Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 11 июля 2014 г. N 17
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
01 июля 2014 года, рассмотрев дело N 17 от 06.06.2014 г., по факту распространения наружной рекламы пива на фасаде магазина "Меркурий", расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул. Советская, д. 140, с признаками нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии:
лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - индивидуального предпринимателя без образования юридического лица <_> установила:
На внешних стенах магазина "Меркурий", расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул. Советская, д. 140, распространяется информация рекламного характера (акт фиксации от 17.05.2014 г.).
Информационным содержанием рекламной конструкции, прикрепленной к стене магазина, обращенной в сторону проезжей части, является изображение бутылки пива "Bavaria", а также стакана с аналогичным наименованием. Нижняя часть конструкции скрыта за элементами магазина.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая вышеуказанным способом информация полностью соответствует определению понятия реклама, поскольку она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - пиву "Bavaria", что способствует продвижению указанного товара на рынке.
Законом "О рекламе" установлены специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров, в том числе рекламы пива.
Согласно разъяснениям ФАС России от 20.07.2012 N ПС/22997 о рекламе алкогольной продукции, в связи с вступлением в законную силу с 23 июля 2012 г. изменений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", положения статьи 21 настоящего Федерального закона (реклама алкогольной продукции) распространяются на рекламу пива.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, распространение рекламы пива на внешних стенах магазина "Меркурий", расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул. Советская, д. 140, с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламного баннера, рекламных полотен) противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что реклама пива: "Bavaria", распространяемая на внешних стенах магазина "Меркурий", расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул. Советская, д. 140, является ненадлежащей, так как указанная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламного баннера, рекламных полотен), монтируемых на конструктивных элементах магазина "Меркурий" (стенах, окнах) что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 7 статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" возложена на рекламораспространителя.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В целях установления лица, осуществляющего хозяйственную деятельность в магазине "Меркурий", УФАС по РА был направлен запрос в адрес Администрации МО "Чемальский район" (исх. от 20.05.2014 N1294/10).
28.05.2014 г. Администрацией МО "Чемальский район" предоставлена информация (вх. N 1454), согласно которой в магазине "Меркурий", расположенном по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул.Советская, 140, осуществляет предпринимательскую деятельность ИПБОЮЛ <_>
Таким образом, Комиссией установлено, что рекламораспространителем ненадлежащей рекламы пива, распространяемой на внешних стенах магазина "Меркурий", расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул. Советская, д. 140, является ИПБОЮЛ <_> так как он является продавцом рекламируемого товара и осуществляет торговую деятельность в помещении магазина "Меркурий", на стенах которого распространена рассматриваемая ненадлежащая реклама пива.
При таких обстоятельствах, Комиссия решила, что нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" при распространении рекламы пива на внешних стенах магазина "Меркурий", расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул. Советская, д. 140, допущено ИПБОЮЛ <_>
В процессе рассмотрения дела N 17 от 06.06.2014 г. ИПБОЮЛ <_> пояснил Комиссии, что в магазине "Меркурий" действительно реализуется пиво, и основная доля выручки складывается от его реализации. Вышеуказанные рекламные носители были представлены поставщиками пива и размещены на фасаде и окнах магазина "Меркурий" с его согласия. В настоящее время вышеуказанная реклама пива демонтирована со стен и витрин магазина.
При принятии решения Комиссией не приняты во внимание устные пояснения ИПБОЮЛ <_> в части прекращения распространения наружной рекламы пива в магазине "Меркурий", так как им не представлены Комиссии документальные доказательства, свидетельствующие о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива: "Bavaria", распространяемую на внешних стенах магазина "Меркурий", расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Элекмонар, ул. Советская, д. 140, так как указанная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламного баннера, рекламных полотен), монтируемых на конструктивных элементах магазина "Меркурий" (стенах, окнах), что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
2. Выдать ИПБОЮЛ <_> предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2014 г., решение изготовлено в полном объеме 11.07.2014 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 11 июля 2014 г. N 17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016