Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 17 июля 2014 г. N 05-04.1/51-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
Е.В. Смитиенко - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
А.В. Ланбиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
в отсутствие В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии, Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "КЕДР" (далее - Заявитель, ООО "СК "КЕДР") на действия Закупочной комиссии УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее -Закупочная комиссия, Ответчик) при проведении открытой тендерной закупки на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" (извещение от 06.06.2014 г. N 31401229924) (далее - открытая тендерная закупка, закупка),
при участии от Ответчика:
- ведущего юрисконсульта юридического отдела <<>> (доверенность от 04.03.2014 N 44.02-19/46; личность удостоверена паспортом);
- ведущего инженера отдела по управлению имуществом <<>>(доверенность от 14.07.2014 N 44.02-19/68; личность удостоверена паспортом),
от победителя открытой тендерной закупки ООО "Рэдианс":
- <<>> (доверенность от 10.07.2014; личность удостоверена паспортом)
в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "КЕДР" (вх. от 08.07.2014 N 7238) на действия Закупочной комиссии УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" при проведении открытой тендерной закупки на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России".
Заявитель считает, что Заказчик необоснованно отклонил заявку на участие в открытой тендерной закупке в связи с отсутствием предложения о качестве и технических характеристиках материалов.
По мнению ООО "СК "Кедр", Заявителем было представлено в комплекте с заявкой письмо о конкретных показателях товара, указанных согласно документации открытой тендерной закупки на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - Документация о закупке), исполнив все требования Документации о закупке. Однако, Закупочная комиссия отказала в допуске к участию в открытой тендерной закупке на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России".
2. Представители Ответчика на заседании Комиссии 17.07.2014 с доводами жалобы Заявителя не согласились, высказались согласно представленным возражениям УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" на жалобу ООО "СК "Кедр" (вх. Омского УФАС России от 11.07.2014 N 7439), отметив следующее.
Заявка участника открытой тендерной закупки ООО "СК "Кедр" была отклонена Закупочной комиссией в связи с несоответствием содержания, формы, оформления и состава заявки на участие в закупке требованиям извещения и/или документации о закупке, в том числе не предоставления либо частичного предоставления документов, предусмотренных извещением и/или документацией о закупке", на основании пункта 4.10.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" (далее - Положение о закупках), а также пункта 1.6.3 и подпункта 3 пункта 3.3.1. Документации о закупке).
По мнению ответчика, в заявке ООО "СК "Кедр" отсутствует предложение о качестве и технических характеристиках материалов по форме таблицы N 2 Технического задания "Перечень материалов", предусмотренное Документацией о закупке.
Такое предложение, по форме, указанной Заказчиком в Документации о закупке, обязательно должно присутствовать в заявках претендентов, так как позволяет оценить заявку претендента в части используемых при выполнении работ материалов на соответствие требованиям Заказчика.
Кроме того, по мнению ответчика, предложение о качестве и технических характеристиках материалов, предоставленное претендентом ООО "СК "Кедр" в составе своей заявки на участие в закупке, составлено коротко и формально, не по требуемой форме, не содержит никаких указаний на наименования и технические характеристики материалов, которые предполагал использовать претендент при выполнении работ, являющихся предметом открытой тендерной закупки. Отсутствие этой информации не позволило Закупочной комиссии оценить заявку претендента ООО "СК "Кедр", и она была отклонена.
На заседании комиссии представитель Ответчика пояснил также, что при указании в Документации о закупке требования о предоставлении к Заявке перечня материалов с указанием их наименования и технических характеристик, которые предполагает использовать претендент при выполнении работ, являющихся предметом открытой тендерной закупки, Заказчиком учитывался опыт проведения подобного рода работ подрядными организациями с низкими показателями качества и надежности с использованием материалов, не требуемых к Заявке на проведение открытой тендерной закупки.
В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 09.07.2014 N 05-6047э Ответчиком представлены копии:
- положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утверждённого Приказом ФГУП "Почта России от 30.03.2012 г. N 73-П со всеми изменениями и дополнениями;
- извещения о проведении открытой тендерной закупки от 06.06.2014 г.;
- документации открытой тендерной закупки (с приложениями), утверждённой и.о. директора УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России";
- заявок на участие в открытой тендерной закупке ООО "СК "Кедр", победителя открытой тендерной закупки ООО "Рэдианс";
- журнала регистрации заявок на участие в открытой тендерной закупке;
- протокола от 30.06.2014 г. вскрытия и рассмотрения заявок на участие в открытой тендерной закупке на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России";
- протокола от 02.07.2014 г. оценки и сопоставления заявок на участие в открытой тендерной закупке на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России".
Дополнительно представителем УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" представлены для обозрения оригиналы всех заявок на участие в открытой тендерной закупке.
3. Из представленных материалов Комиссией установлено, что 06.06.2014 г. УФПС Омской области - филиал ФГУП "Почта России" на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены: извещение о проведении открытой тендерной закупки, документация открытой тендерной закупки (с приложениями).
В соответствии с пунктом 10.13 раздела X Положения о закупке документация о закупке может содержать требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Кроме того, согласно пункту 10.23.3. раздела X Положения о закупке заявка на участие в закупке должна содержать в том числе, предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора.
Согласно пункту 1.3. раздела 1 Документации о закупке предметом данной закупки являются работы по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России".
В силу раздела 3 Документации о закупке заявка на участие в открытой тендерной закупке должна содержать в том числе, предложение о качестве и технических характеристиках материалов, подтверждающих соответствие требованиям Заказчика материалов, используемых претендентом при выполнении работ, являющихся предметом открытой тендерной закупки (по форме таблицы N 2 "Перечень материалов" Технического задания).
В своей заявке в таблице N 2 "Перечень материалов" Технического задания открытой тендерной закупки претендент должен представить сведения и материалы, которые планируется использовать при выполнении работ, с обязательным указанием товарного знака (при его наличии), конкретных характеристик, соответствующих требованиям Заказчика (или превосходящих их), установленных в данной таблице. Кроме того, информация должна быть полной и исключать неоднозначное толкование о параметрах и характеристиках предполагаемого к использованию товара (материала).
По информации Заказчика, на участие в открытой тендерной закупке заявки подали: общество с ограниченной ответственностью "Восток-Строй", общество с ограниченной ответственностью "СК "Кедр", общество с ограниченной ответственностью "Тритон", общество с ограниченной ответственностью "Рэдианс", общество с ограниченной ответственностью "Альтаир", общество с ограниченной ответственностью "Сибремстройкомплект", общество с ограниченной ответственностью "Стройинком".
В комплекте с заявкой ООО "СК "Кедр" вместо приложения 2 "Перечень материалов" Технического задания с предложением о качестве и технических характеристиках материалов представлено письмо, в котором указано, что все материалы, используемые при выполнении работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" будут соответствовать качественным и техническим характеристикам, указанным в таблице 2 документации о закупке, предоставленной Заказчиком.
В соответствии с протоколом вскрытия и рассмотрения заявок на участие в открытой тендерной закупке на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 заявкам ООО "СК "Кедр", ООО "Альтаир", ООО "Сибремстройкомплект" ООО "Стройинком" было отказано в допуске к участию в открытой тендерной закупке. В том числе ООО "СК "Кедр" было отказано в допуске к участию в открытой тендерной закупке на основании пункта 4.10.3. Положения о закупках в связи с несоответствием содержания, формы, оформления и состава заявки на участие в закупке требованиям извещения и/или документации о закупки, в том числе не предоставления либо частичного предоставления документов, предусмотренных извещением и/или документацией о закупке. В заявке ООО "СК "Кедр" отсутствует предложение о качестве и технических характеристиках материалов по форме таблицы N 2 "Перечень материалов" Технического задания, предусмотренное подпунктом з пункта 3.3.1. Документации о закупке.
В связи с тем, что Ответчиком получено уведомление Омского УФАС России от 09.07.2014 N 05-6047э о поступлении жалобы ООО "СК "Кедр" на действия Закупочной комиссии УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России", заключение договора с победителем открытой тендерной закупки на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" было приостановлено.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России", Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, в документации открытой тендерной закупки Заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Как следует из таблицы N 2 "Перечень материалов" Технического задания открытой тендерной закупки претендент должен представить в своей заявке сведения и материалы, которые планируется использовать при выполнении работ, с обязательным указанием товарного знака (при его наличии), конкретных характеристик, соответствующих требованиям Заказчика. При этом каких-либо неизмеряемых требований к участникам открытой тендерной закупки и материалам, которые планируется использовать при выполнении работ не установлено.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Поэтому включение в документацию открытой тендерной закупки требований к качеству, техническим характеристикам оборудования, соответствующим потребностям Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, нарушений со стороны Закупочной комиссии УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" при проведении открытой тендерной закупки не допущено, права и законные интересы заявителя не нарушены.
Ответчик имеет свое представление о качестве работ, которые он хочет получить. Открытая тендерная закупка на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" с использованием материалов, которые планируется использовать при выполнении работ, с обязательным указанием конкретных характеристик полностью соответствует целям закона - удовлетворению потребности юридических лиц в товарах с необходимыми показателями качества и надежности, эффективному использованию денежных средств.
Проанализировав имеющиеся в деле N 05-04.1/51-14 документы, Комиссия пришла к заключению об обоснованности включения Ответчиком в документацию открытой тендерной закупки требований к качеству и техническим характеристикам материалов, которые планируется использовать при выполнении работ.
Доказательства, свидетельствующие об ограничении Ответчиком конкуренции при проведении данной закупки, в материалах дела N 05-04.1/51-14 отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу ООО "СК "Кедр"" на действия Закупочной комиссии УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" при проведении открытой тендерной закупки на выполнение работ по ремонту кровли здания Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 31401229924, размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет").
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Г.В. Лаптева
Члены Комиссии Е.В. Смитиенко
А.В. Ланбин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 июля 2014 г. N 05-04.1/51-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016