Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 6806-05 (опубликовано 5 октября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя управления Попов К.Ю.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 8947/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel", размещенной в оконном проёме магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А (возле трамвайной остановки "Южный рынок"), содержащей признаки нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- индивидуального предпринимателя Медведчиковой Надежды Валентиновны (далее - ИП Медведчикова Н.В.), зарегистрированной по адресу: 432030, г. Ульяновск, ул. Репина, д. 45, кв. 187, - Медвечиковой Н.В. (в отсутствие документов, удостоверяющих личность), установила:
Ульяновским УФАС России определением от 23.08.2012 по факту распространения рекламы пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel", размещенной в оконном проёме магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А (возле трамвайной остановки "Южный рынок"), возбуждено дело N 8947/05-2012 по признакам нарушения ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена ИП Медведчикова Н.В. Рассмотрение дела назначено на 21.09.2012.
В письменных пояснениях по делу (вх. N 7608 от 30.08.2012), а также на заседании Комиссии 21.09.2012 ИП Медведчиковой Н.В. пояснено, что полотно с рекламой пива "Velkopopovicky Kozel" было размещено предпринимателем в целях защиты стоящего рядом с окном холодильника с рыбой от солнца. Предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива в рекламе присутствует, но поскольку оконный проём магазина "Рыба" мал, указанная предупредительная надпись оказалась скрытой.
Исследовав материалы дела N 8947/05-2012, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel", размещенную в оконном проёме магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А (возле трамвайной остановки "Южный рынок"), ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение гр. <Х_> который не дал письменного согласия на использование своих персональных данных, о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 123/ог от 23.07.2012). В частности, в обращении, в том числе, указано, что в оконном проёме магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А (возле трамвайной остановки "Южный рынок"), размещена реклама пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel", в которой отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива (служебная записка N 578 от 23.08.2012).
К обращению гр. <Х_> приложен фотоснимок указанной рекламы, которая имеет следующее содержание.
В центральной части рекламы на фоне плотно прилегающих друг к другу досок приведены выполненная шрифтом красного цвета на полосе белого цвета надпись: "Отведай чешского", а также изображение бутылки пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel" и бокала с логотипом "Velkopopovicky Kozel" с жидкостью желтого цвета и белой пенной шапкой на её поверхности. Изображение бутылки и кружки с пивом наложены на графическое изображение каменного здания среди деревьев.
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, размещенная в оконном проёме магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А (возле трамвайной остановки "Южный рынок"), является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - пиву торговой марки "Velkopopovicky Kozel".
Статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" признана утратившей силу ст. 22 Федерального закона "О рекламе" (с 23.07.2012).
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции, действующей с 01.07.2012) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Таким образом, с 23.07.2012 к рекламе пива применяются требования ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Однако в нарушение указанной нормы закона в рекламе пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel", размещенной в оконном проёме магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А (возле трамвайной остановки "Южный рынок"), предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции не просматривается. ИП Медведчиковой Н.В. указанная реклама размещена в окне таким образом, что часть рекламного полотна скрыта оконной рамой магазина, в связи с чем распространение рассматриваемой рекламы осуществляется без предупредительной надписи.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 указанного Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Деятельность магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А, осуществляет ИП Медведчикова Н.В. Размещение и распространение рекламы пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel" в том виде, в котором она была зафиксирована заявителем по рассматриваемому делу, осуществлялись ИП Медведчиковой Н.В. по собственной инициативе, без заключения соответствующих договоров.
Следовательно, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Медведчикова Н.В.
На заседании Комиссии 21.09.2012 ИП Медведчиковой Н.В. представлен фотоснимок, на котором видно, что полотно с рекламой пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel" с оконного проёма магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А, снято. Тем самым, распространение рассматриваемой рекламы в настоящее время прекращено.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пива торговой марки "Velkopopovicky Kozel", размещенную в оконном проёме магазина "Рыба", расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 12А (возле трамвайной остановки "Южный рынок"), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме 28.09.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.Ю. Попов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 6806-05 (опубликовано 5 октября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016