Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 15 июля 2014 г. N 24-07/18.1/14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка определения победителя аукциона (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председателя Комиссии: |
К***** А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
С***** Т.М. |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
П***** Ю.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу ОАО "Южуралзолото Группа Компаний" (далее - Заявитель, ОАО "ЮГК") на действия Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) при проведении торгов в форме аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи облицовочного камня (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы) на Михайловском участке, расположенном в Пластовском муниципальном районе Челябинской области, по извещению N 150414/1780621/02 (далее - торги, Аукцион); установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Южуралзолото Группа Компаний" (далее - Заявитель) на неправомерные действия Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения Аукциона.
В качестве доводов Заявитель указал следующее.
Общество является собственником земельных участков, расположенных в Пластовском муниципальном района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Границы горного отвода, предоставленного по результатам Аукциона, входят в границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности ОАО "ЮГК".
Реализация права владения и исполнение обязанностей недропользователя - победителя Аукциона без предоставления земельного участка в пользование не возможно. Министерством принято решение о проведении Аукциона и предоставлено победителю торгов исключительное право пользования недрами в пределах границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности обществу.
В силу статьи 55 Конституции РФ и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
Таким образом, Министерством не исполнены контрольные функции, предусмотренные Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", и нарушены права ООО "Южуралзолото Группа Компаний" ввиду неверного определения границ участка недр с указанием географических координат их угловых точек без учета земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности.
Кроме того, на официальном сайте торгов размещены сведения об изменении результатов Аукциона от 10.06.2014 в 6:45, согласно которым в графе "результат торгов" стоит "-" (прочерк), а также отсутствуют протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона, что не позволяет сделать вывод о результатах Аукциона и выборе победителя.
По мнению Заявителя, вышеуказанные действия организатора торгов не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права как собственника земельных участков.
Министерством представлены следующие письменные возражения и пояснения по доводам жалобы.
Предметом аукциона, проводимого Министерством, является участок недр.
В соответствии со статьей 11 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Согласно статье 25. 1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и Законом о недрах, в том числе земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Также Законом о недрах предусмотрено изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд у собственников, землепользователей, землевладельцев земельных участков, которое осуществляется на основании решений об их изъятии по ходатайствам пользователей недр в порядке предусмотренном Правительством РФ.
Информация о праве собственности на земельный участок и проведении государственного кадастрового учета в управлении природных ресурсов Министерства отсутствует.
В Порядке и условиях проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи облицовочного камня (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы) на Михайловском участке, расположенном в Пластовском муниципальном районе Челябинской области, утвержденным Распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 15.04.2014 N 691-р, установлено, что отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, после утверждения технического проекта освоения Лицензионного участка и получения необходимых согласований и экспертиз.
Таким образом, фактом предоставления Министерством по результатам торгов права пользования недрами, права собственников земельных участков не нарушаются, поскольку оформление прав на земельные участки осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ, после утверждения технического проекта освоения участка.
Границы участка недр, который является предметом Аукциона, определены с указанием географических координат, вопросы, связанные с наложением данных координат на границы сформированных земельных участков при выставлении участка недр на торги не исследовался ввиду отсутствия у организатора Аукциона соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование" границы участков недр обозначаются с помощью географических координат.
Информация о земельных участках, принадлежащих Заявителю на праве собственности, при установлении границ участков недр по мнению Министерства не должна учитываться, поскольку предметом Аукциона является участок недр, а не земельный участок.
Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте торгов, официальном сайте Министерства.
В соответствии с пунктом 51 Порядка проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Челябинской области, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18.03.2013 N 36-П (далее - Порядок) решение о предоставлении права пользования участком недр субъекту предпринимательской деятельности, признанному победителем аукциона, должно быть опубликовано на официальном сайте Министерства (http://www.minprom74.ru) и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.torgi.gov.ru) в течение пяти дней со дня принятия такого решения.
Организатором торгов информация о результатах Аукциона опубликована на официальном сайте Министерства 09.06.2014, на официальном сайте торгов - 10.06.2014.
По мнению организатора торгов, нарушение порядка организации и проведения торгов отсутствует.
ООО "Южно-Уральская минерально-сырьевая компания", признанное победителем Аукциона, представило следующие письменные возражения и пояснения по доводам жалобы.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах допускается возможность выдачи лицензии на пользование недрами без одновременного предоставления соответствующего земельного участка, а также без согласия собственника, землепользователя или землевладельца земельного участка на такое предоставление.
Последующее предоставление соответствующего земельного участка для использования недр подлежит осуществлению в порядке, установленном законодательством РФ, после прохождения стадии утверждения проекта проведения указанных работ.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и Законом о недрах.
Статьей 1.2 Закона о недрах установлено, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Предметом сделок могу быть лишь только права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется в границах этого участка на поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Таким образом, право собственности Заявителя на принадлежащие ему земельные участки не нарушаются предоставлением победителю торгов права пользования недрами, поскольку не совпадают объекты прав - земельный участок и горный отвод. В связи с чем действия организатора торгов по принятию решения о предоставлении права пользования недрами соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Размещение результатов Аукциона в соответствии с пунктом 4 Распоряжения Минпрома Челябинской области N 2182-Р от 06.06.2014 "Об утверждении результатов аукциона по предоставлению права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи облицовочного камня (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы) на Михайловском участке, расположенном в Пластовском муниципальном районе Челябинской области" осуществлено на официальном сайте торгов 10 июня 2014 года, на официальном сайте Министерства - 9 июня 2014 года.
Обществом получена лицензия на право пользования недрами ЧЕЛ 80312ТР, которая зарегистрирована 30.06.2014.
В настоящее время проект работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, не подготовлен и не утвержден в установленном порядке.
Поскольку в настоящее время проект работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, не утвержден в установленном порядке, то каких-либо действий, направленных на получение в пользование земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, не предпринималось, соответственно, земельный участок не предоставлялся (не выделялся) в виде отсутствия правовых оснований, предусмотренных частью 6 статьи 11 Закона о недрах.
По мнению ООО "Южно-Уральская минерально-сырьевая компания" в действиях организатора торгов отсутствуют нарушения законодательства о недрах.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Министерством на официальном сайте торгов www.torgi.gov 15.04.2014 размещено извещение N 150414/17801621/02 о проведении Аукциона (далее - извещение о проведении Аукциона), 17.04.2014 - на официальном сайте Министерства www.minprom74.ru.
Распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 15.04.2014 N 691-р принято решение о проведении проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи облицовочного камня (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы) на Михайловском участке, расположенном в Пластовском муниципальном районе Челябинской области, утвержден порядок и условия аукциона (далее - Условия Аукциона).
В соответствии с указанным извещением организатором торгов является Министерство.
Согласно сведениям, представленным Министерством в материалы дела, Михайловский участок недр, расположенный в Пластовском муниципальном районе, площадью 0,108 кв.км, включен в перечень участков местного значения по Челябинской области, утвержденный Министерством 30.10.2013.
Порядок организации и проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи участков недр местного значения определяется:
- Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
- Законом Челябинской области от 29.03.2012 N 294-ЗО "О пользовании недрами на территории Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области);
- Порядком проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Челябинской области, утвержденным Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18.03.2013 N 36-П.
В материалы дела Заявителем представлены копии свидетельства о государственной регистрации права собственности Общества, в том числе земельный участок с кадастровым номером 74:26:2005003:8 расположен по адресу: Пластовский район, г. Пласт, участок находится примерно в 11900 северо-западнее от ул. Прямая, д. 8.
Согласно Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Частью 3 статьи 3 ЗК РФ установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
В соответствии с подпунктом "д" части 3 статьи 23 ЗК РФ на земельные участки могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Из системного толкования норм действующего законодательства следует, что недра не могут принадлежать владельцу земельного участка и законодательство о недрах применяется при определении границ участка недр, в связи с чем требования ЗК РФ не подлежат применению при установлении данных границ, в том числе исследование на предмет наложения участка недр на границы земельных участков иных землевладельцев и землепользователей.
В данном случае лицо, которому предоставлен участок недр по результатам Аукциона, определяет условия пользования земельным участков с собственником самостоятельно, вплоть до возможности установления сервитута.
Таким образом, довод Заявителя о наложении границ участка недр на границы земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности, подлежат отклонению Комиссией и исследование вопроса о действительном наложении границ решаются сторонами данных правоотношений самостоятельно.
2. Статьей 13.1 Закона о недрах установлено, что решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона.
Согласно статье 11 Закона Челябинской области уполномоченный орган Челябинской области по результатам аукциона не позднее тридцати календарных дней с даты проведения аукциона принимает решение об утверждении результата аукциона на право пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых победителем аукциона. Указанная информация размещается на сайте уполномоченного органа Челябинской области в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Согласно извещению о проведении Аукциона и Протоколу N 3 от 05.06.2014 проведение Аукциона состоялось 5 июня 2014 года.
Распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 06.06.2014 N 2182-Р утверждены результаты Аукциона, победителем которого признано ООО "Южно-Уральская минерально-сырьевая компания".
Министерством в материалы дела представлены скриншот:
- с официального сайта Министерства (http://www.minprom74.ru), согласно которому информация о результатах Аукциона размещена 09.06.2014;
- с официального сайта торгов (http://www.torgi.gov.ru), согласно которому информация о результатах Аукциона размещена 10.06.2014.
Законом о недрах, Законом Челябинской области, Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18.03.2013 N 36-П не предусмотрено требование о размещении протоколов, составленных в ходе проведения торгов.
Из содержания информации с официального сайта торгов можно сделать вывод, что итоги Аукциона подведены, определен победитель торгов - ООО "Южно-Уральская минерально-сырьевая компания", в связи с чем нельзя прийти к выводу, что изменения от 10.06.2014 могли повлиять на итоги Аукциона, либо на права и интересы лиц, в том числе не принимавших участие в торгах.
На основании вышеизложенного, не могут быть приняты во внимание доводы Заявителя о нарушении организатором торгов порядка размещения информации о результатах Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Южуралзолото Группа Компаний" необоснованной.
2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июля 2014 г. N 24-07/18.1/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016