Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 21 сентября 2012 г. N 23703-12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
И.о. руководителя Управления; |
Члены комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа, |
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; |
Вознесенская Н.В. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, |
на основании статей 17 и 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О размещении заказов"), Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 841 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 (далее по тексту - Административный регламент),
в присутствии представителей от:
Уполномоченного органа - Шантуриной Г.О. (доверенность от 17.05.2012 N17-Д), Гашева А.Н. (доверенность от 16.04.2012 N02-Д);
Заказчика - Плотниковой Ю.И. (доверенность N2427 от 18.09.2012);
Участник размещения заказа - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в заседание Комиссии Архангельского УФАС России своих представителей не направил. установила:
14 сентября 2012 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, поступила жалоба ООО "Строительная компания Империя" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - контрактное агентство Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на выполнение работ по завершению строительства объекта "Поликлиника на 375 посещений в смену в п. Плесецк Архангельской области" (Извещение N0124200000612001199).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с установлением в документации об открытом аукционе в электронной форме следующих требований:
установление дополнительного требования к участникам размещения заказа в пункте 7 главы II документации об открытом аукционе в электронной форме, в случае выполнения работ собственными силами (лично);
установление требований к субподрядчикам о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
к проекту гражданско-правового договора бюджетного учреждения отсутствует приложение об обязательном описании (перечня) с конкретными характеристиками материалов изделий и оборудования, которые будут применяться при выполнении работ.
Заказчик не согласен со всеми доводами Заявителя, изложенными в письме N2432 от 19.09.2012.
Уполномоченный орган не согласен со всеми доводами Заявителя, изложенными в письме N314-05-1077 от 19.09.2012.
В результате рассмотрения жалобы и проведения на основании части 5 статьи 17 ФЗ "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия Архангельского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила следующее.
В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 г. N215-пп (ред. от 03.04.2012) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд бюджетных учреждений Архангельской области.
Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением администрации Архангельской области "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 31 октября 2008 года N 244-па/38 (далее - Постановление N 244).
Согласно Постановлению N 244 заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. Уполномоченный орган на основании представленной заявки заказчика подготавливает документацию об аукционе и организует размещение заказа.
Уполномоченным органом 31.07.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещены Извещение N0124200000612001199 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на выполнение работ по завершению строительства объекта "Поликлиника на 375 посещений в смену в п. Плесецк Архангельской области", документация об открытом аукционе в электронной форме, проектно-сметная документация на выполнение работ, проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения.
Начальная (максимальная) цена договора - 179 358 270,00 руб.
Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена и.о. руководителя контрактного агентства Архангельской области М.В.Шмыревым 31.07.2012 г.
29.08.2012 в Извещение N0124200000612001199 о проведении открытого аукциона в электронной форме (в редакции N3 от 29.08.2012) внесены изменения.
1. Заявитель считает, что Заказчиком и Уполномоченным органом в пункте 7 главы II документации об открытом аукционе в электронной форме установлены дополнительные требования к участникам размещения заказа, в случае выполнения работ собственными силами (лично).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" раздела I "Общие положения" документации об аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать "копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 ФЗ "О размещении заказов", а именно:
а) копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией (далее - свидетельство СРО), по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (Раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
В пункте 7 "Обязательные условия выполнения работ, объемы выполнения работ" раздела II "Сведения о работах, на выполнение которых размещается заказ, и об условиях исполнения договора" в открытом аукционе в электронной форме установлено, что "в случае выполнения работ участником размещения заказа собственными силами (лично), он должен обладать дополнительно к указанному в подпункте 2 пункта 9 раздела I "Общие положения" документации об открытом аукционе в электронной форме свидетельству СРО по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, свидетельствами о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемыми саморегулируемыми организациями по следующему перечню работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.
6.1. Опалубочные работы.
6.2. Арматурные работы.
_
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог."
Указанное условие установлено в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, а именно: виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ: "В случае если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства".
В соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Частью 4 статьи 58 Градостроительного кодекса РФ определено, что Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капительному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства" (далее - Перечень) такой Перечень утвержден.
В данном Перечне в разделе III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" установлены следующие виды работ:
"6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.
6.1. Опалубочные работы.
6.2. Арматурные работы.
_
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог."
Следовательно, условие, а не требование, установленное в пункте 7 "Обязательные условия выполнения работ, объемы выполнения работ" раздела II "Сведения о работах, на выполнение которых размещается заказ, и об условиях исполнения договора" в открытом аукционе в электронной форме, о предоставлении свидетельства СРО по определенному перечню работ не противоречит законодательству РФ.
Кроме того, в письме ФАС от 23 мая 2011 года N ИА/19714 четко указано, что "лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ".
С учетом вышеизложенного, Заказчик, Уполномоченный орган в документации об открытом аукционе в электронной форме не устанавливали требование о предоставлении во второй части заявки копии свидетельства о допуске к отдельным видам работ.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом документация об открытом аукционе в электронной форме разработана в соответствии с нормами ФЗ "О размещении заказов".
2. Заявитель считает, что установление в документации об открытом аукционе в электронной форме требований к субподрядчикам о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений противоречит ФЗ "О размещении заказов".
Согласно локального сметного расчета N 1-17 (прилагается к документации об аукционе в электронной форме отдельным файлом "Сметы Плесецк 4 кв., 2011 N0124200000612001199 от 31.07.2012") предусмотрены работы по монтажу пожарной сигнализации.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Следовательно, для осуществления деятельности по монтажу пожарной сигнализации любое лицо должно иметь лицензию, выданную лицензирующим органом, так как, не обладая указанной лицензией, он не вправе производить данные работы.
В пункте 7 "Обязательные условия выполнения работ, объемы выполнения работ" раздела II "Сведения о работах, на выполнение которых размещается заказ, и об условиях исполнения договора" в открытом аукционе в электронной форме установлено, что "лицо, выполняющее соответствующие работы, должно обладать лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по соответствующим видам работ".
С учетом вышеизложенного, условие, установленное в документации об аукционе в электронной форме о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при исполнении работ по гражданско-правового договора бюджетного учреждения, является законным.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом документация об открытом аукционе в электронной форме разработана в соответствии с нормами ФЗ "О размещении заказов".
3. Заявитель в своей жалобе указал, что к проекту гражданско-правового договора бюджетного учреждения в качестве приложения отсутствует описание (перечень) с конкретными характеристиками материалов изделий и оборудования, которые будут применяться при выполнении работ. При отсутствии такого приложения к договору Заказчик нарушает нормы ФЗ "О размещении заказов", поскольку допускает применение подрядчиком, заключившим договор, материалов изделии и оборудования не соответствующих его требованиям, установленным в документации об аукционе.
В соответствии с частью 10 статьи 41.12 ФЗ "О размещении заказов" контракт (гражданско-правовой договор) заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме.
Следует отметить, что законодательство о размещении заказов не устанавливает обязательный перечень приложений к контракту (гражданско-правовому договору). Документация об открытом аукционе в электронной форме размещена на официальном сайте, т.е. находится для всех в свободном доступе. Подавая заявку, участник должен осознавать тот факт, что своим согласием, представленными конкретными показаниями он подтверждает исполнение контракта (гражданско-правового договора) на условиях, установленных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения, являющийся неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме, имеет следующие приложения: Приложение N 1 - "График производства работ", Приложение N 2 "Сводный сметный расчет стоимости строительства".
В соответствии с пунктом 1.2 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлено, что ""Подрядчик" обязуется в установленные договором сроки выполнить собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций строительные, монтажные и иные работы, обеспечивающие ввод и нормальную эксплуатацию Объекта в соответствии с проектно-сметной документацией, сводным сметным расчетом и графиком производства работ".
В пунктах 8 "Условия и объемы выполнения работ", 9 "Требования к материалам, изделиям и оборудованию (товарам), применяемым при выполнении работ" раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме изложено техническое задание, определяющее условия и объемы выполняемых работ, а также требования к материалам, изделиям и оборудованию (товарам), применяемым при выполнении работ.
Сводный сметный расчет стоимости строительства, проектно-сметная документация и сведения о работах, на выполнение которых размещается заказ, и об условиях исполнения договора, в том числе условия и объемы выполнения работ, требования к материалам, изделиям и оборудованию (товарам), применяемым при выполнении работ, составляют неотъемлемую часть документации об аукционе в электронной форме, которые также не являются приложениями к договору, но при отсутствии которых, выполнение обязательств по гражданско-правовому договору невозможно.
Форма N2 Приложения III документации об открытом аукционе в электронной форме для заполнения участниками размещения заказа "Характеристики товаров, используемых при выполнении работ" является рекомендуемой. Т.е. участник размещения заказа может воспользоваться своей формой, а, следовательно, на этапе размещения заказа заказчик не может знать в каком виде будут представлены участником размещения заказа конкретные показатели товара, используемые при выполнении работ.
Кроме того, пунктом 15 "Внесение изменений в договор" проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлено, что "любая договоренность между Сторонами, не затрагивающая существенные условия Договора, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные настоящим Договором, считается действительной, если она подтверждена Сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения".
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили то, что на основании данного пункта договора, по соглашению сторон, договор возможно дополнить конкретными показателями товара, которые будут использоваться Исполнителем при выполнении работ, в виде приложения к договору.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган, разместив проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения без приложения с описанием (перечень) конкретных характеристик материалов изделий и оборудования, которые будут применяться исполнителем при выполнении работ, не нарушили нормы ФЗ "О размещении заказов".
Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере размещения заказов, решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Империя" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 21 сентября 2012 г. N 23703-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016