Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 8 апреля 2015 г. N 03-10.1/91-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____" - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
"_____" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Омскбланкиздат" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" и его аукционной комиссии (далее - заказчик, аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку печатной продукции (журналы) (извещение N 0352300004115000075) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей заказчика - "_____" (доверенность от 02.02.2015); "_____" (доверенность от 02.02.2015);
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3166 от 01.04.2015) жалоба заявителя, из которой следует, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), в частности при отказе в допуске Общества к участию в аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3282э от 02.04.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 19.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0352300004115000075 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 50 789,96 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 31.03.2015 на участие в электронном аукционе подано 7 заявок всем участникам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Электронный аукцион был признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования установлены заказчиком в приложении N1 "Наименование и описание объекта закупки: поставка печатной продукции (журналы)" документации об электронном аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанные требования к содержанию первой части заявки закреплены заказчиком в подпункте 1 пункта 1 раздела 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в частности, информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 31.03.2015 следует, что участнику с порядковым номером 3 ООО "Омскбланкиздат" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Отказать в допуске участника закупки к участию в электронном аукционе в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 ФЗ (непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ, требованиям раздела 17 п.1 и п.п.1.1 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об открытом аукционе в электронной форме: в заявке участника размещения заказа по всем позициям не указано наименование страны происхождения товара".
Комиссией было установлено, что первая часть заявки ООО "Омскбланкиздат" содержала указание на конкретные показатели предлагаемого к поставке товара в табличной форме, а также указание на производителя товара, а именно:
"Все товары, используемые/ предлагаемые к поставке, за исключением бумаги и картона произведены ООО "Омскбланкиздат", товарный знак "Золотой тираж", РФ, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 34. Данные производителя бумаги и картона: ЗАОр "Туринский ЦБЗ" 623900, Россия, Свердловская обл., город Туринск, ул. Дзержинского 2".
Комиссия отмечает, что в силу положений Федерального закона от 31.12.2014 N 498 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступившего в законную силу с 31.12.2015 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 51, "Российская газета", N 1, 12.01.2015) в подпункте "б" пункта 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе слова "места происхождения товара или наименование производителя товара" были заменены словами "страны происхождения".
При этом понятия "наименование страны происхождения товара" и "наименование места происхождения товара" не являются тождественными, что подтверждается арбитражной практикой Омского УФАС России (дела N А46-12787/2014 и N А46-13536/2014), соответственно участник аукциона должен представить в составе заявки информацию именно о наименовании страны происхождения товара, в связи с чем, Комиссия считает действия аукционной комиссии правомерными, а жалобу необоснованной.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения при осуществлении данной закупки:
4.1. Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
В разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения N 0352300004115000075 и пункте 8 "Сроки поставки товара" документации об электронном аукционе заказчиком указано: "Поставка товара осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления Поставщику заявки от Заказчика на конкретную партию товара".
Пунктом 3.1 проекта контракта также предусмотрено, что "Поставка товара осуществляется Поставщиком в соответствии с условиями настоящего Контракта по адресу: 644029, г. Омск, ул. Магистральная, д. 31/2 (склад заказчика), в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления Поставщику заявки от Заказчика на конкретную партию".
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
При этом в силу пункта 2 указанной статьи к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, условие о сроке поставки товара является существенным для договоров поставки.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В документации об аукционе и проекте контракта срок поставки определен указанием на событие, а именно на момент получения заявки от заказчика на конкретную партию товара, однако данное обстоятельство не отвечает признакам неизбежности, так как оно связано с волеизъявлением заказчика.
В случае если событие не обладает качеством неизбежности наступления, то такое положение в договоре не может определять срок.
По мнению Комиссии, указанная неопределенность не позволяет участнику закупки спланировать свои затраты на доставку товара заказчику.
4.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Ранее Комиссией уже было отмечено, что в силу положений Федерального закона от 31.12.2014 N 498 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в законную силу с 31.12.2015 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 51, "Российская газета", N 1, 12.01.2015) в подпункте "б" пункта 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе слова "места происхождения товара или наименование производителя товара" были заменены словами "страны происхождения".
При этом в пункте 1 раздела 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе заказчиком установлено: "Первая часть заявки должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в таблице Приложения N 1 к документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара* при условии отсутствия в Приложении N 1 к документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
* - в случае если производителем предлагаемого к поставке товара является юридическое лицо, в силу части 1 статьи 54 и статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается его фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности".
Таким образом, заказчиком при составлении документации об аукционе не были учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что заказчику уже указывалось на аналогичные нарушения в решении N 03-10.1/45-2015 от 25.02.2015, вынесенном по результатам рассмотрения Омским УФАС России жалобы ООО "Трейд-Фарм" на действия этого же заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Омскбланкиздат" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку печатной продукции (журналы) (извещение N0352300004115000075).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N3" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0352300004115000075) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии
Члены Комиссии:
|
"_____"
"_____"
"_____" |
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/91-2015
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
08 апреля 2015 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____" - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
"_____" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Омскбланкиздат" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку печатной продукции (журналы) (извещение N 0352300004115000075) (далее - электронный аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения от 08.04.2015 N 03-10.1/91-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, предписывает:
1. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N3" и его аукционной комиссии в срок до 20.03.2015:
- отменить протокол рассмотрения первых частей заявок от 31.03.2015 (извещение N 0352300004115000075);
- аннулировать электронный аукцион (извещение N 0352300004115000075).
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
3. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 21.04.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии "_____"
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель Председателя Комиссии |
"_____" |
Члены Комиссии |
"_____" |
|
"_____" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 апреля 2015 г. N 03-10.1/91-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016