Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 8/601-С (опубликовано 9 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Кириллов Г.В. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Красильникова Татьяна Владимировна - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Клин Тайм" (далее - ООО "Предприятие Клин Тайм", Заявитель): Фисак Ю.Ю. (по доверенности - от 03 апреля 2015 года б/н),
в присутствии представителя от Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком" (далее - ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ", Заказчик): Худолей М.В. начальника юридического отдела ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (по доверенности от 25 февраля 2015 года N13),
рассмотрев жалобу Заявителя от 26 марта 2015 года N6-06/23 (вх.N 81/09 от 27 марта 2015 года) на действия Заказчика при проведении закупки по сбору коммерческих предложений в электронной форме на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (далее - Закупка), размещенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru под N 31502114285, заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении Закупки, документация Заказчика и документы Закупки размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика.
11 марта 2015 года Заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно извещению N 31502114285:
-дата и время окончания подачи заявок 19.03.2015 в 17:30 (МСК); - дата и время рассмотрения заявок 20.03.2015 в 11:00 (МСК); - Дата и время подведения итогов 20.03.2015 в 16:02 (МСК). |
|
Заявитель, ознакомившись с документацией Заказчика о Закупке, считает, что в действиях Заказчика усматривается нарушение норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положения о закупке товаров, работ и услуг ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (далее - Положение):
I. В Документации по проведению открытого сбора коммерческих предложений (далее - Документация) в Форме 6 Приложения к заявке на участие в сборе коммерческих предложений содержится требование к материальном-техническим ресурсам претендента на участие в закупочной процедуре, находящихся на праве собственности или ином праве (хозяйственного ведения, оперативного управления), что, по мнению Заявителя, свидетельствует о дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки по принципу наличия у них материально-технических ресурсов только на праве собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении, отсутствии иных видов прав, в т.ч. прав аренды.
II. В пункте 4.2.5 Документации установлено требование о том, что для подтверждения соответствия требованиям, установленным Документацией, претендент на участие в сборе коммерческих предложений должен был представить нотариально заверенные документы в соответствии с пунктом 9.1.2 Положения. Согласно п.9.1.2 Положения в редакции 03 (вступившей в силу с 16.03.2015), эти документы должны быть представлены в виде копий, заверенных печатью организации.
III. Согласно пункта 6.3.3. Протокола проведения закупочной процедуры по закупке в форме сбора коммерческих предложений в электронной форме от 24.03.2015 причиною отказа Заказчиком в допуске к участию Заявителя является то, что коммерческое предложение Заявителя превышает начальную (максимальную) цену договора. При этом, согласно пункту 6.1 данного протокола ценовое предложение составляет 2 209 623,16 руб. (с НДС), а не заявленное Заявителем 1 872 561, 64 руб. (без НДС).
При этом, в пункте 2.1 раздела 2 "Техническое задание" Документации начальная (максимальная) стоимость оказания услуг учитывала все возможные расходы претендента, которые возникнут в ходе оказания услуг, в т.ч. все виды налогов без НДС/включая НДС.
IV.Документация не содержит каких-либо условий относительно права Заказчика осуществлять перерасчет стоимости услуг, предложенной участниками в ходе процедуры закупки.
V. Заявителем в соответствии с пунктом 3.4 Документации в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений Документации от 13.03.2015 N6-06/15 (получен 13.03.2015 N493).
В установленные Законом о закупках сроки Заказчик не предоставил ответ Заявителю на данный запрос, в том числе не разместил его на официальном веб-сайте http://www.zakupki.gov.ru, на сайте веб-сайте электронной торговой площадки, на официальном веб-сайте Заказчика http://www.sevtelecom.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также не перенес окончательный срок подачи заявок на количество дней задержки.
Таким образом, по мнению Заявителя, в действиях ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" усматривается нарушение норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в виде не предоставления ответа на запрос о разъяснении положений документации и оценка и сопоставление заявки Заявителя было произведено в порядке, который не указан в документации о закупке услуг.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу Заявителя от 26 марта 2015 года N6-06/23, а именно:
1. По мнению Заказчика, Форма N6 Документации Закупки является информационной, не является критерием отбора Победителя и не ограничивает допуск Участника к участию к закупке. Кроме того, п.4 Инструкции по заполнению Формы N6 предоставляется право участнику указать материально-технические ресурсы, которые участник считает ключевыми и планирует использовать в ходе выполнения Договора.
2. В своей жалобе (п.2 жалобы) ООО "Предприятие Клин Тайм" указывает, что в пункте 4.2.5 Документации (в редакции 2.0 Положения) установлено требование о предъявлении нотариально заверенных документов, а в редакции 3.0 Положения (вступившей в силу с 16.03.2015) эти документы должны быть представлены в виде копий, заверенных печатью организации.
На дату размещения Закупки действовала редакция 2.0 Положения, в которой согласно пункту 9.1.2 документы в обязательном порядке должны быть заверены нотариально.
При этом, согласно подпункту 6 пункта 9.1.1 Положения, ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" вправе требовать нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов, на основе которых организация-участник закупки осуществляет свою деятельность.
3. По мнению Заказчика, в случае, если товары, работа, услуги организации-участника не облагается НДС, то цена, предложенная таким претендентом в заявке не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС.
4. Вопреки утверждению Заявителя Заказчик не проводил перерасчета стоимости услуги, к предложению участника была добавлена сумма НДС для наглядности превышения установленной начальной (максимальной) цены закупки.
5. Согласно пункта 7.7. Положения, все документы и сведения, связанные с проведением закупочных процедур, направляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель является участником процедуры Закупки. Согласно Протокола проведения закупочной процедуры по закупке в форме сбора коммерческих предложений в электронной форме Закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что участия в закупочной процедуре из 3-х участников не допущено ни одной заявки.
В соответствии с представленными Заказчиком документами Закупки, размещенными также на официальном сайте http://zakupki.gov.ru под N 31502114285, в форме N6 Документации Закупки указано требование к описанию материально-технических ресурсов, находящихся у участника на праве собственности или ином праве (хозяйственного ведения, оперативного управления).
В пункте 4 Инструкции по заполнению Формы N6 сообщается, что в данной справке перечисляются материально-технические ресурсы, которые участник считает ключевыми и планирует использовать в ходе выполнения Договора.
При этом, в Инструкции по заполнению Формы N6 нет конкретизации или разъяснения видов собственности, пользования или иного права, на основании которого материально-технические ресурсы находятся у участника Закупки.
Согласно статьям 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Таким образом, требование Заказчика в Документации к материальном-техническим ресурсам претендента на участие в закупочной процедуре, находящихся на праве собственности или ином праве (хозяйственного ведения, оперативного управления), может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки по принципу наличия у них материально-технических ресурсов только на праве собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении, без учета других видов пользования имуществом, ресурсами.
В соответствии со сведениями, размещенными Заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru Положение о закупке товаров, работ и услуг ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (редакция 2.0) размещено 19.11.2014, Положение о закупке товаров, работ и услуг ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (редакция 3.0) размещено 13.03.2015.
Таким образом, на дату размещения извещения о Закупке N 31502114285 действовало Положение о закупке товаров, работ и услуг ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (редакция 2.0), в соответствии с пунктом 9.1.2. в случае закупки на сумму свыше 100 000,00 рублей документы в обязательном порядке должны быть заверены нотариально.
Рассматриваемая закупка N 31502114285 осуществлялась Заказчиком на сумму 2 077 392,55 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 1.2 Раздела 1 "Предмет закупки и требования к предмету закупки" Документации начальная (максимальная) цена договора (цена лота): цена закупки указана с учетом всех затрат и обязательных платежей с включенными в нее расходами (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей) и прочими непредвиденными расходами, необходимыми для исполнения Договора в полном объеме. Цена Договора включает НДС 18%.
Условия предоставления услуг, отраженные в Техническом задании Документации предусматривают, что начальная (максимальная) стоимость оказания услуг составляет 2077392,55 рублей с учетом НДС. Начальная (максимальная) стоимость оказания услуг учитывает все возможные расходы претендента, которые возникнут, или могут возникнуть в ходе оказания услуг, в том числе все виды налогов без НДС/включая НДС.
Законом о закупках, Положением не предусмотрены ограничения в части участия в Закупке участников находящихся только на определенной системе налогообложения, предусматривающей включение в стоимость товаров, работ, услуг налога на добавленную стоимость.
Согласно пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), что также отражено в пункте 5.1 Положения (редакция 2.0).
Кроме того, согласно пункта 6.8.1 Документации среди критериев отбора участников присутствует условие соответствия предлагаемой участником закупки продукции и договорных условий (в т.ч. не превышения объявленной начальной (максимальной) цены договора) требованиям документации о закупке.
Заявителем предложена цена Закупки без НДС соответственно условию предоставления услуг, отраженному в Техническом задании Документации, т.к. не является плательщиком данного налога, что не может ограничивать его право на участие в Закупке.
Также, его предложение не превышает объявленной Заказчиком начальной (максимальной) цены договора и в случае определения победителем оплата Закупки проводилась бы в соответствии с налоговым законодательством, т.е. без учета НДС в стоимости услуг, оказываемых Заказчику.
Таким образом, в Документации Закупки отсутствует порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), предусматривающий расчет и указание начальной (максимальной) цены договора с учетом и без учета НДС, что позволяет потенциальным участникам, находящимся на разных системах налогообложения оценить свои финансовые возможности и принять участие в Закупке, а Заказчику воздержаться от немотивированного отказа в допуске заявок участников и выбрать наиболее выгодное предложение с учетом всех условий и требований Документации.
Пункт 7.7. Положения (редакция 2.0) определяет условия проведения Заказчиком закупочных процедур в электронной форме и взаимоотношения с оператором электронной площадки по размещению закупки, проведению закупочных процедур и вопросы, связанные с регистрацией участников.
При этом, в пункте 7.7 Положения отсутствует регулирование взаимоотношений Заказчика и участников, которые имеются в Законе о закупках, Положении, Документации Закупки.
Так, пунктом 3.4 Документации предусмотрено, что любое лицо вправе направить организатору размещения заказа запрос о разъяснении положений документации. Если указанный запрос поступил к организатору не позднее 3 (трех) дней до окончания срока подачи предложений, он в течение 1 (одного) дня после поступления указанного запроса обязан разместить ответ на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru и на сайте веб-сайте электронной торговой площадки www.estp.ru. Если организатор размещения заказа не успевает разместить ответ на запрос не позднее чем за 2 (два) дня до истечения срока подачи заявок, он должен перенести окончательный срок подачи заявок на количество дней задержки.
В данном пункте Документации Заказчика не указано требование о направлении запроса о разъяснении положений Документации только в электронной форме, т.е. любым возможным способом, позволяющим доказать факт направления/получения запроса.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Заявителем 13 марта 2013 года за N6-06/15 в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений документации, получен 13 марта 2015 вх.N Заказчика 493. Т.е. запрос поступил к организатору не позднее 3 (трех) дней до окончания срока подачи предложений (дата окончания подачи заявок-предложений 19 марта 2015 г.).
В ходе рассмотрения дела N08/76-15 Заказчиком представлена Комиссии копия ответа на данный запрос Заявителя - N315-05-1 от 25 марта 2015 г.
Фактически установлено, что на полученный запрос в установленные Документацией сроки Заказчик не предоставил ответ Заявителю на данный запрос, в том числе не разместил его на официальном веб-сайте http://www.zakupki.gov.ru, на веб-сайте электронной торговой площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также не перенес окончательный срок подачи заявок на количество дней задержки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и необоснованности доводов Заказчика.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Клин Тайм" от 26 марта 2015 года N6-06/23 (вх.N 81/09 от 27 марта 2015 года) на действия Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком" при проведении закупки по сбору коммерческих предложений в электронной форме на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (закупка N31502114285) обоснованной.
2. Признать в действиях Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком" нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части предъявления к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
3. Признать в действиях Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком" нарушение части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части не размещения разъяснения положений закупочной документации в случаях, предусмотренных пунктом 3.4 Документации на проведение закупки.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/76-15 о нарушении
законодательства об осуществлении закупок
09 апреля 2015 года г. Севастополь
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Кириллов Г.В. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Красильникова Т. В. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частями 20, 22, 23 статьи 18.1, Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 08 апреля 2015 года по делу N 08/76-15 по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Клин Тайм" от 26 марта 2015 года N6-06/23 (вх.N 81/09 от 27 марта 2015 года) на действия Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком" при проведении закупки по сбору коммерческих предложений в электронной форме на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" (закупка N 31502114285), предписывает:
1. Государственному унитарному предприятию Севастополя "Севастополь Телеком" отменить протокол проведения закупочной процедуры по закупке в форме сбора коммерческих предложений в электронной форме от 24.03.2015.
2. С момента получения настоящего предписания повторно рассмотреть заявку Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Клин Тайм" на участие в закупке по сбору коммерческих предложений в электронной форме на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ".
3. Осуществить проведение процедуры закупки по сбору коммерческих предложений в электронной форме на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "СЕВТЕЛЕКОМ" в соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
4. Государственному унитарному предприятию Севастополя "Севастополь Телеком" в срок до 30 апреля 2015 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 8/601-С (опубликовано 9 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016