Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
от 26 сентября 2012 г. N 48-А
Резолютивная часть объявлена 21.09.2012
Изготовлена в полном объеме: 26.09.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 48-А по признакам нарушения заказчиком ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урал" (далее - ОАО "МРСК Урал") при проведении конкурентных переговоров на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме: "Разработка и внедрение географической информационной системы (ГИС) ОАО "МРСК Урал". Разработка технологических решений по организации сбора и использования пространственных данных в межрегиональной распределительной сетевой компании с применением методов дистанционного зондирования" N 31388 порядка проведения конкурентных переговоров, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Дело N 48-А о нарушении порядка организации и проведения конкурентных переговоров возбуждено на основании заявление ООО "ГЕОЗЕМ" (ул. 8 Марта, 4-8, г. Екатеринбург, 620014), в котором сообщалось следующее:
Заказчиком 22.08.2012 на сайте ОАО "МРСК Урала" размещен заказ на предмет "Право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме: "Разработка и внедрение географической информационной системы (ГИС) ОАО "МРСК Урала"Разработка технологических решений по организации сбора и использования пространственных данных в межрегиональной распределительной сетевой компании с применением методов дистанционного зондирования", объявление N 31388 от 22 августа 2012 года.
При рассмотрении конкурсной документации ООО "ГЕОЗЕМ" определил: отсутствует приложение 1 указанное в строке 11 раздела 6.2 Технического задания (схема расположения объектов работ на опытном полигоне); отсутствует список объектов ОАО "МРСК Урала" на территории опытного полигона; имеются 30 вопросов, требующих разъяснений.
ООО "ГЕОЗЕМ" 26 августа 2012 г. исх. N 14-2012 от 22.08.2012 г. направил запрос на разъяснение положений конкурсной документации ответ, на который на момент подачи жалобы не получил.
10 сентября 2012 г. в адрес заказчика направлено письмо исх. N 20-2012 от 10 сентября 2012 г. "Об изменении условий конкурса и продлении сроков подачи заявки, дополнение к исх. N 14-2012 от 22 августа 2012 г." на который также не был дано ответ.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов в течение двух рабочих дней (в условиях торгов три дня) со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Заказчиком разъяснение конкурсной документации в письменной форме или в форме электронного документа в адрес заявителя в установленные сроки отправлено не было, что нарушает положения части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов. На электронной площадке торгов разъяснения на поставленные вопросы не было.
На основании вышеизложенного ООО "ГЕОЗЕМ" считает, что заказчиком нарушено законодательство, регулирующее проведение открытых торгов и просит признать в действиях организатора торгов в лице ОАО "МРСК УРАЛ" нарушение действующего законодательства и обязать заказчика дополнить конкурсную документацию недостающими материалами, изменить условия конкурса и провести их в более поздние сроки, устранить нарушений Закона о размещении заказов.
Представители ответчика на заседании Комиссии указали следующее:
Считают, что доводы ООО "ГЕОЗЕМ", изложенные в жалобе на действия ОАО "МРСК Урала", являются необоснованными и не мотивированными в силу нижеизложенного.
1. У ООО "ГЕОЗЕМ" отсутствуют какие-либо правовые основания, предусмотренные действующим законодательством, для обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) ОАО "МРСК Урала" при проведении открытых конкурентных переговоров с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по теме: "Разработка и внедрение географической информационной системы (ГИС) ОАО "МРСК Урала". Разработка технологических решений по организации сбора и использования пространственных данных в межрегиональной распределительной сетевой компании с применением методов дистанционного зондирования".
В настоящее время правовой основой закупочной деятельности ОАО "МРСК Урала" в силу статьи 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодексом Российской Федерации, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ними и утвержденные с учетом положений части 3 указанной статьи правовые акты, регламентирующие правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, в соответствии с указанным законом право на обжалование предоставлено:
Во-первых, лицам, подавшим заявки на участие в закупке. Указанное основание в данном случае отсутствует, поскольку ООО "ГЕОЗЕМ" не подало своей заявки (предложения) на участие в конкурентных переговорах, проводимых ОАО "МРСК Урала";
Во-вторых, иным лицам, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Указания на наличие какого-либо из вышеуказанных оснований для подачи жалобы ООО "ГЕОЗЕМ" не содержит; указанные основания в действиях (бездействиях) ОАО "МРСК Урала" также отсутствуют, в том числе, по основаниям, указанным ниже.
2. По мнению ответчика, требования ООО "ГЕОЗЕМ", указанные в жалобе, являются неопределенными, не подтвержденными каким-либо объективными данными, основанными всего лишь на субъективных суждениях заявителя.
Заявитель в пункте 3 жалобы просит УФАС по Свердловской области обязать ОАО "МРСК Урала": дополнить конкурсную документацию недостающими материалами.
Указанное требование заявителя является неопределенным и неисполнимым, поскольку неясно, конкретно какими материалами и по какой причине закупочная документация должна быть дополнена.
Изменить условия конкурса и провести их в более поздние сроки.
Указанное требования заявителя также является неопределенным и неисполнимым, неясно, на основании чего и в связи с чем необходимо изменять условия конкурса, в чем конкретно выразилось нарушение прав заявителя.
Устранить нарушения Закона о размещении заказов.
Указанное требование противоречит федеральному законодательству, поскольку, применительно к закупочной деятельности ОАО "МРСК Урала" согласно Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, исключены отношения, связанные с осуществлением заказчиком размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. ООО "ГЕОЗЕМ" обжалует противозаконные условия конкурса ОАО "МРСК Урала", что не соответствует действительности, поскольку ОАО "МРСК Урала" проводило закупку иным способом, а именно - путем открытых конкурентных переговоров, что в полной мере отвечает условиям действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Далее, согласно части 3 статьи 3 данного Федерального закона, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно подпункту 9.1.1. разделу 9 Положения о закупках, утвержденное Советом директоров ОАО "МРСК Урала" от 28.12.2011 N 95 с изменениями, утвержденными Советом директоров ОАО "МРСК Урала" от 11.04.2012 N 102 предусмотрены следующие способы закупки: конкурс; запрос предложений; запрос цен; аукцион; конкурентные переговоры; закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
Таким образом, конкурентные переговоры являются самостоятельным способом закупки, принципиально отличающимся от конкурса как по порядку их проведения, так и по возникающим в связи с их проведением правовым последствиям.
Документы, регламентирующие закупочную деятельность ОАО "МРСК Урала", в том числе, путем проведения конкурентных переговоров, разработаны в полном соответствии с действующим законодательством, включая:
Положение о закупках;
Документация по открытым конкурентным переговорам с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по теме: "Разработка и внедрение географической информационной системы (ГИС) ОАО "МРСК Урала". Разработка технологических решений по организации сбора и использования пространственных данных в межрегиональной распределительной сетевой компании с применением методов дистанционного зондирования";
Техническое задание на проведение вышеуказанных конкурентных переговоров;
Приказ N 228 от 24.08.2012 г. "О создании закупочной комиссии по проведению открытых конкурентных переговоров с предварительным квалификационным отбором на право заключения договоров на НИОКР.
Особенностью конкурентных переговоров как способа проведения закупки является то, что путем подачи заявок участник выражает лишь свою заинтересованность в участии в открытых конкурентных переговорах (форма письма о подаче заявки в п. 4.1.1. Документации по конкурентным переговорам). В дальнейшем в порядке, предусмотренном разделом 2 Документации по конкурентным переговорам, происходит согласование условий договора заказчика с каждым участником путем проведения переговоров, в том числе, в части технических аспектов исполнения договора
4. ООО "ГЕОЗЕМ" не воспользовалось указанным правом на подачу заявки и, таким образом, заинтересованности в участи в процедуре не выразило, что, по мнению ответчика, свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны.
5. ООО "ГЕОЗЕМ" недостоверно указывает на официальный сайт размещения извещения о проведении конкурентных переговоров, ошибочно указывая сайт публикации копии извещения.
ОАО "МРСК Урала" 22.08.2012 г. 09 часов 19 минут извещением о конкурентных переговорах N 31388, опубликованным на электронной торговой площадке - http://www.b2b-energo.ru, пригласило всех желающих принят участие в открытых конкурентных переговорах в соответствии с Единым регламентом В2В-системы "О порядке проведения и участия в процедурах закупок продукции на Торговой площадке Системы".
В соответствии с требованиями пункта 4.7., 7.5.2., 10.7.3. Положения о закупках, копия приглашения к открытым конкурентным переговорам была размещена на официальном сайте ОАО "МРСК Урала". В соответствии с условиями Положения о закупках и указанной копии приглашения конкурентные переговоры проводятся в форме электронной закупки в соответствии с правилами и регламентом ЭТП "В2В- energo", с использованием её функционала, заявки должны быть подготовлены в соответствии с требованиями документации по конкурентным переговорам и предоставлены Организатору торгов в электронный сейф в соответствии с действующим регламентом электронной системы "b2b-energo.ru" в установленный срок.
Далее, в соответствии с пунктом 1.1.2. документации по конкурентным переговорам, переговоры проводятся в форме электронной закупки в соответствии с правилами и регламентом "B2B-energo" и использованием ее функционала.
6. В адрес ОАО "МРСК Урала" не поступало надлежащим образом оформленных запросов от ООО "ГЕОЗЕМ" о разъяснении закупочной документации в соответствии с правилами и регламентом электронной торговой площадки "B2B-energo", соответственно, у ОАО "МРСК Урала" отсутствуют какие-либо обязательства, связанные с предоставлением ООО "ГЕОЗЕМ" разъяснений закупочной документации по ненадлежащим образом поданным запросам.
В соответствии с пунктом 1.2.3. Положения о закупках, участник закупки: любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, направившие заявку на участие в процедуре закупки и прошедшие в соответствии с решением закупочной комиссии отборочную стадию оценки заявок.
Согласно подпункта 2.2.12.-2.2.13. Документации по конкурентным переговорам участники вправе обратиться к организатору переговоров за разъяснениями документации. Запросы на разъяснение Документации должны подаваться Организатору через торговую площадку электронной системы "B2B-energo" в соответствии с Регламентом системы "В2В- energo" и в письменной форме за подписью руководителя организации. Организатор обязуется в разумный срок ответить через торговую площадку электронной системы "B2B-energo" в соответствии с Регламентом данной системы на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока приема Предложений.
Далее, согласно подпункта d) пункта 5.2.3. части 5.2. Единого регламента В2В-системы "О порядке проведения и участия в процедурах закупок продукции на Торговой площадке Системы" участники процедур, проводимых в системе, имеют право обращаться к организатору закупки по электронной почте Системы "B2B-energo" с вопросами о разъяснении закупочной документации.
Надлежащих запросов от ООО "ГЕОЗЕМ" о разъяснении закупочной документации по электронной почте Системы "B2B-energo" не поступало, о чем свидетельствуют распечатки с сайта "B2B-energo". Указанная информация содержится в открытом доступе на сайте системы.
ОАО "МРСК Урала", несмотря на несоблюдение ООО "ГЕОЗЕМ" порядка направления запросов на разъяснение закупочной документации, предусмотренного регламентом системы "B2B-energo", оперативно и в кратчайшие сроки отвечало на запросы заявителя.
26 августа 2012 г. от ООО "ГЕОЗЕМ" был получен запрос на разъяснение конкурсной документации; 28 августа 2012 г. ответственное лицо ОАО "МРСК Урала" письмом информировало ООО "ГЕОЗЕМ" о том, что запрос передан техническим специалистам для подготовки ответа. Именно в связи с обращением ООО "ГЕОЗЕМ" о разъяснении закупочной документации были перенесены сроки вскрытия конвертов на квалификационный отбор по открытым конкурентным переговорам;
07 сентября 2012 г. в адрес ООО "ГЕОЗЕМ" был отправлен полный и исчерпывающий ответ на запрос заявителя;
10 сентября 2012 г. было получено письмо ООО "ГЕОЗЕМ" (N20-2012 от 10 сентября 2012 г. с незаконным требованием изменить срок подачи заявок и срок выполнения работ.
14 сентября ответственным лицом ОАО "МРСК Урала" сопроводительным письмом был направлен ответ на письмо ООО "ГЕОЗЕМ" (N20-2012 от 10 сентября 2012 г.)
По существу вопросов ООО "ГЕОЗЕМ" пыталось навязать ОАО "МРСК Урала" услуги, которые по составу не соответствуют техническому заданию, и с этих позиций критиковало положения конкурсной документации. В указанных выше ответах обращено внимание ООО "ГЕОЗЕМ" на положения закупочной документации, в том числе на техническое задание и состав услуг, которые необходимы ОАО "МРСК Урала", каких-либо существенных изменений и (или) замечаний к закупочной документации в указанных ответах не усматривается.
Таким образом, по мнению ответчика, каких-либо действий (бездействия) ОАО "МРСК Урала" как организатора закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, равным образом как и какого-либо ущемления прав ООО "ГЕОЗЕМ", допущено не было.
Выслушав мнения сторон и проанализировав представленные материалы, Комиссия установила:
Согласно ч. 2 ст. 1 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов и т.д.
Частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Советом директоров ОАО "МРСК Урала" протоколом от 28.12.2011 N 95 утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Урала".
В соответствии с указанным Положением ОАО "МРСК Урала" выбрало способ размещения заказа, предусмотренный в нем - конкурентные переговоры.
24.08.2012 Приказом N 228 в целях реализации Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Урала" была создана закупочная комиссия по проведению открытых конкурентных переговоров на право заключения договоров на выполнение НИОКОР.
В соответствии с требованиями п. 12.9.1.3 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Урала" организатором торгов ОАО "МРСК Урала" 22.08.2012 на сайте а электронной торговой площадки - http://www.b2b-energo.ru и на сайте ОАО "МРСК Урала" были размещены извещение о проведении конкурентных переговоров N 31388 на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме: "Разработка и внедрение географической информационной системы (ГИС) ОАО "МРСК Урал". Разработка технологических решений по организации сбора и использования пространственных данных в межрегиональной распределительной сетевой компании с применением методов дистанционного зондирования" и документация по конкурентным переговорам.
В соответствии с пунктом 1.1.2. документации по конкурентным переговорам, переговоры проводятся в форме электронной закупки в соответствии с правилами и регламентом "B2B-energo" и использованием ее функционала.
Согласно подпункта "d" пункта 5.2.3. части 5.2. Единого регламента В2В-системы "О порядке проведения и участия в процедурах закупок продукции на Торговой площадке Системы" участники процедур, проводимых в системе, имеют право обращаться к организатору закупки по электронной почте Системы "B2B-energo" с вопросами о разъяснении закупочной документации.
Также подпунктами 2.2.12.-2.2.13. Документации по конкурентным переговорам предусмотрено, что участники вправе обратиться к организатору переговоров за разъяснениями документации. Запросы на разъяснение документации должны подаваться организатору через торговую площадку электронной системы "B2B-energo" в соответствии с Регламентом системы "В2В- energo" и в письменной форме за подписью руководителя организации.
Организатор обязуется в разумный срок ответить через торговую площадку электронной системы "B2B-energo" в соответствии с Регламентом данной системы на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока приема предложений.
Запросов о разъяснении положений документации о конкурентных переговорах от ООО "ГЕОЗЕМ" через торговую площадку электронной системы "B2B-energo" в адрес заказчика не поступало.
Однако, в нарушение порядка предусмотренного Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Урала", документации о конкурентных переговорах и Единого регламента В2В-системы "О порядке проведения и участия в процедурах закупок продукции на Торговой площадке Системы" ООО "ГЕОЗЕМ" отправил 26.08.2012 и 10.09.2012 направил запросы о разъяснении положений документации о конкурентных переговорах непосредственно организатору торгов на его электронную почту.
Поскольку, участником размещения заказа ООО "ГЕОЗЕМ" не был соблюден порядок направления запросов, установленный заказчиком ОАО "МРСК Урал", то соответственно у ОАО "МРСК Урал" отсутствовали правовые основания для ответа на данные запросы, в том числе, в установленные документацией и положением сроки.
Однако, 28 августа 2012 ответственное лицо ОАО "МРСК Урала" письмом информировало ООО "ГЕОЗЕМ" о том, что запрос от 26.08.2012 передан техническим специалистам для подготовки ответа. 07 сентября 2012 г. в адрес ООО "ГЕОЗЕМ" был отправлен полный и исчерпывающий ответ на запрос заявителя по электронной почте.
14 сентября 2012 ответственным лицом ОАО "МРСК Урала" письмом был направлен ответ на письмо ООО "ГЕОЗЕМ" исх. N20-2012 от 10 сентября 2012 г.
Также ответ с разъяснениями положений документации по конкурентным переговорам был размещен на сайте электронной площадки системы "B2B-energo".
Документов, подтверждающих то, что документация по конкурентным переговорам не соответствовала Положению о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Урала" заявителем не представлено.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок проведения конкурентных переговоров, установленный Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Урала".
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Признать жалобу ООО "ГЕОЗЕМ" необоснованной.
Признать в действиях организатора торгов ОАО "МРСК Урала", его комиссии отсутствие нарушений положений порядка проведении конкурентных переговоров.
Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 сентября 2012 г. N 48-А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016