Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
N 07-03/16-14 (опубликовано 17 июля 2014 г.)
(решение изготовлено в полном объеме 17.07.2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф., члены Комиссии - начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Правдина Е.А., ведущий специалист - эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Кокшарова А.А., с участием гражданина Фролова А.Г.
рассмотрев 03 июля 2014 года дело N 07-03/16-14 о нарушении ДНП "Фили-Газ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия установила:
В антимонопольный орган поступило заявление гражданина <> о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ДНП "Фили-Газ", выразившегося в уклонении от выдачи согласования на присоединение дома <> к существующему газопроводу высокого давления, принадлежащему ДНП "Фили-Газ".
В заседании Комиссии представитель ДНП "Фили-Газ" нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил, что не уклоняется от согласования подключения гр. <>, однако не имеет информации о том, каким образом данное согласование следует выдать.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:
Между ДНП "Фили-Газ" и ООО "Росстройгаз" заключен договор аренды N 01/1 от 01.01.2012 г., по которому ДНП "Фили-Газ" передало ООО "Росстройгаз" в аренду объекты газораспределительной системы.
В соответствии с Постановлением Правительства от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" операция по присоединению объекта к сетям (в том числе к газораспределительной сети) не имеет для хозяйствующего субъекта самостоятельной потребительской ценности, осуществляется для подачи ресурса. В то же время выдача технических условий на подключение осуществляется в целях присоединения объекта к сети и поставки газа. В соответствии с приведенными Правилами N 83 услуга по присоединению оказывается владельцем соответствующей сети, который осуществляет транспортировку ресурса. Для случая присоединения к газораспределительной сети указанную услугу не может оказать никто кроме газотранспортной организации.
Как следует из ст. статьи 2 Федерального закона "О газоснабжении", газотранспортная организация - это организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях. В данном случае газотранспортными являются организации ДНП "Фили-Газ" (как собственник сетей) и ООО "Росстройгаз" (как субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа и получающий доход от данного вида деятельности на основании законно установленного тарифа). В соответствие со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 - ФЗ "О естественных монополиях" услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года положение ДНП "Фили-Газ" на рынке транспортировки газа по трубопроводам является доминирующим. Присоединение к газораспределительным сетям не образует отдельного рынка и является частью рынка услуг по транспортировке газа по трубопроводам.
В рамках рассматриваемого дела установлено, что ДНП "Фили-Газ" взимало денежные средства на компенсацию понесенных затрат на строительство газопровода высокого давления (г. Ярославль - Малое, Большое Филимоново). Комиссия констатирует, что в соответствии с п. 7 Правил 83 осуществление технологического присоединения, в т.ч. и строительство газораспределительных сетей осуществляются газораспределительной организацией. Аналогичные правил установлены пунктом 26(18) Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" в соответствии с которым при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
Таким образом, ДНП "Фили-Газ" взимало денежные средства за осуществление технологического присоединения, а значит осуществляло деятельность на рынке по транспортировке газа.
Исходя из вышеизложенного, ДНП "Фили-Газ" занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
Гражданин <> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <>
Постановлением администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 659 от 24.02.2014 г. Гр.<> согласовано место размещение газопровода к индивидуальному жилому дому с точкой подключения от действующего газопровода высокого давления.
В марте 2013 года ООО "Росстройгаз" выдало <> технические условия для присоединения к газораспределительной сети объекта газификации природным газом.
Согласно п. 6 указанных технических условий N 57 от 20.03.2013 г., гражданин <> обязан согласовать присоединение к существующему газопроводу высокого давления с собственником газопровода ДНП "Фили-Газ".
Пункт 6 технических условий, выданных ООО "Росстройгаз" был оспорен <>. в суде. Суд апелляционной инстанции (определение судебной коллегии Ярославского областного суда от 16.08.2013 по делу N 33-4752/2013) пришел к выводу, что п. 6 технических условий предусматривает обязанность получения разрешения (согласования) у собственника газопровода ДНП "Фили-Газ" на присоединение к существующему газопроводу. Указанный пункт технических условий был признан не противоречащим нормам действующего законодательства.
Гр.<>, выполняя требования технических условий, направил в ДНП "Фили-Газ" письмо с просьбой согласовать присоединение к газопроводу. Письмо было направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением по юридическому и почтовому адресам ДНП "Фили-Газ", ДНП от получения указанных писем уклонилось.
Гр.<> обратился в Ярославский районный суд с заявлением о признании незаконным уклонения ДНП "Фили-Газ" от согласования присоединения к принадлежащему партнерству газопроводу.
ДНП "Фили-Газ" в ходе судебного заседания Гр.<> вручен счет N 8 от 14.11.2013 года на сумму 180 000 рублей, наименование платежа: "компенсация понесенных затрат на строительство газопровода высокого давления (г. Ярославль - Малое, Большое Филимоново)". Гр.<> указанный счет оплатил платежным поручением N 5 от 13.12.2013.
Ярославский районный суд признал уклонение от согласования незаконным, принял решение обязать ДНП "Фили-Газ" согласовать осуществление присоединения. Указанное решение оставлено в силе апелляционным определением Ярославского областного суда.
Разрешение на присоединение со стороны ДПН "Фили-газ" Гр.<> не выдано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее Правила).
Согласно п. 17 Правил в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
ДНП "Фили-Газ" в данном случае является собственником и основным абонентом газораспределительный сетей, к которым планирует подключиться гражданин Гр.<> .
Согласно п. 13 Правил возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:
- при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;
- при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Указанная позиция подтверждается решением суда, в частности, Суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит указаний на перечень случаев, в которых собственником газопровода может быть отказано в согласовании присоединения. Также суд указал, что ДНП "Фили-Газ" могло отказать в выдаче разрешения только по тем же основаниям, по которым возможен в соответствии с действующим законодательством отказ в выдаче технических условий (отсутствие технической возможности). Обстоятельств, которые могли бы являться основанием для отказа, судом не установлено.
Действия по отказу в согласовании подключения, по мнению Комиссии, могут рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением в силу неоднократности обращений гр.<> за его получением, наличия вступившего в силу решения суда, которое не исполняется со стороны ДНП.
Таким образом, отказ ДНП "Фили-Газ" в согласовании присоединения к газораспределительным сетям, принадлежащим обществу противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы гр.<>, образует нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "о защите конкуренции".
Антимонопольным органом также установлено, что Протоколом собрания членов ДНП "Фили-Газ" от 03.04.2010 г. была установлена квота за технологическое присоединение к газопроводу высокого давления в размере 180000,00 руб. Указанная сумма была выплачена со стороны гр. <> в адрес ДНП, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами.
В силу ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Приказом департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 34-тп/г от 24.04.2014 г. "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения газораспределительных организаций на территории Ярославской области" для ООО "Росстройгаз" установлен тариф на подключение в размере 20000,00 руб., для ДНП "Фили-Газ" тариф департаментом не устанавливался.
Согласно статьи 23.2. Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Взимание денежных средств, таким образом, возможно только по двум основаниям - в соответствии с тарифом, установленным уполномоченным органом или по договору инвестирования, когда субъект, внесший плату становится собственником доли в праве на объект недвижимого имущества, так как в этом случае отношения имеют иную природу - не договора о технологическом присоединении, а инвестиционного договора. Доказательств наличия установленного законом тарифа на присоединение или передачи Гр.<> доли в праве на недвижимое имущество в антимонопольный орган не представлено.
Таким образом, указанные денежные средства получены ДНП "Фили Газ" вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Действия ДНП "Фили-Газ" по взиманию оплаты за технологическое присоединение к газопроводу высокого давления дома N 16 в <> в отсутствие установленного тарифа образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемых фактических обстоятельствах Комиссия считает необходимым выдать ДНП "Фили Газ" обязательное для исполнения предписание.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ДНП "Фили-Газ" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ДНП "Фили-Газ" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о перечислении в доход федерального бюджета дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 180 000, 00 руб.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в отношении ДНП "Фили-Газ".
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии Е.А. Правдина
А.В. Кокшарова
ДНП "Фили-Газ"
Волжская наб., д. 41-8,
г. Ярославль, 15002
Предписание
по делу N 07-03/16-14
03 июля 2014 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 17.07.2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф. члены Комиссии - начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Правдина Е.А., ведущий специалист эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Кокшарова А.В., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 03.07.2014 г. по делу N 07-03/16-14 о нарушении ДНП "Фили-Газ" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). предписывает
ДНП "Фили-Газ" в срок до 15 августа 2014 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а именно согласовать гр.<> присоединение дома <> к существующему газопроводу высокого давления, принадлежащему ДНП "Фили-Газ";
ДНП "Фили-Газ" в срок до 15 августа 2014 года перечислить в доход федерального бюджета доход, полученный в следствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 180 000,00 руб. (сто восемьдесят тысяч рублей).
Реквизиты для перечисления:
КБК 161 1 16 020 10 01 6000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКТМО 78 701 000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГКРЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010;
О выполнении настоящего предписания сообщить в пятидневный срок с момента выполнения.
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии Е.А. Правдина
А.В. Кокшаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области N 07-03/16-14 (опубликовано 17 июля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016