Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 7 апреля 2015 г. N 103-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, врио руководителя управления; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, главный государственный инспектор; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей:
от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: <_>
от Департамента здравоохранения Воронежской области: <_>
от ООО "ГЕРОФАРМ": <_> <_>
рассмотрев жалобу ООО "ГЕРОФАРМ" на действия заказчика - Департамента здравоохранения Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронном виде на право заключить государственный контракт на поставку лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году. Поставка лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году (0131200001015000488), установила:
31.03.2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ГЕРОФАРМ" на действия заказчика - Департамента здравоохранения Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронном виде на право заключить государственный контракт на поставку лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году. Поставка лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году (0131200001015000488) (далее - ОАЭФ).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети Интернет.
По мнению заявителя, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а именно: описание объекта закупки не носит объективный характер. Указание на совместимость объекта закупки с инъектором (средством ввода) "НовоПен", который хоть и не является предметом закупки, однако не позволяет предложить к поставке эквивалентную продукцию с МНН Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) и по мнению заявителя устраняет от участия в аукционе производителей другого препарата, в том числе производителя препарата "Ринсулин Р", который производит ООО "ГЕРОФАРМ", что, как полагает заявитель противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области по заданию заказчика на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронном виде на право заключить государственный контракт на поставку лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году. Поставка лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году (0131200001015000488).
Согласно требованием технического задании документации ОАЭФ к поставке требовалось лекарственное средство - инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) - суспензия для подкожного введения в картриджах (100 ЕД/мл 3 N 5) раствор для инъекций в картриджах, совместимых с инъектором "Ново Пен", имеющимся у пациента) и инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) - суспензия для подкожного введения во флаконах (100 ЕД/мл 10 мл). Поставка одного торгового наименования с возможностью взаимозаменяемости форм выпуска при использовании.
Как пояснил представитель заказчика, рассматриваемая закупка проводится в рамках программы льготного лекарственного обеспечения, предусмотренного Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением администрации Воронежской области N 890.
Статьей 6.2 Закона N 178-ФЗ предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. Такими стандартами предусмотрено обеспечение не только инсулинами, но и необходимыми для их применения медицинскими изделиями, в том числе, шприц-ручками. Поскольку граждане Воронежской области, для которых осуществляется закупка инсулинов, ранее уже были обеспечены шприц-ручками (государственный контракт от 08.07.2013 года), необходимо в том числе обеспечить их совместимость.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при закупке лекарственных средств, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний) вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Порядок формирования указанного перечня утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан". Перечень таких лекарственных средств утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
По разъяснениям Минздравсоцразвития РФ (письма 14.12.2009 N 247487-25-3, 21.12.2009 N25-3/10/1-7156), "препараты ряда инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы, одновременное использование у одного и того же пациента инсулинов разных производителей не рекомендуется. Перевод пациента с препаратов инсулина одного производителя па аналогичные препараты другого может сопровождаться ухудшением течения диабета и снижением качества жизни больного".
Согласно инструкции по применению инсулина "Ринсулин", производителем которого является ООО "ГЕРОФАРМ", его картриджи могут применяться исключительно со шприц-ручками Автопен Классик, а не с ручками "НовоПен", имеющимися на руках у более, чем 1200 пациентов Воронежской области, данные о которых официально зарегистрированы в региональном сегменте Федерального регистра лиц, больных сахарным диабетом.
Учитывая то, что инструкции по медицинскому применению большинства лекарственных препаратов содержат указание на возможность применения картриджей только с определенными видами шприц-ручек, то указание заказчиком в техническом задании по мнению ФАС России (письмо N АЦ/44967/14 от 07.11.2014) требования о совместимости со шприц-ручками определенного производителя не содержит признаки ограничения конкуренции при условии, что закупка таких картриджей осуществляется для обеспечения пациентов, имеющих шприц-ручки определенного производителя.
Довод заявителя о поставке в одном лоте с картриджной формой флаконированных инсулинов с требованием поставки одного торгового наименования, как поясняет заказчик продиктована возможностью использования пациентами, имеющими ручки "НовоПен", в случае увеличения потребности во введении, не учтенной при проведении закупок картриджей, также и флаконированной формы аналогичного инсулина, стоимость которого значительно дешевле картриджной.
Таким образом, заказчик реализовал свое право на самостоятельное определение и установление в документации требований к объекту закупки в совокупности с положениями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации требований к лекарственным препаратам.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ГЕРОФАРМ" на действия заказчика - Департамента здравоохранения Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронном виде на право заключить государственный контракт на поставку лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году. Поставка лекарственных препаратов в фармацевтическую организацию для их последующего отпуска гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. N178 ФЗ в 2015 году (0131200001015000488) необоснованной.
Резолютивная часть решения объявлена 07.04.2015 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Р.В. Колмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 7 апреля 2015 г. N 103-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016