Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/3105 (опубликовано 8 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43 в составе:
<_>
в присутствии от организатора торгов - некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - <_>
в отсутствие представителя заявителя - ОАО "Карачаровский механический завод", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу ОАО "Карачаровский механический завод" на действия конкурсной комиссии некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту: замена 2 пассажирских лифтов г/п 320 кг и 500 кг на 15 остановок, в 1 и 2 подъездах по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, д. 10, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 30.03.2015 обратилось ОАО "Карачаровский механический завод" с жалобой на действия конкурсной комиссии некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту: замена 2 пассажирских лифтов г/п 320 кг и 500 кг на 15 остановок, в 1 и 2 подъездах по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, д. 10.
Из жалобы следует, что обществом подана заявка на участие в вышеуказанном конкурсе. Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2015 конкурсной заявке ОАО "Карачаровский механический завод" начислено 95 баллов из 100 возможных. ОАО "Карачаровский механический завод" считает такое присвоение баллов необоснованным.
Вместе с тем, заявитель отмечает, что конкурсная документация не соответствует постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2014 N 498.
Кроме того, ОАО "Карачаровский механический завод" указывает, что заявка ООО "Волжский лифтостроительный завод" подлежала отклонению в связи с не предоставлением всех требуемых документов и информации.
По мнению заявителя, заявка ООО "Трансэнерго" также подлежала отклонению в связи с отсутствием в ее составе:
информации о сроках выполнения работ, предоставления гарантий качества выполняемых работ и применяемых материалов;
документов, подтверждающих соблюдение техники безопасности (содержащие сведения о количестве несчастных случаев при производстве работ за последние 3 года, предшествующие году проведения открытого конкурса) (справка о соблюдении работодателем трудового законодательства).
ОАО "Карачаровский механический завод", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в заседание Комиссии не обеспечило.
Представитель некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" нарушение порядка проведения открытого конкурса не признала, просила признать жалобу ОАО "Карачаровский механический завод" необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приемку выполненных работ;
6) нести иные обязанности, предусмотренные договором о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.
В силу части 5 статьи 182 Жилищного кодекса порядок привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации.
Порядок привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2014 N 498 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка привлечение региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включенном в Программу, осуществляется путем проведения открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее также - открытый конкурс).
Таким образом, любые действия (бездействие) регионального оператора при организации и проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 8.1 Порядка извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация публикуются на официальном сайте заказчика не позднее чем за 20 дней до даты окончания срока подачи заявок.
НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на официальном сайте организации в сети интернет по адресу http://gov.cap.ru/SiteMap.aspxgov_id=849&id=1967618 разместило извещение и документацию о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту: замена 2 пассажирских лифтов г/п 320 кг и 500 кг на 15 остановок, в 1 и 2 подъездах по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, д. 10.
Пунктом 4.2 Порядка установлено, что подготовка конкурсной документации осуществляется заказчиком в соответствии с типовой конкурсной документацией по проведению открытых конкурсов по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (приложение N 2 к настоящему Порядку).
Согласно пункту 10.6 Порядка заявки рассматриваются конкурсной комиссией на предмет определения полномочий лиц, подавших заявки, а также соответствия заявок требованиям конкурсной документации. По результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске или об отказе в допуске участника к участию в открытом конкурсе в случаях, указанных в пункте 3.3 раздела III Положения о конкурсной комиссии. Результаты вскрытия конвертов оформляются протоколом, который размещается на официальном сайте заказчика.
Из пункта 10.8 Порядка следует, что заявки участников, допущенных к участию в открытом конкурсе, подлежат оценке и сопоставлению конкурсной комиссией с целью сравнения условий, предложенных участниками, и определения победителя. Результаты оценки и сопоставления заявок оформляются протоколом по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему Порядку.
Типовые критерии и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены разделом VI Типовой конкурсной документации, являющейся приложением N 2 к Порядку (далее Типовая документация).
В соответствии с пунктом 6.1 Типовой документации для определения лучших условий для исполнения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок по следующим критериям:
"Цена договора": максимальное количество баллов - 20;
"Срок оказания услуг и (или) выполнения работ, предоставления гарантий качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ и применяемых материалов": максимальное количество баллов - 30;
"Квалификация участника": максимальное количество баллов - 50.
Вместе с тем, подкритерии по критерию "Срок оказания услуг и (или) выполнения работ, предоставления гарантий качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ и применяемых материалов" установлены пунктом 6.3 Типовой документации:
а) срок предоставления гарантии качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ и применяемых материалов: от 1 до 2 лет - 0 баллов, 3 года - 5 баллов, 5 лет - 10 баллов;
б) срок предоставления гарантии качества применяемых материалов: от 1 до 2 лет - 0 баллов, 3 года - 5 баллов, 5 лет - 7 баллов;
в) срок оказания услуг и (или) выполнения работ: 6 месяцев - 1 балл, 5 месяцев - 5 баллов, 4 месяца - 10 баллов.
Подкритерии по критерию "Квалификация участника" установлены пунктом 6.4 Типовой документации:
а) опыт работы участника открытого конкурса по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства: более 7 лет - 15 баллов, от 4 до 7 лет - 10 баллов, от 2 до 4 лет - 5 баллов, от 1 до 2 лет - 3 балла, менее 1 года - 0 баллов;
б) укомплектованность штата участника открытого конкурса инженерно-техническими работниками, которые будут задействованы при проведении капитального ремонта многоквартирного дома: выше 80 процентов - 5 баллов, от 80 до 50 процентов - 3 балла, менее 50 процентов - 0 баллов;
в) укомплектованность штата участника открытого конкурса квалифицированными рабочими, которые будут выполнять работы по капитальному ремонту многоквартирного дома: выше 80 процентов - 5 баллов, от 80 до 50 процентов - 3 балла, менее 50 процентов - 0 баллов;
г) соблюдение техники безопасности: количество несчастных случаев при производстве работ за последние 3 года: 0 случаев - 5 баллов, 1 случай - 3 балла, более 1 случая - 0 баллов.
Из изложенного следует, что сумма максимальных баллов по подкритериям "Срок оказания услуг и (или) выполнения работ" равна 27 баллам, по подкритериям "Квалификация участника" - 30 баллам, что не соответствует пункту 6.1 Типовой документации.
При этом согласно конкурсной документации, размещенной на официальном сайте организатора конкурса, подкритерий "срок выполнения работ" критерия "Срок оказания услуг и (или) выполнения работ, предоставления гарантий качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ и применяемых материалов", дополнен пунктом, в соответствии с которым максимальное количество баллов (13 баллов) присваивается в случае, если срок выполнения работ заявлен от 1 до 2 месяцев.
Критерий "Квалификация участника" дополнен подкритериями:
"д) наличие технической оснащенности (машин, механизмов и т.д.), необходимой для выполнения видов работ, предусмотренных лотом: участник открытого конкурса владеет на право собственности машинами и механизмами, необходимыми при производстве работ - 10 баллов, заключен договор аренды машин и механизмов, необходимых при производстве работ - 5 баллов.
г) безубыточная деятельность участника открытого конкурса в течение 3 лет работы - 10 баллов, в течение 2 лет - 5 баллов, в течение 1 года - 1 балл".
Таким образом, внесенные НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" дополнения в конкурсную документацию позволяют присвоить поступившим заявкам максимальное количество баллов в соответствии с требованиями пункта 6.1 Типовой документации.
В соответствии с вышеизложенным и, принимая во внимание, что в силу пункта 10.6 Порядка заявки рассматриваются на предмет их соответствия требованиям именно конкурсной документации, Комиссия Чувашского УФАС России не признает вышеуказанные несоответствия разработанной конкурсной документации Типовой документации нарушением порядка проведения открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Пунктом 3.1 конкурсной документации установлен перечень документов, предоставление которых в составе заявки является обязательным:
наличие технической оснащенности (машин, механизмов и т.д.), необходимой для выполнения видов работ (заверенная копия паспорта технического средства) (пункт 3.1.7)
информация о сроках выполнения работ, предоставления гарантий качества выполняемых работ и применяемых материалов (пункт 3.1.14);
документы, подтверждающие соблюдение техники безопасности (содержащие сведения о количестве несчастных случаев при производстве работ за последние 3 года, предшествующие году проведения открытого конкурса) (справка о соблюдении работодателем трудового законодательства) (пункт 3.1.16).
Согласно пункту 3.2 конкурсной документации документы, указанные в пункте 3.1 настоящего раздела, являются обязательными для представления. Отсутствие в составе конкурсной заявки какого-либо документа или представление документов по формам, отличным от тех, что включены в настоящую конкурсную документацию, является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 24.03.2015 конкурсная комиссия, вскрыв конверты, установила, что заявки поданы ОАО "Карачаровский механический завод", ООО "Монтажлифтторг", ООО "Трансэнерго", ООО "Волжский лифтостроительный завод".
Конкурсная комиссия, рассмотрев вышеуказанные заявки, установила наличие в их составе всех требуемых документов и приняла решение о допуске вышеуказанных организаций к участию в открытом конкурсе.
Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО "Волжский лифтостроительный завод" отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 3.1.7 конкурсной документации - заверенная копия паспорта технического средства, подтверждающего наличие технической оснащенности (машин, механизмов и т.д.), необходимого для выполнения видов работ.
Данное обстоятельство в силу пункта 3.2 конкурсной документации является самостоятельным основанием для отказа в допуске к участию заявки ООО "Волжский лифтостроительный завод".
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признает довод жалобы ОАО "Карачаровский механический завод" в части неправомерных действий конкурсной комиссии НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по допуску к участию в открытом конкурсе ООО "Волжский лифтостроительный завод" обоснованным.
Относительно заявки ООО "Трансэнерго" Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
Порядок описания участником открытого конкурса условий выполнения договора подряда закреплен пунктом 7 приложения N 2 к конкурсной документации, в т.ч. и порядок описания условий, предусмотренных пунктом 3.1.14 Порядка.
По пункту 3.1.14 Порядка указанная форма заявки предусматривает предоставление информации только к срокам выполнения работ и срокам гарантии качества работ и не предусматривает предоставление информации о гарантии качества применяемых материалов.
Заявка ООО "Трансэнерго" содержит информацию о сроках выполнения работ, предоставления гарантий качества выполняемых работ.
Комиссия Чувашского УФАС России также отмечает, что в составе заявки ООО "Трансэнерго" содержится справка, оформленная самой организацией, о том, что за последние три года несчастных случаев на производстве не зарегистрировано.
Вместе с тем, конкурсная документация не содержит каких-либо специальных требований к справке о соблюдении работодателем трудового законодательства, в связи с чем Комиссия признает справку, оформленную самой организацией, соответствующей требованиям конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что обстоятельства, указанные по данному доводу в жалобе ОАО "Карачаровский механический завод", не являются основаниями для отклонения заявки ООО "Трансэнерго".
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2015 заявке ОАО "Карачаровский механический завод" присвоено 95 баллов, при этом по подкритерию "безубыточная деятельность в течение 3 лет" присвоено 5 баллов из 10 возможных.
В соответствии с пунктом 3.1.5 конкурсной документации к заявке должны быть приложены: заверенная копия бухгалтерского баланса и отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату перед датой подачи заявки (для юридических лиц), копия справки о состоянии кредиторской задолженности и справки об имуществе за последние три календарных года перед датой подачи заявки (для индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с вышеуказанным требованием ОАО "Карачаровский механический завод" в составе заявки приложило бухгалтерскую (финансовую) отчетность на последнюю отчетную дату перед датой подачи заявки - за 2013 год, в состав которой входят, в т.ч. бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
При этом предоставленные ОАО "Карачаровский механический завод" документы позволяют оценить безубыточную деятельность организации только за два года - 2013 год и 2012 год. Таким образом, в соответствии с подпунктом "г" пункта 6.4 конкурсной документации конкурсная комиссия НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обоснованно присвоила заявке ОАО "Карачаровский механический завод" 5 баллов.
Также из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2015 следует, что заявке ООО "Трансэнерго" по подкритерию "срок предоставления гарантии качества применяемых материалов" присвоено 7 баллов.
Однако заявка ООО "Трансэнерго" не содержит информации о сроке предоставления гарантии качества применяемых материалов.
Изложенное свидетельствует о необоснованном присвоении баллов заявке ООО "Трансэнерго" по подкритерию "срок предоставления гарантии качества применяемых материалов".
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признает довод ОАО "Карачаровский механический завод" о ненадлежащей оценке конкурсной комиссией информации о сроке предоставления гарантии качества применяемых материалов в отношении заявки ООО "Трансэнерго" обоснованной.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу ОАО "Карачаровский механический завод" обоснованной в части ненадлежащих действий конкурсной комиссии по допуску к участию в открытом конкурсе ООО "Волжский лифтостроительный завод" и присвоению завышенных баллов заявке ООО "Трансэнерго" по подкритерию "срок предоставления гарантии качества применяемых материалов".
Комиссией установлено, что 31.03.2015 НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" заключила договор N 04-кр на выполнение работ по капитальному ремонту: замена 2 пассажирских лифтов г/п 320 кг и 500 кг на 15 остановок, в 1 и 2 подъездах по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, д. 10.
Данное обстоятельство не позволяет Комиссии Чувашского УФАС России принять решение о выдаче предписания об устранении нарушения порядка организации и проведения открытого конкурса, поскольку между сторонами возникли обязательственные правоотношения.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России решила:
Признать жалобу ОАО "Карачаровский механический завод" обоснованной в части.
<_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/3105 (опубликовано 8 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016