Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 10 июля 2014 г. N 02-08/2013-005
Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2014 г. город Иваново
В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев дело N 02-08/2013-005, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" (155838, Ивановская область, Кинешемский район, д. Луговое, ул. Школьная, д.1) и ООО "Птицефабрика "Милана" (155125, Ивановская область, Лежневский район, с. Шилыково) пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
от ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" - <_> установила:
Во исполнение поручения ФАС России от 07.11.2013 NЦА/43967-ПР/13 "Об анализе формирования отпускных цен на яйца и усилении контроля за ситуацией на рынке продовольствия" Ивановское УФАС России провело исследование ситуации, сложившейся на рынке яйца куриного в Ивановской области за период с января по октябрь 2013 года.
В результате проведенного исследования было установлено, что на территории Ивановской области два хозяйствующих субъекта осуществляют деятельность по производству яйца куриного: ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана", совокупная доля которых на товарном рынке превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из них превышает восемь процентов.
С июля 2013 года у ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" наблюдалось повышение цен на яйцо куриное.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
В действиях ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" Ивановское УФАС России усмотрело признаки согласованных действий, поскольку:
1) в период с июля по октябрь 2013 года наблюдалось существенное повышение цен на яйцо куриное;
2) повышение отпускных цен на яйцо куриное соответствует интересам каждого из товаропроизводителей, так как способствует росту их доходов;
3) информация о ценах на яйцо куриное ООО "Птицефабрика "Милана" размещена в сети Интернет на официальном сайте (http://www.ooomilana.ru/), что является публичным заявлением;
4) в период с июля по октябрь 2013 года не наблюдалось изменений регулируемых тарифов, не выявлено иных обстоятельств, влияющих на изменение цен в сторону увеличения.
Приказом Ивановского УФАС России от 26.11.2013 N 117 возбуждено дело N 02-08/2013-005 по признакам нарушения ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей Ответчика - ОАО "Птицефабрика "Кинешемская", Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Из определения согласованных действий, содержащегося в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции, и запретов, установленных в статье 11.1 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий согласованными и нарушающими антимонопольное законодательство должны одновременно выполняться несколько условий, а именно:
- действия должны совершаться хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц по признакам, указанным в пункте 6 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции;
- результат таких действий определенных хозяйствующих субъектов должен соответствовать интересам каждого из них;
- публичность заявления одного из указанных хозяйствующих субъектов о совершении таких действий;
- в связи с публичностью заявления действия заранее известны каждому из участвующих в таких действиях хозяйствующему субъекту;
- действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях;
- совокупная доля хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, на товарном рынке превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из них превышает восемь процентов.
Материалами дела подтверждается факт существенного повышения цен на яйцо куриное ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" в период с июля по октябрь 2013 года. Комиссией установлено, что указанные хозяйствующие субъекты не входят в одну группу лиц.
Из материалов дела следует, что действия ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" по повышению отпускных цен на яйцо куриное в период с июля по октябрь 2013 года соответствовали интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, так как способствовали росту их доходов.
В ходе рассмотрения дела Комиссия выявила, что информация о ценах на яйцо куриное, размещенная в период с июля по октябрь 2013 года на официальном Интернет-сайте ООО "Птицефабрика "Милана" http://www.ooomilana.ru/, не соответствовала установленным в этот период времени отпускным ценам. ООО "Птицефабрика "Милана" в указанный период в связи с экономическими трудностями и ввиду отсутствия сотрудника, занимающегося администрированием сайта, не размещало информацию о ценах на свою продукцию на официальном Интернет-сайте.
Других публичных заявлений со стороны ООО "Птицефабрика "Милана" и ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" о повышении цен на яйцо куриное Ивановское УФАС России не выявило.
Заявлений, а также сообщений средств массовой информации (с приложением доказательств) о каком-либо ином публичном размещении информации о ценах на яйцо куриное и заявлениях о намерении повысить цены, в Ивановское УФАС России не поступало.
Таким образом, не подтвердилось обязательное условие для установления согласованности действий - действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий.
В отсутствие одного из квалифицирующих признаков согласованных действий, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N02-08/2013-005 в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" нарушений пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с прекращением рассмотрения дела предписание ОАО "Птицефабрика "Кинешемская" и ООО "Птицефабрика "Милана" не выдавать.
Подписи членов комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 10 июля 2014 г. N 02-08/2013-005
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016