Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 580-14-А (опубликовано 13 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "15" января 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Плаксин А.А., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Шадрина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
- Белова А.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
в ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Красновишерского муниципального района, Комиссией по проверке расходов, предъявленных к возмещению части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района, Комиссией по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района при распределении рассматриваемых субсидий ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося отказе в предоставлении субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, установила:
26.12.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило коллективное заявление ".", "_", "_" (вх. N 17447-13) о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий должностных лиц органов местного самоуправления Красновишерского муниципального района при организации поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (предоставления субсидии) в 2013 году.
Заявители указали, что для определения получателей субсидий из числа субъектов предпринимательства Администрацией Красновишерского муниципального района (далее-Администрация) был проведен отбор.
Для участия в отборе заявилось 17 участников, в том числе КФХ ".", ООО "АЗИМУТ" и ИП "_"
Протоколом N 4 от 16.12.2013 (подписан 17.12.2013) принято решение об отказе в предоставлении указанной субсидии ООО "АЗИМУТ" и ИП "_" в связи с недостаточностью средств субсидий.
При этом, на рассмотрении дела N 957-13-а, в том числе из пояснений представителя Администрации, было установлено, что очередность рассмотрения заявок определялась не в соответствии с датой подачи заявки и наличием оснований отнесения заявки к приоритетной группе.
Протоколом N 4 от 16.12.2013 (подписан 17.12.2013) также было отказано в предоставлении субсидии КФХ ".", по причине недостоверности предоставленных сведений в заявке. При этом, недостоверность сведений была установлена только 18.12.2013 г. в ходе выездной проверки: по мнению Комиссии по проверке расходов, предъявленных к возмещению части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района, являющимися получателями субсидий (грантов) у заявителя отсутствует сенокосилка STIGA-SILEX87D 42320.
По мнению заявителей, указанные действия могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Ответчик нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не признает.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон о местном самоуправлении) содействие развитию малого и среднего предпринимательства является вопросом местного значения городского округа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии с указанными нормами 21.11.2012 Администрацией Красновишерского муниципального района Постановление N 1821 "Об утверждении Правил расходования субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Красновишерском муниципальном районе на 2012-2014 годы" (далее также - Правила).
При этом, регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ст. 1 названного Закона).
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее также - Закон о предпринимательстве) основным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 1 ст. 14 Закона о предпринимательстве основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право получения субсидии.
Таким образом, для соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ органы местного самоуправления Красновишерского муниципального района обязаны организовать и провести отбор субъектов малого и среднего предпринимательства (принять и рассмотреть заявки) на равных для всех условиях в соответствии с нормами Правил.
Порядок предоставления и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности регламентирован главой 3 Правил.
Пунктом 3.7, 3.8 Правил установлено, что для получения гранта начинающие субъекты малого предпринимательства Красновишерского муниципального района предоставляют в Администрацию:
3.7.1. заявку на получение гранта начинающим субъектом малого предпринимательства по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам;
3.7.2. выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявки не более чем на 30 дней.
В случае непредоставления выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП субъектом малого предпринимательства Уполномоченный орган обращается с запросом о предоставлении указанных документов в территориальные органы Федеральной налоговой службы;
3.7.3. копии учредительных документов (для юридических лиц), копию паспорта (для индивидуальных предпринимателей);
3.7.4. документы, подтверждающие отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и страховым взносам, пеням и штрафам во внебюджетные фонды на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней. В случае наличия просроченной задолженности дополнительно представляются заверенные копии платежных документов, подтверждающих ее оплату, и (или) соглашения о реструктуризации задолженности.
В случае непредставления начинающим субъектом малого предпринимательства справки об отсутствии задолженности Уполномоченный орган обращается с запросом о предоставлении указанных документов в соответствующие службы;
3.7.5. бизнес-план, составленный с учетом рекомендаций по составлению бизнес-плана по организации собственного дела для начинающих субъектов малого предпринимательства, согласно приложению 5 к настоящим Правилам;
3.7.6. копии документов, подтверждающих осуществление расходов, указанных в пункте 3.4 настоящих Правил (копия договора аренды помещения; копия договора купли-продажи зданий, помещений, транспортных средств, оборудования; копии документов на право собственности помещения, транспортного средства; копия документа, подтверждающего профессиональную подготовку и (или) повышение квалификации, и т.п.);
3.7.7. копии документов, подтверждающих затраты, связанные с осуществлением расходов, указанных в пункте 3.4 настоящих Правил (копии товарных накладных, платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и других документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, подлежащие субсидированию);
3.7.8. расчет размера гранта начинающему субъекту малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности и приобретением оборудования, по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам;
3.7.9. копии документов, подтверждающих соответствие начинающего субъекта малого предпринимательства условиям, установленным пунктом 3.5 настоящих Правил;
3.7.10. копию документа, подтверждающего прохождение краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности согласно пункту 3.1.4 настоящих Правил;
3.7.11. другие документы по усмотрению начинающего субъекта малого предпринимательства.
К заявке и документам, указанным в пункте 3.7 настоящих Правил, начинающий субъект малого предпринимательства оформляет сопроводительное письмо в двух экземплярах.
Кроме того, в рассматриваемом случае, согласно п. 3.15 Правил, в случае несоответствия заявки и документов требованиям настоящего раздела Администрация в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации заявки направляет начинающему субъекту малого предпринимательства уведомление о необходимости доработки представленных документов с указанием выявленных недостатков.
Начинающий субъект малого предпринимательства после устранения выявленных недостатков вправе повторно направить в Администрацию заявку и документы не позднее дня окончания приема документов, установленного в объявлении о начале приема документов для получения гранта.
Вновь полученные заявка и документы рассматриваются и регистрируются в журнале регистрации заявок Администрацией в порядке и сроки, предусмотренные настоящими Правилами.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является предоставление документов, указанных в пунктах 3.7-3.8 настоящих Правил, с нарушением установленного срока или требований к оформлению (п.3.16 Правил).
16.12.2013 г. Комиссия по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района отказала в предоставлении гранта/субсидии КФХ Кривошеевой Ю.Н., 17.12.2013 г. подписан Протокол N 4.
18.12.2013 г. Комиссия по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района провела проверку наличия оборудования у КФХ "_"
Согласно Акту выездной проверки от 18.12.2013 г., Комиссия выявила, что предъявленное оборудование не соответствует договорам купли - продажи, поданным главой КФХ "_"
Таким образом, при проведении процедуры распределения грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, была нарушена последовательность действий Комиссии, а именно заявителю было отказано в предоставлении гранта/субсидии, между тем, после отказа, Комиссия провела проверку наличия оборудования у заявителя.
При принятии решения по настоящему делу Комиссией Пермского УФАС России также принято во внимание, что наличие оборудования и документы, подтверждающие принадлежность оборудования предпринимателю - Кривошеевой Ю.Н., имеются.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации Красновишерского муниципального района нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП Кривошеевой Н.Ю., выразившегося отказе в предоставлении субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, выборочно, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению равенства хозяйствующих субъектов на получение поддержки, осуществляемой органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Из совокупного анализа протоколов, составленных в ходе рассматриваемой процедуры, а также заявок участников Комиссия Пермского УФАС также пришла к следующим выводам.
Основанием отказа в предоставлении гранта ИП Кривошеевой Н.Ю. является отсутствие документов, подтверждающих факт оплаты понесенных расходов на приобретение оборудования, а именно бензиновая коса б/у, мотоблок "Каскад" б/у, сенокосилка STIGA - SILEX87B 42320 (п.3.7.7 Правил).
Таким образом, на территории Красновишерского муниципального района субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку, направленную на возмещение части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, в случае если поданная заявка соответствует всем требованиям Правил, в том числе, предъявляемым к составу заявки.
Между тем, положения Правил, в частности требования к составу заявки, не применялись Комиссией по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района ко всем участникам в равной степени.
Так согласно Протоколу от 16.12.2013 г., ООО "Ковшофф-Норд", ООО "Вишера Тур", ООО "Мебель-Шик", ООО "Макро-Лес", предоставлены гранты, однако надлежаще оформленные документы, подтверждающие факт оплаты понесенных расходов, в составе заявок указанных участников отсутствуют; либо факт оплаты понесенных расходов подтвержден частично.
Указанные обстоятельства подтверждены Протоколом N4 Комиссии по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района 16.12.2013 г.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Комиссии по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося отказе в предоставлении субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, выборочно, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению равенства хозяйствующих субъектов на получение поддержки, осуществляемой органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. В части наличия нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, данный запрет распространяется только на действия при проведения торгов (конкурсов, аукционов), запросов котировок цен и запросов предложений.
Между тем, отбор с целью предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности не является ни одной из перечисленных процедур.
Таким образом, действие запрета ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции на данные правоотношения не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 48, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Красновишерского муниципального района нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП Снегову Г.В., а также созданию преимущественных условий деятельности иным хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП "_", К(Ф)Х "_", "_" путём предоставления возможности доработки заявок участникам отбора-субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, выборочно, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению равенства хозяйствующих субъектов на получение поддержки, осуществляемой органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Признать факт нарушения в действиях Комиссии по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в т.ч. ИП ".", а также созданию преимущественных условий деятельности иным хозяйствующим субъектам, в т.ч. ООО "Кедр", ООО "Деревообрабатывающая фабрика", ООО "Грузоперевозки" путём различного подхода рассмотрения заявок субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, в т.ч. в части наличия документов, подтверждающих факт оплаты понесенных расходов, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению равенства хозяйствующих субъектов на получение поддержки, осуществляемой органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
3. Признать факт нарушения Администрацией Красновишерского муниципального района нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам - субъектам малого и среднего предпринимательства, участвующим в отборе за предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности путём размещения информации о проведении отбора несвоевременно, в нарушение п. 3.6 Правил, что приводит, либо может привести к устранению либо ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами - субъектами малого предпринимательства, участвующими в отборе за предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на соответствующих товарных рынках.
4. Выдать Администрации Красновишерского муниципального района и Комиссии по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства, а также прав и законных интересов ИП "_" в т.ч. путём рассмотрения вопроса о предоставлении ему поддержки в 2014 г. с обеспечением ИП Снегову Г.В. возможности доработки заявки.
5. Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Администрации Красновишерского муниципального района Пермского края, Комиссии по распределению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Красновишерского муниципального района по ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии М.А. Кудрявцева
Члены Комиссии Г.А. Ужегова
А.Н. Белова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
А.Н. Белова,
8(342)235-10-36
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 580-14-А (опубликовано 13 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016