подтверждено, что с 05.09.2013 г. у ООО УК "Жилищное хозяйство" отсутствовали полномочия по управлению многоквартирным домом N77 по проспекту Ленинского комсомола Курска. Вместе с тем, в период с 05.09.2013 г. по 31.12.2013 г. ООО УК "Жилищное хозяйство" продолжало направлять жильцам дома N86 по ул.Радищева г.Курска квитанции по оплате коммунальных услуг и получило доход от жильцов многоквартирного дома в размере 432937 рублей. Также ООО УК "Жилищное хозяйство" отказывает в передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением документов вновь выбранной управляющей организации - ООО УК "Наш Дом".
Таким образом, Комиссия Курского УФАС России установила, что ООО УК "Жилищное хозяйство" создает своими действиями необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, препятствует управлению многоквартирным домом конкуренту - ООО УК "Наш Дом".
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Вышеуказанные незаконные действия ООО УК "Жилищное хозяйство" по выставлению квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг без соответствующих полномочий по управлению многоквартирным домом, отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом и иные связанные с управлением документы вновь выбранной управляющей организации, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, противоречат законодательству РФ (жилищному законодательству), и могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкурирующей управляющей компании.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО УК "Жилищное хозяйство" нарушившим ч. 1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО УК "Жилищное хозяйство" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Примечание:
1. В соответствии со ст.52 Закона о защите конкуренции решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
2. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 03-05/01-2014 (опубликовано 11 июля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016