Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 9 июля 2014 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Дудина Ю.А.-заместитель руководителя- начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<>
рассмотрев материалы дела NР-217-14, возбужденного по обращению заявителя (вх.N5053 от 31.03.2014 г.), а также заявление поступившее в сопровождении письма Прокуратуры Республики Башкортостан (вх.N6198 от 17.04.2014 г.), а именно рекламу: "Впервые в России Международная сеть клиник "ДЖАО ДАЙФУ". Профессиональные специалисты высшей категорий из Китая и России, прошедшие обучение в центральной клинике г.Пекина "Джао Дайфу". Специальные курсы восстановления, уникальные авторские запатентованные программы похудения, мануальная терапия, иглорефлексотерапевтические программы, "Ай-Дзю" (прижигание дымом), техники Гуа-ша, Ба-Гуа, Ла-Лиао, Туэй-На" с использованием образа женщины, размещенную в журнале "К&З. Башкортостан" за март 2014 г., рекламораспространитель- ООО "Апресс" ( РБ, г.Уфа, Уфимское шоссе, 1/1, здание "Автодом", офис 6) и рекламодатель - Международная сеть клиник "ДЖАО ДАЙФУ" (г.Уфа, ул.К.Маркса, 44), установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение заявителя (вх.N5053 от 31.03.2014 г.), а также заявление, поступившее в сопровождении письма Прокуратуры Республики Башкортостан (вх.N6198 от 17.04.2014 г.) по вопросу распространения рекламы следующего содержания:
"ДЖАО ДАЙФУ". Профессиональные специалисты высшей категорий из Китая и России, прошедшие обучение в центральной клинике г.Пекина "Джао Дайфу" с использованием образа женщины, размещенную в журнале "К&З. Башкортостан" за март 2014 г., рекламораспространитель- ООО "Апресс" (РБ, г.Уфа, Уфимское шоссе, 1/1, здание "Автодом", офис 6) и рекламодатель - Международная сеть клиник "ДЖАО ДАЙФУ" (г.Уфа, ул.К.Маркса, 44),
имеет признаки нарушения части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Данная реклама содержит указание на конкретные медицинские услуги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 8 статьи 24 указанного закона, несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
23.06.2014 г. представителем по доверенности от ООО "Апресс" <> заявлено ходатайство об отложении рассмотрения данного дела и ознакомления с материалами данного дела (вх. N10070 от 23.06.2014 г.). Ходатайство удовлетворено.
09.07.2014 г. представители ООО "Апресс"" (РБ, г.Уфа, Уфимское шоссе, 1/1, здание "Автодом", офис 6) и международной сети клиник "ДЖАО ДАЙФУ" (г.Уфа, ул.Карла Маркса, 44) на рассмотрение данного дела не явились. Почтовые уведомления о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступали.
Анализ представленных материалов дела NР-217-14 показал, что на момент вынесения определения о возбуждении дела NР-217-14 30.05.2014 г. действовала старая редакция ФЗ "О рекламе" в соответствии с которой в ч.8 ст.24:
- реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Данная реклама содержит указание на конкретные медицинские услуги.
Федеральным законом от 28.06.2014 г. в часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" внесены изменения: - реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
В соответствии с изменениями, требования части 8 статьи 24 не распространяются на медицинские услуги. Размещенная в журнале "К&З Башкоротостан" за март 2014 г. реклама (в соответствии с письмом от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от 27.05.2014, И03-846/14),содержит в себе указания на медицинские услуги.
Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что реклама: "ДЖАО ДАЙФУ". Профессиональные специалисты высшей категорий из Китая и России, прошедшие обучение в центральной клинике г.Пекина "Джао Дайфу" с использованием образа женщины, размещенную в журнале "К&З. Башкортостан" за март 2014 г., рекламораспространитель- ООО "Апресс" (РБ, г.Уфа, Уфимское шоссе, 1/1, здание "Автодом", офис 6) и рекламодатель - Международная сеть клиник "ДЖАО ДАЙФУ" (г.Уфа, ул.К.Маркса, 44),размещена с нарушением части 8 статьи 24 ФЗ "О рекламе" на момент ее опубликования.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 09.07.2014 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ДЖАО ДАЙФУ". Профессиональные специалисты высшей категорий из Китая и России, прошедшие обучение в центральной клинике г.Пекина "Джао Дайфу" с использованием образа женщины, размещенную в журнале "К&З. Башкортостан" за март 2014 г., рекламораспространитель- ООО "Апресс" (РБ, г.Уфа, Уфимское шоссе, 1/1, здание "Автодом", офис 6) и рекламодатель - Международная сеть клиник "ДЖАО ДАЙФУ" (г.Уфа, ул.К.Маркса, 44),так как она нарушает часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" в редакции, действовавшей на момент опубликования.
3. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что 28.06 2014 года были внесены изменения в часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в связи с внесением изменений в часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" 28.06.2014 г.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении не возбуждать.
Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2014 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 июля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016