Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 27 сентября 2012 г. N 03-6/1-31-2012
Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2012 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 27 сентября 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело N 03-6/1-31-2012 по признакам нарушения ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее -ОАО "МРСК Центра") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несоблюдении сроков технологического присоединения объекта энергоснабжения Аххх - дачного дома, расположенного по адресу: Тверская область, Кххх район, Эххх с/п, дер. Мххх (кадастровый номер хххх), установила:
Настоящее дело возбуждено по заявлению гр. Аххх об ущемлении его прав ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Тверьэнерго", посредством несоблюдения сроков технологического присоединения вышеуказанного объекта энергоснабжения.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
ОАО "МРСК Центра" предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. ОАО "МРСК Центра" состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" с регистрационным номером N 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 N 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. N 146 ОАО "МРСК Центра" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО "МРСК Центра" с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии на территории Калининского района Тверской области предоставляется ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО "МРСК Центра" в Тверской области, в том числе в границах Эммаусского с/п Калининского района, а именно д. Метляево в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Аххх подпадает под категорию лиц, установленных п. 14 поименованных Правил технологического присоединения.
Из представленных сторонами документов следует, что между ОАО "МРСК Центра" и Аххх в целях удовлетворения личных бытовых нужд последнего заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от хх.хх.хххх N ххх (далее - Договор) (объект энергоснабжения расположен по адресу: Тверская область, Кххх район, Эххх с/п, дер. Мххх (кадастровый номер ххх).
Согласно пункту 5 поименованного Договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев с даты заключения договора.
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, согласно условиям указанного Договора, заканчивается 30.07.2012.
Однако принятые на себя ОАО "МРСК Центра" обязательства по осуществлению технологического присоединения в 6 месячный срок, установленный Договором, сетевой организацией исполнены не были.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.204 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Неисполнение сетевой организацией условий договора об осуществлении технологического присоединения в части нарушения предельных сроков технологического присоединения, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения и вышеуказанным договором, ущемляет интересы Аххх и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно представленной ОАО "МРСК Центра" в материалы дела информации (исх. от 05.09.2012 N ТВ/13-1/17-132), присоединение энергопринимающих устройств Аххх должно осуществляться по напряжению 0,4 кВ (НН) от вновь построенной ВЛ-0,4 кВ, КТП 6/0,4 кВ, ВЛ - 0,4 кВ, фид. N 2.
Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/6 кВ N 19 (Кузьминка - тяговая) (дер. Мятлево), а также ВЛ-0,4 кВ, от которой планируется присоединение энергопринмающего устройства Аххх, осуществляется Конаковским РЭС филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго".
Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению): наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), возможность Аххх по подключению к электросетям сетям, географическими границами рынка, на котором ОАО "МРСК Центра" совершено нарушение антимонопольного законодательства, является ПС 35/6 кВ N 19 (Кузьминка - тяговая) (дер. Мятлино).
В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по рассмотрению дела не установлен материальный ущерб, нанесённый в результате нарушения ОАО "МРСК Центра" своих обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям объекта Аххх.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ущемления интересов гражданина Аххх действия ОАО "МРСК Центра", выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств по договору об осуществлении технологического присоединения N ххх от хх.хх.хххх к электрическим сетям объекта энергоснабжения расположенного по адресу: Тверская область, Кххх район, Эххх с/п, дер. Мххх.
Выдать ОАО "МРСК Центра" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства посредством исполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта электроснабжения Аххх расположенного по адресу: Тверская область, Кххх район, Эххх с/п, дер. Мххх указанных в технических условиях для присоединения к электрическим сетям от N ххх от хх.хх.хххх в срок до 15.12.2012.
Председатель Комиссии Л.В. Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
А.С. Пестова
Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение (предписание) антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 03-6/1-31-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь пунктом "и" статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 03-6/1-31-2012 (резолютивная часть решения оглашена 18.09.2012, решение изготовлено в полном объёме 27.09.2012) о нарушении ОАО "МРСК Центра" (Глухарев пер., д. 4/2, г. Москва, 129090) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "МРСК Центра" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством исполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта электроснабжения Аххх расположенного по адресу: Тверская область, Кххх район, Эххх с/п, дер. Мххх указанных в технических условиях для присоединения к электрическим сетям от N ххх от хх.хх.хххх в срок до 15.12.2012.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии Л.В. Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
А.С. Пестова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 27 сентября 2012 г. N 03-6/1-31-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016