Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8935/05-2012 (опубликовано 28 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя управления Попов К.Ю.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8935/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пива торговой марки "Gold Mine Beer", размещенной в витрине установленного на остановке общественного транспорта киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя:
- Ульяновского РОД "Комитет Общественной Безопасности", расположенного по адресу: 432072, г. Ульяновск, пр-т Ак. Филатова, д. 11, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела лицо извещено надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- индивидуального предпринимателя Куркиной Нины Петровны (далее - ИП Куркина Н.П.), зарегистрированной по адресу: 432064, г. Ульяновск, пр-т Тюленева, д. 36, кв. 68, - Куркиной Н.П. (паспорт), установила:
Ульяновским УФАС России определением от 20.08.2012 по факту распространения в витрине установленного на остановке общественного транспорта киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, рекламы пива торговой марки "Gold Mine Beer" возбуждено дело N 8935/05-2012 по признакам нарушения ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено Ульяновское РОД "Комитет Общественной Безопасности", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП Куркина Н.П. Рассмотрение дела назначено на 20.09.2012.
На рассмотрение дела 20.09.2012 представитель Ульяновского РОД "Комитет Общественной Безопасности" не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждения извещения лица о месте и времени рассмотрения дела.
В письменных пояснениях по делу (вх. N 8250 от 20.09.2012), а также на заседании Комиссии 20.09.2012 ИП Куркиной Н.П. пояснено, что предприниматель арендует торговый киоск, расположенный по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, у своего мужа индивидуального предпринимателя Куркина Михаила Викторовича (далее - ИП Куркина М.В.). Договоров на изготовление и распространение рекламы пива торговой марки "Gold Mine Beer" ИП Куркина Н.П. ни с кем не заключала, плату за оказание услуг по распространению указанной рекламы ни от кого не получала. Полотно с рекламой пива торговой марки "Gold Mine Beer" было размещено в витрине указанного киоска его продавцом, которая, не согласовав с ИП Куркиной Н.П., повесила его таким образом, что предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления пива оказалась скрытой.
На обозрение Комиссии ИП Куркиной Н.П. было представлено полотно с рекламой пива торговой марки "Gold Mine Beer", на котором имеется предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления пива.
Исследовав материалы дела N 8935/05-2012, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу пива торговой марки "Gold Mine Beer", размещенную в витрине установленного на остановке общественного транспорта киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение Ульяновского РОД "Комитет общественной безопасности" (исх. N 79 от 18.07.2012, вх. N 6135 от 20.07.2012) о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в объектах розничной торговли г. Ульяновска. В частности, в обращении указано, что в витрине установленного на остановке общественного транспорта киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, размещена реклама пива торговой марки "Gold Mine Beer", в которой отсутствует предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления пива.
К обращению приложен фотоснимок, в том числе, указанной рекламы, которая имеет следующее содержание.
В верхней части рекламы шрифтом золотистого цвета выполнена надпись: "Бери по жизни Gold". В центральной части рекламы приведено изображение бутылки с фирменными логотипами торговой марки "Gold Mine Beer", в которой содержится жидкость желтого цвета и от которой исходит струя такого же цвета. Правее указанного изображения выполнен фирменный логотип торговой марки "Gold Mine Beer", под которым приведены изображения футбольного мяча, скрипичного ключа и конверта. Все надписи и изображения выполнены на синем фоне.
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, размещенная в витрине установленного на остановке общественного транспорта киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - пиву торговой марки "Gold Mine Beer".
Статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" признана утратившей силу ст. 22 Федерального закона "О рекламе" (с 23.07.2012).
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции, действующей с 01.07.2012) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Таким образом, с 23.07.2012 к рекламе пива применяются требования ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Однако в нарушение указанной нормы закона в рекламе пива торговой марки "Gold Mine Beer", размещенной в витрине установленного на остановке общественного транспорта киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции не просматривается. ИП Куркиной Н.П. указанная реклама размещена в витрине таким образом, что часть рекламного полотна скрыта оконной рамой киоска, в связи с чем распространение рассматриваемой рекламы осуществляется без предупредительной надписи.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 указанного Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Деятельность киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, осуществляет ИП Куркина Н.П., которая арендует указанный киоск у ИП Куркина М.В. Размещение и распространение рекламы пива торговой марки "Gold Mine Beer" в том виде, в котором она была зафиксирована заявителем по рассматриваемому делу, осуществлялись ИП Куркиной Н.П. по собственной инициативе, без заключения соответствующих договоров.
Следовательно, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Куркина Н.П.
На заседании Комиссии 20.09.2012 ИП Куркиной Н.П. представлен фотоснимок, на котором видно, что полотно с рекламой пива торговой марки "Gold Mine Beer" с витрины киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, снято. Тем самым, распространение рассматриваемой рекламы в настоящее время прекращено.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пива торговой марки "Gold Mine Beer", размещенную в витрине установленного на остановке общественного транспорта киоска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, д. 18, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме 27.09.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.Ю. Попов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8935/05-2012 (опубликовано 28 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016