Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 13 апреля 2015 г. N 72-07/14
Резолютивная часть решения оглашена "07" апреля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "13" апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
|
<_> |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 72-07/14 по признакам нарушения Администрацией Копейского городского округа и Управлением по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО "Консул" на действия МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" по взиманию платы за заезд на привокзальную площадь и аренду парковочного места на ней.
В своем заявлении ООО "Консул" указывает, что начальным остановочным пунктом внутримуниципальных маршрутов Копейского городского округа является автовокзал г. Копейска (г. Копейск, ул. Сутягина, 7). Въезд на территорию автовокзала г. Копейск, т.е. на территорию начального остановочного пункта, преграждает шлагбаум, установленный и контролируемый МУП "Копейское пассажирское автопредприятие". Условием заезда на указанную территорию является внесение ежемесячной платы МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" за заезд на конечный остановочный пункт или заключение перевозчиком с муниципальным предприятием договора аренды парковочного места и внесение ежемесячной платы. Перевозчики, согласившиеся на указанные условия, беспрепятственно осуществляют перевозку пассажиров по избранному ими маршруту муниципальной сети. Тогда как иным перевозчикам запрещается въезд на территорию начального остановочного пункта.
Администрацией Копейского городского округа представлены документы и на заседании Комиссии даны следующие пояснения (от 19.09.2014 исх. N 16747-пс, от 01.12.2014 исх. N 21742-пс, от 27.01.2015 исх. N 1120-пс, от 26.03.2015 исх. N 5351-пс).
Для осуществления деятельности МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" по договору о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения N 124-10 от 01.10.2010 был передан в хозяйственное ведение объект недвижимого имущества - открытая автостоянка N 1 по адресу: г. Копейск, ул. Сутягина, 7. Для эксплуатации указанной стоянки МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" по договору аренды N 37-14 от 14.04.2014 предоставлен в аренду находящийся в государственной собственности земельный участок общей площадью 10 814 кв.м. Учитывая, что открытая стоянка N 1 закреплена на праве хозяйственного ведения за МУП "Копейское пассажирское автопредприятие", предоставление земельного участка осуществлено без проведения торгов в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Какие-либо ограничения, касающиеся доступа к местам посадки (высадки) пассажиров, органом местного самоуправления не устанавливались.
По мнению Администрации Копейского городского округа, указанные действия собственника имущества по закреплению муниципального имущества и предоставлению земельного участка, совершенные в соответствии с действующим гражданским законодательством, не ведут к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности муниципальному автономному предприятию.
Управлением по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа представлены письменные пояснения (от 25.11.2014 исх. N 21356-пс, от 14.01.2015 исх. 216-пс) о том, что договоры аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. Сутягина, 7, занимаемого открытой стоянкой N 1, заключены с МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" без проведения торгов на основании Распоряжений Главы Копейского городского округа Челябинской области от 22.08.2006 N 1252-р и от 19.12.2011 N 4461-р.
МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" представлены документы и на заседании Комиссии даны следующие пояснения (от 25.09.2014 исх. N 407/01, от 01.12.2014 исх. N 527/01, от 20.01.2015 исх. N 20/01, от 17.02.2015 исх. N 78/04).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Распоряжения Федерального дорожного агентства от 22.08.2012 N 619-р "Об издании и применении ОДМ 2018.6.006-2012 "Методические рекомендации по оснащению автовокзала, автостанции, трамвайного депо и троллейбусного парка инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности" на территории открытой стоянки N 1, являющейся начальным и конечным пунктами муниципальных и межмуниципальных маршрутов, установлен пропускной режим. Правом беспрепятственного пропуска на открытую автостоянку обладают перевозчики, имеющие заключенные договоры на осуществление пассажирских перевозок пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. Для компенсации затрат МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" (арендная плата за пользование земельным участком, налог на недвижимость, содержание дорожного покрытия в летний и зимний период) всем перевозчикам были направлены предложения о заключении договоров на предоставление услуг на парковочные места для посадки, высадки пассажиров. Для заключения указанных договоров перевозчики должны предоставлять доказательства законности осуществления перевозок.
Изучив представленные документы и сведения, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Постановлением Главы Администрации города Копейска от 15.02.1996 N 82 создано МУП "Копейское пассажирское автопредприятие".
В соответствии с пунктом 1.2 Устава МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" от имени муниципального образования "Копейский городской округ" структурное подразделение Администрации Копейского городского округа - Управление имуществом Администрации Копейского городского округа является учредителем предприятия и осуществляет право собственника имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Целями деятельности МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" является осуществление деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), удовлетворение общественных потребностей, а также получение прибыли. Основным видом деятельности предприятия является деятельность прочего сухопутного транспорта (пункты 2.1 и 2.2 устава предприятия).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Копейского городского округа по состоянию на 24 ноября 2014 открытая автостоянка, расположенная по адресу: г. Копейск, ул. Сутягина, 7, площадью 10814 кв. м является муниципальной собственностью.
Распоряжением Управления имуществом Копейского городского округа от 09.03.2010 N 365-р принято решение о заключении с МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" договора о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, в том числе открытой стоянки N 1 по ул. Сутягина, 7.
На основании указанного распоряжения между Управлением имуществом Копейского городского округа и МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" заключен договор N 124-10 от 01.01.2010 о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, в том числе открытой стоянки N 1 по ул. Сутягина, 7.
Постановлением Администрации Копейского городского округа от 10.04.2014 N 1057-п МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" предоставлен на условиях аренды сроком на 11 (одиннадцать) месяцев земельный участок из земель населенного пункта площадью 10814 кв. метров с кадастровым номером 74:30:0102033:268, занимаемый открытой стоянкой N 1, для эксплуатации открытой стоянки. Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 20 метрах от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, г. Копейск, ул. Сутягина, 7.
На основании указанного постановления между Управлением имуществом Копейского городского округа и МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" 14.04.2014 заключен договор N 37-14 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка. Срок аренды установлен с 10.04.2014 по 10.03.2015.
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статья 294 ГК РФ устанавливает, что муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Как указывает пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия на основании части 1 формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Согласно частям 2 и 3 статьи 18 названного Федерального закона муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен статьей 36 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013). Названной нормой не предусмотрено проведение торгов при предоставлении юридическим лицам, имеющим в хозяйственном ведении сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов и (или) осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Поскольку возможность предоставления муниципальному унитарному предприятию в пользование рассматриваемого имущества предусмотрена федеральными законами, Комиссия приходит к выводу об отсутствиях в действиях Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа по предоставлению МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" на праве хозяйственного ведения открытой стоянки N 1, расположенной по адресу: г. Копейск, ул. Сутягина, 7 и Администрации Копейского городского округа по предоставлению муниципальному предприятию на условиях аренды земельного участка для эксплуатации указанной открытой стоянки признаков нарушения антимонопольного законодательства.
2. Директором МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" на 2013-2015 годы утвержден расчет платы за право заезда автомобилей на привокзальную площадь, размер которой составил 4600 рублей для транспортных средств категории М2, 5750 рублей - категории М3.
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 26.10.2011 N 370-МО утвержден перечень товаров и услуг муниципальных предприятий и учреждений, на которые устанавливаются цены и тарифы. Тарифы на услуги по въезду на привокзальную площадь в указанном перечне отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Решения Собрания депутатов Копейского городского округа от 25.03.2009 N 191-МО "О порядке установления цен и тарифов на товары и услуги муниципальных предприятий и учреждений" цены и тарифы на товары и услуги, не включенные в указанный перечень, устанавливаются муниципальными предприятиями и учреждениями самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, поскольку тарифы на услуги по въезду на привокзальную площадь органом местного самоуправления не установлены и не регулируются уполномоченными государственными органами, действия МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" по самостоятельному установлению стоимости таких услуг на основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ и пункта 6 статьи 1 названного Решения Собрания депутатов Копейского городского округа не могут противоречить действующему законодательству.
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 41 и 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела N 72-07/14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Копейского городского округа и Управлением по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
<_>
(351) 265-93-79
13.04.2015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 72-07/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016