Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 5 октября 2012 г. N Р3-749-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
В присутствии представителей:
от заявителя жалобы - уведомленного надлежащим образом представители не прибыли, каких либо ходатайств не заявляли
от государственного заказчика - <***>
Рассмотрев жалобу ИП <***> на действия государственного заказчика - федерального государственного казенного учреждения "Санаторий "Кисловодск" Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России"), аукционной комиссии ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321100029912000040 на право заключения государственного контракта, на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России", установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП <***> на действия государственного заказчика - федерального государственного казенного учреждения "Санаторий "Кисловодск" Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России"), аукционной комиссии ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321100029912000040 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России".
По мнению заявителя жалобы, сформированная аукционная документация несоответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Представитель ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" поддержала доводы указанные в письменных объяснениях, считает, что аукционная документация на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России сформирована в полном соответствии с требованиями и положениями Закона о размещении заказов.
Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя в соответствии со статьёй 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0321100029912000040 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России", установила следующее:
1. 17.09.2012 на официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России".
Частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов под участником размещения заказа понимается лицо, претендующее на заключение государственного или муниципального контракта. Однако положения Закона о размещении заказов не указывают на формы такого интереса лица к заключению контракта.
На основании всего вышеизложенного системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им торгов.
Часть 1 статьи 57 Закона о размещении заказов определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 8 Закона о размещении заказов - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника размещения заказа.
Часть 2 статьи 57 Закона о размещении заказов устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 8 Закона о размещении заказов жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, положения документации о торгах, информация о размещаемом заказе, размещенная на официальном сайте в сети Интернет, порядок направления участнику размещения заказа разъяснений положений документации, порядок представления документации, нарушающие нормы Закона о размещении заказов могут быть обжалованы в установленном законом порядке любым лицом.
Обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Ощее правило части 1 статьи 57 Закона о размещении заказов обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 23, части 7 статьи 34, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов при проведении торгов заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта.
В соответствии с положениями статьи 22, 34, 41.6 Закона о размещении заказов документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Вместе с тем документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о размещении заказов, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о размещении заказов требований, как к участнику размещения заказа, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в торгах с целью заключения такого контракта.
Учитывая вышеизложенное, воспользовавшись своим правом ИП <***> обжаловала действия ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России", по формированию и утверждению аукционной документации в Ставропольское УФАС России.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобу ИП <***> частично обоснованной по следующему основанию.
В соответствии с подпунктом 11.3 пункта 11 в государственном контракте указано, что заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законом и Контрактом, с предварительным уведомлением Подрядчика за 3 (три) календарных дня до даты отказа от исполнения Контракта.
Частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Понятие договор определено частью 1 статьи 9 Закона о размещении заказов, где указано, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о нарушении заказчиком части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов и части 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.
2. В пункте 5.13 технического задания аукционной документации на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" заказчиком установлено незаконное требование, а именно: привлечение Подрядчиком сторонних организаций по субподряду для выполнения работ по контракту без согласования с Заказчиком не допускается
Данное требование заказчика является незаконным и противоречащим действующему законодательству
Так в соответствии с подпунктом 3.1 части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов - документация об аукционе не может содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Статья 706 ГК РФ предусматривает, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Исходя из положений статьи 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) без согласия муниципального заказчика.
3. В пункте 5.14 технического задания аукционной документации, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Так, в пункте 5.14 технического задания указано, что подрядчик должен соответствовать требованиям ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, в том числе ч. 1.1 указанной статьи. Подрядчик должен иметь свидетельство о допуске Саморегулируемой организации (СРО), включая изменения согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Требования о наличии свидетельства на соответствующие виды работ предъявляются к головному исполнителю заказа, со следующим перечнем работ:
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
7.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин
10.5 Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций
12.4. Гуммирование (обкладка листовыми резинами и жидкими резиновыми смесями)
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.6. Устройство металлизационных покрытий
12.7. Нанесение лицевого покрытия при устройстве монолитного пола в помещениях с агрессивными средами
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
24.26. Пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения
24.30. Пусконаладочные работы сооружений канализации
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N1-3, 5-7, 9-14)
32.5. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N16,17)
32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22, 24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N18, 19)
32.7. Строительный контроль за работами в области электроснабжения (вид работ N15.5, 15.6, 23.6, 24.3-24.10, группа видов работ N20)
33.3 Жилищно-гражданское строительство
Комиссия Ставропольского УФАС России, считает, что такое требование является незаконным и необоснованным.
Так, согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация, об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с проведенной в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов проверкой, Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России при размещении вышеуказанного заказа допустил нарушение части 7 статьи 41.8 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Закон о размещении заказов является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Требования, предъявляемые к первой части заявке содержатся в части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, которая содержит в себе исчерпывающий перечень сведений которые должна содержать первая часть заявки, а так же, что должен указать в своей заявке участник размещения заказов.
Частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В нарушение части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, заказчик в пункте 1.1.4 раздела 1.3 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме установил следующее требование - в составе первой части заявки при указании товарного знака товара (либо указания на отсутствие товарного знака) необходимо указать также наименование производителя данного товара и место происхождения товара.
Так, согласно требованиям части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
5. В подпункте 13.4 пункта 13 контракта указано, что контракта составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Такое указание в контракта подразумевает под собой заключение контракта в письменной форме, что в силу Закона о размещении заказов недопустимо.
В силу части 1 статьи 41.2 Закона о размещении заказов все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов. То есть из вышеизложенного следует, что контракт заключается в электронной форме согласно порядку определенному статьёй 41.12 Закона о размещении заказов.
6. Заказчиком в пункте 2.3 и пункте 2.4 проекта контракта установлены неправомерные требования, а именно в пункте 2.3 указано, что подрядчик обязан предоставить и использовать для выполнения работы материалы, принадлежащие ему на праве собственности, и передать Заказчику копии документов о приобретении их в собственность в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня после получения письменного запроса Заказчика. В пункте 2.4 указано, что в случае, если оборудование обременено правами третьих лиц, Подрядчик обязан до начала работ передать Заказчику копии дополнительных документов, обосновывающих правомерность использования оборудования (например, договоры аренды, залога).
Частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика (из его материалов, его силами и средствами). При этом правом собственности на материалы (их остатки) обладает подрядчик.
Не в Законе о размещении заказов ни в Гражданском кодексе не установлена обязанность подрядчика подтверждать, о том, что материалы, которые будут использоваться при выполнении работ будут принадлежать подрядчику на праве собственности, а так же ни где не сказано о том, что подрядчик обязан передать заказчику копии документов о приобретении их в собственность.
7. Так же, заказчиком было допущено, нарушение требований части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в соответствии с которой требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Часть шестая статьи 41.8 Закона о размещении заказов содержит в себе исчерпывающий перечень сведений и документов, которая должна содержать вторая часть заявки участника размещения заказа.
Так, в нарушение вышеуказанной нормы заказчик в пунктах 2.2.2 и 2.2.3 потребовал документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказов, а так же копии учредительных документов участника размещения заказа.
Остальные доводы заявителя жалобы не находят своего должного подтверждения.
Частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов определено, что по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В части 6 статьи 17 Закона о размещении заказов сказано, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе - выдать заказчику, аукционной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России, при рассмотрении жалобы, а так же, в ходе проведения в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки в действиях ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" при формировании аукционной документации установлены нарушения части 8 статьи 9, подпункта 3.1 части 3 статьи 34, части 4 статьи 11, части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов части 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.
Комиссия, руководствуясь ст.ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ИП <***> на действия государственного заказчика - федерального государственного казенного учреждения "Санаторий "Кисловодск" Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России"), аукционной комиссии ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321100029912000040 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" - частично обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки проведённой в соответствии со статьёй 17 Закона о размещении заказов, признать действия ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321100029912000040 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" нарушившим требования части 8 статьи 9, подпункта 3.1 части 3 статьи 34, части 4 статьи 11, части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов части 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.
3. Государственному заказчику ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321100029912000040 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов ФГКУ "Санаторий "Кисловодск" ФСБ России" по результатам проведённой в соответствии со статьёй 17 Закона о размещении заказов проверки выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц допустивших нарушения требований Закона о размещении заказов к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 октября 2012 г. N Р3-749-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016