Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 14 июля 2014 г. N 3-01/29-2014
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев дело N 3-01/29-2014, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "Пензенское объединение автовокзалов" (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416; далее - ОАО "Пензенское объединение автовокзалов"), по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" <_> по доверенности от 30.10.2013 установила:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала и внутри здания автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 размещена информация: "Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <_>", "Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней <_>", "Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала <_>" с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 18.06.2014 по факту распространения рекламы "денежного займа", размещенной в городе Пензе, ул. Луначарского, 1, возбуждено дело N 3-01/29-2014 по признакам нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 27.06.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ОАО "Пензенское объединение автовокзалов". В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 11.07.2014.
Информация: "Экспресс деньги за 10 минут до зарплаты, до пенсии. Для жителей Пензы и Пензенской области от 1000 руб. на срок до 20 дней 73-87-87", "Денежные займы на покупку жилья, погашаемые средствами материнского капитала 73-87-87", оставлена без рассмотрения, так как была размещенная ООО ЮИК "Юрист-Инвест", являющимся арендатором торгового помещения.
В письменных пояснениях ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" (вх. от 10.07.2014 N 2791), а также на рассмотрении дела 11.07.2014 представителем Общества пояснено, что 01.06.2012 между ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" и ООО ЮИК "Юрист-Инвест" заключен договор "О предоставлении во временное пользование рекламной площадки" N 65 с приложениями 1,2. Приложение N1 содержит согласованный ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" макет размещения рекламной информации, с учетом требований ст.28 ч.1 ФЗ "О рекламе". Рассматриваемый рекламный баннер не согласован с ОАО "Пензенское объединение автовокзалов". Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной внутри здания автовокзала, является ООО ЮИК "Юрист-Инвест" на основании договора аренды.
На рассмотрении дела представитель ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" согласился с тем, что реклама на территории автовокзала размещена с информацией о предоставлении займа, без указания имени лица, оказывающего услуги по займу.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1 (с использованием рекламной растяжки) размещена информация следующего содержания: "Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <_>".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на территории автовокзала с содержанием: "Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <_>" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа положений статьи 28 ФЗ "О рекламе" (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.
Кроме того, с 22 июня 2014 года, вступили в силу изменения в статью 28 ФЗ "О рекламе", внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 N375-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так в сферу регулирования статьи 28 ФЗ "О рекламе" включена реклама займа.
Реклама о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ "О рекламе", устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ "О рекламе" следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе содержится информация о займах, без указания имени лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе указана финансовая услуга - "займы", которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Включение в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе": рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" (ИНН 5835065416), что подтверждается договором от 01.06.2012 о предоставлении во временное пользование рекламной площадки N 65, заключенным с ООО ЮИК "Юрист-Инвест".
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документах, Комиссия пришла к выводу, что ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" нарушило требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", которое выразилось в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя отчество).
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Экспресс деньги за 10 минут. Автовокзал <_>", распространяемую в городе Пензе в мае 2014 года на территории автовокзала по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ОАО "Пензенское объединение автовокзалов" (440060, г. Пенза, Железнодорожный район, ул.Луначарского, 1; ИНН 5835065416) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 14 июля 2014 г. N 3-01/29-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016