Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 18 июля 2014 г. N 43-18.1/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Гритчин И.Н. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,
Члены комиссии:
Лазебный А. Ю. - ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Хаджебиеков Р.Ш. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
В присутствии представителей:
<__> от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности.
Рассмотрев жалобу <__> на действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при организации аукционов N190, 191, 194, 196, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 217, 219 назначенных на 24.06.2014 г., руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, установила:
1. В Ставропольское УФАС России поступила жалоба <__> на действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при организации аукционов N190, 191, 194, 196, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 217, 219 назначенных на 24.06.2014 г.
Заявитель указывает, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды СК было отказано в принятии заявок на участие в торгах, а так же организатором торгов был нарушен порядок организации и проведения торгов в части установления необоснованных требований к участникам торгов.
2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в своих пояснениях указало, что данные аукционы проведены в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство), утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 года N221 - п, а так же нормами Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ)
В дополнение к пояснениям, Министерство представило документы, подтверждающие, что на момент рассмотрения настоящей жалобы договоры по указан-ным аукционам подписаны в период с 25 июня 2014 года по 11 июля 2014 года и денежные средства за предмет аукциона внесены в бюджет Российской Федерации.
3. Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее:
Согласно "Правилам подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе", утвержден-ным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 (далее -Правила) организатор аукциона:
- определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
- организует подготовку и размещение извещения и документации, из-вещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене;
- заключает договоры о задатке.
Согласно аукционной документации открытых аукционов NN190, 191, 194, 196, 198, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 217, 219 по приобретению права на заключение договоров водопользования, размещенной на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу torgi.gov.ru уста-новлена дата окончания подачи заявок на участие в аукционе 26.05.2014 года.
Формой заявки за заключение договора о задатке определено, что заявку на заключение договора о задатке необходимо подать не позднее 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, по-следним днем подачи заявлений на заключение договоров о задатке является 20.05.2014 года.
Заявитель, во исполнение требований аукционной документации обратился в адрес Организатора аукционов с заявлениями о заключении договоров о задатке для участия в указанных открытых аукционах 21.05.2014 года, что подтверждено отметкой о входящей корреспонден-ции.
Таким образом, заявителем был пропущен срок подачи договора о задатке, установленный аукционной документацией.
Исходя из пояснений Министерства, на основании изложенного и в соответствии с пунктом 33 Правил, аукционной комиссией зая-вителю <__> было отказано в доступе к участию в открытых аукционах NN190, 191, 194, 196, 198, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 209, 211, 212, 213, 214,215,217,219, ввиду несоответствия заявки требованиям, предусмотренных аукционной документацией.
В то же время Комиссией Ставропольского УФАС России было установлено, что отказ в допуске заявителя был оформлен письмом, подписанным заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края <__> Согласно пояснениям, данными представителями Министерства конверты с заявками <__> не вскрывались и в настоящее время находятся в Министерстве. В протоколах рассмотрения заявок, решения аукционной комиссии о не допуске <__> отсутствует, как и иная информация о поступивших заявках <__>
Пунктом 36 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе" утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 определено, что 36. Комиссия ведет протокол рассмотрения заявок.
Комиссия рассматривает заявки и определяет соответствие их требованиям, предусмотренным документацией, и соответствие заявителей требованиям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил.
Срок рассмотрения заявок не может превышать 5 дней с даты окончания подачи заявок.
На основании результатов рассмотрения заявок комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в аукционе и о признании его участником аукциона или об отказе в допуске заявителя к участию в аукционе. Протокол рассмотрения заявок размещается организатором аукциона на официальном сайте в день окончания рассмотрения заявок.
Исходя из изложенного, решение о допуске или недопуске претендента на участие в аукционе принимает комиссия организатора торгов и данное решение аукционной комиссии отражается в протоколе рассмотрения заявок.
Пунктом 38 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе" утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230, установлено, что протокол рассмотрения заявок должен содержать:
а) все зарегистрированные заявки с указанием имен (наименований) заявителей;
б) дату подачи заявок;
в) сведения о внесенных задатках;
г) все отозванные заявки;
д) имена (наименования) заявителей, признанных участниками аукциона;
е) имена (наименования) заявителей, которым было отказано в признании их участниками аукциона, с указанием причин такого отказа.
Исследовав Протоколы рассмотрения заявок, решения аукционной комиссии о не допуске <__> в протоколах не обнаружено. Иные протоколы об отклонении и рассмотрении заявки <__> так же отсутствуют.
Следовательно, решение о не соответствии заявки <__> было принято лично заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края <__> вне процедуры аукциона, что противоречит требованиям аукционной документации, а так же требованиям "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе" утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230.
Таким образом, организатором торгов нарушен порядок рассмотрения заявок претендентов на участие в торгах, предусмотренный пунктом 36 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе" утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230.
Данные действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края указывают на признаки нарушения Статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности создание дискриминационных условий, а так же части 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
В то же время Пунктом 21 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе", утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 установлено, что договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.
Нормами пункта 21 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе", утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 не установлен предельный срок заключения договора о задатке, а так же не установлено право организатора торгов устанавливать требование о сроке заключения договора о задатке с потенциальными участниками аукционов.
Исходя из вышеизложенного, заявитель вправе направить заявление на заключение договора о задатке менее чем за 5 рабочих дней до момента окончания приема заявок на участие в аукционах, так как в силу пункта 21 Правил организатор торгов обязан заключить договора о задатке не позднее 2 рабочих дней с момента поступления такого обращения, следовательно заявка на заключение договора о задатке может быть подана и за 4 и за 3 рабочих дня до окончания приема заявок на участия.
Заявителем, за 4 дня до окончания приема заявок на участие в аукционах было направлено заявление о заключении договора задатка, и исполнено обязательство о внесении задатка, о чем в материалах рассматриваемой жалобы имеется соответствующее подтверждение, таким образом, заявка <__> Формально соответствовала требованиям, установленным Правилами и подлежала рассмотрению в общем порядке аукционной комиссией организатора торгов.
Таким образом организатор торгов в нарушение требований пункта 21 вышеупомянутых правил отказал в заключении договора задатка <__> тем самым нарушил право заявителя на участие в аукционах, что повлекло отказ в принятии, рассмотрении и участии в аукционах заявок <__>
В результате данных противоправных действий организатора торгов, а так же конкретных должностных лиц министерства, был нарушен порядок организации и проведения торгов, а так же нарушены права заявителя, подавшего заявку на участие в аукционе, в соответствии с требованиями "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе", утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - организатор аукционов NN190, 191, 194, 196, 198, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 217, 219 по приобретению права на заключение договоров водопользования, нарушило требование пункта 21 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе", утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 в части отказа в заключении в течении 2 рабочих дней с даты обращения договора о задатке.
Указанные действия привели к необоснованному отклонению заявок <__> и созданию препятствий доступу к участию в торгах.
Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края указывают на признаки нарушения Статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности создание дискриминационных условий, а так же части 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, на основании чего материалы настоящей жалобы будут переданы в отдел контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России для проверки на соответствие нормам статьи 15 и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по указанным в настоящем Решении обстоятельствам.
Согласно, части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, аукционной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, аукционной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу <__> на действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края при организации аукционов N190, 191, 194, 196, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 217, 219 назначенных на 24.06.2014 г. - обоснованной.
2. Признать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края нарушившим требование пункта 21 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе", утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 в части отказа в заключении в течении 2 рабочих дней с даты обращения договора о задатке.
3. Признать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края нарушившим требование пункта 38 "Правил подготовки и заключения договора водопользова-ния, право на заключение которого приобретается на аукционе", утвержден-ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 в части нарушения порядка составления протокола, составляемого в ходе торгов.
4. Ввиду того что в настоящее время договоры, по результатам рассматриваемых аукционов заключены и обязательства по ним исполняются, предписание не выдавать.
5. Передать материалы настоящей жалобы в отдел контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России для проверки на соответствие нормам статьи 15 и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по указанным в настоящем Решении обстоятельствам.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 июля 2014 г. N 43-18.1/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016