Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 8 апреля 2015 г. N 5-05/35-2015
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
<_>
при участии:
со стороны государственного заказчика - ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области":
<_>
со стороны подателя жалобы - ООО "Росгосстрах" в лице Пензенского филиала:
<_>
со стороны заинтересованного лица - ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала:
<_>
рассмотрев жалобу ООО "РОСГОССТРАХ" в лице Пензенского филиала на действия заказчика, конкурсной комиссии ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области как владельца транспортных средств" (извещение N 0855100000515000053 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.03.2015), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
01.04.2015 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "РОСГОССТРАХ" в лице Пензенского филиала на действия заказчика, конкурсной комиссии ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области как владельца транспортных средств" (извещение N 0855100000515000053 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.03.2015) (далее - Открытый конкурс).
По мнению заявителя, конкурсная комиссия заказчика в нарушение требований части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе неправомерно допустила к участию и признала соответствующей требованиям Закона о контрактной системе заявку на участие в конкурсе ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала, т.к. первоначально поданная данным участником закупки заявка не содержала документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки.
Данный документ был представлен ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала в составе изменения к конкурсной заявке, что, по мнению заявителя, является дополнением конкурсной заявки, которое не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 03.04.2015 N 20/5-1107, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО "РОСГОССТРАХ" в лице Пензенского филиала была принята и назначена к рассмотрению на 07.04.2015.
В ходе заседания Комиссии Управления по рассмотрению жалобы представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также в качестве подтверждения собственной позиции представил судебную практику и решения территориальных органов ФАС России.
Представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, пояснили, что в Законе о контрактной системе не конкретизирована процедура представления участниками закупок изменений конкурсных заявок, при этом четко определены основания для признания заявки участника конкурса не соответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о контрактной системе. В качестве подтверждения указанной позиции представили решения территориальных органов ФАС России, а также ссылку на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.06.2009 N Д05-3111.
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и сведения, в связи с необходимостью их дополнительного анализа Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 17 часов 00 минут 08.04.2015, о чем надлежащим образом уведомлены представители сторон.
После объявленного перерыва Комиссией Управления продолжено рассмотрение жалобы ООО "РОСГОССТРАХ" в лице Пензенского филиала.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
03.03.2015 заказчиком на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0855100000515000053, а также документация о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области как владельца транспортных средств".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 356 460,77 рублей.
11.03.2015 заказчиком были опубликованы изменения извещения о проведении открытого конкурса в части внесения корректировки в расчет и изменения начальной (максимальной) цены контракта - 1 357 355,38 рублей, при этом были установлены следующие сроки:
дата и время окончания подачи заявок - 26.03.2015 11:00;
дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам - 26.03.2015 11:00;
дата рассмотрения и оценки заявок - 27.03.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 26.03.2015 для участия в конкурсе были 6 конвертов с заявками и 3 конверта с изменениями к заявкам, т.е. поданы следующие заявки участников закупки:
ООО "Росгосстрах" - 03.03.2015 14:00;
ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала - 03.03.2015 14:03;
ООО "Страховая группа "Компаньон" - 04.03.2015 09:15;
ОСАО "Ингосстрах" - 17.03.2015 09:30;
ОАО "СОГАЗ" - 17.03.2015 15:12;
ОАО "РЕСО-Гарантия" - 23.03.2015 10:03.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2015 заявки пяти участников закупки были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе, заявка участника закупки N 3 (ООО "Страховая группа "Компаньон") отклонена в связи с тем, что сумма, внесенная в качестве обеспечения заявки меньше суммы, предусмотренной конкурсной документацией.
При этом, по результатам оценки заявок победителем признано ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала (предложение о цене контракта - 1 257 887,25 рублей), ООО "Росгосстрах" (предложение о цене контракта - 1 286 563,67 рублей) присвоен второй номер.
В результате рассмотрения жалобы и материалов дела, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также пунктом 4.2 конкурсной документации участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, пунктом 4.6 конкурсной документации каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.
Согласно статье 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Пунктом 6.3 конкурсной документации также определено, что участник закупки вправе изменить свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона и настоящей конкурсной документации. Изменение заявки является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Изменения, внесенные в заявку, считаются неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе.
Вскрытие конвертов с изменениями заявок на участие в конкурсе осуществляется одновременно с вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, к которым поданы изменения. В случае, если конверт с изменениями к заявке на участие в конкурсе поступил по почте и на таком конверте не указаны сведения о конкурсной заявке в которую вносятся изменения, такой конверт вскрывается согласно порядковому номеру в Листе регистрации заявок на участие в конкурсе.
Как следует из материалов дела в срок, установленный для подачи заявок на участие в конкурсе поступили изменения заявок от следующих участников: ООО "Росгосстрах", ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала, ООО "Страховая группа "Компаньон".
При этом, в составе изменений к заявке ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки - платежное поручение от 13.03.2015 N 11670.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 4 статьи 52 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Следует отметить, что Законом о контрактной системе не описана форма и конкретная процедура внесения изменений в заявку участника закупки.
При этом, в статье 43 Закона о контрактной системе указано, что изменение заявки является действительным, если изменение осуществлено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Также Законом о контрактной системе не предусмотрено запрета на внесение изменений в конкурсную заявку путем представления документов, не описаны понятия "изменение заявки" и "дополнение заявки", которыми оперирует заявитель.
Учитывая положения части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, а также пункта 6.3 конкурсной документации Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии заказчика оснований для отклонения заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала от участия в конкурсе, т.к. на момент вскрытия и рассмотрения конкурсных заявок документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки данным участником, присутствовал.
Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
Признать жалобу ООО "РОСГОССТРАХ" в лице Пензенского филиала на действия заказчика, конкурсной комиссии ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области как владельца транспортных средств" (извещение N 0855100000515000053 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 03.03.2015) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 8 апреля 2015 г. N 5-05/35-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016